ФЕСТИВАЛЬ  Sonar-2011: кто с нами?

Восемь веских причин отправиться в этом году со Звуками на фестиваль SONAR - самое крупное на планете событие в области электронной музыки.

Меньше чем через месяц в Барселоне уже в 17-й раз пройдет фестиваль Sonar – самое крупное на планете событие в области электронной музыки. Хотя электроника уже давно не только прижилась, но и пробралась на лидирующие позиции едва ли не во всех фестивалях мира, Sonar всегда будет стоять особняком.
В первую очередь, дело в том, что электроника электронике рознь. Очевидно, что артисты уровня Chemical Brothers или Moby уже давно проходят по разряду звезд планетарного масштаба и делят хедлайнерские слоты с Coldplay, Pulp и Канье Уэстом (Kanye West), но вот персонажей менее раскрученных приходится вылавливать штучно. Они не ездят в огромные турне, да и вообще на публике появляются считанное число раз в году. Здесь же их десятки, сотни – все как на ладони, выбирай кого хочешь. Можно поваляться на лужайке в час дня под наивно-мелодичных испанцев, можно внять зубодробительному нойзу от какого-нибудь очередного японца в тёмном и холодном зале "Сонар комплекса", можно поплясать под новомодний хип-хоп или вонки в тесной и всегда набитой народом арене "Ред булла" под тентом, можно влиться в многотысячный рейв на ночном сете любого из звездных диск-жокеев.

"Сонар" абсолютно универсален – тут уравнены в правах высоколобое современное искусство и клубная музыка для масс. В лайн-апе соседствуют эмбиент от Global Communication, громоподобный дабстеп от Мэри-Энн Хоббс (Mary Anne Hobbs), солнечный электропоп от Cut Copy, примодненный R&B от Жанель Монэ (Janelle Monae) и даже неоклассика от Стива Райха Steve Reich – тот близок электронщикам не средствами звукоизвлечения, но идеологией. И такое может быть только здесь – на многочисленных танцевальных фестивалях вроде Amsterdam Dance Event вас перекормят диджеями, играющими "буквально любую музыку от хауса до техно ", на Melt – артистами с лейбла Kompakt. На Mutek не подпустят за версту группу с гитарами и вокалом, на Bloc Weekend будут строго блюсти квоту на артистов не из Британии ("не более одного в день, да и вообще – какая за пределами островов может быть музыка?"). Причины, почему каждый, кто считает себя любителем электроники, хоть раз должен здесь побывать, можно перечислять часами. Вот вам несколько самых убедительных.

Барселона.
Неоценимое достоинство Сонара – то, что проходит он в одном из самых прекрасных городов мира. При всей любви, например, к британскому Big Chill, стоит признать, что жизнь в палатках – все же удовольствие на любителя. А уж если вас зальет фирменным английским дождем, фестиваль немедленно превращается в экстремальный вид спорта. А в Барсе - максимально комфортно. Дневная часть проходит в самом центре города, в трех минутах ходьбы от площади Каталонии. На ночную часть события можно за полчаса добраться на метро или на специальном автобусе. А помимо музыкальных радостей, к вашим услугам весь город – с утра можно сходить искупаться на пляж Барселонета или поглазеть на причудливые постройки Гауди, вечером – пошататься по нереально красивой набережной или попить мохито в каком-нибудь из многочисленных колоритных баров. Барселона настолько дружелюбна, что даже погода здесь хорошая решительно всегда. Даже если вдруг начинается дождь, то идет он минут десять и предназначается исключительно для того чтобы помыть город.

Тренды года.
Каждый раз на Сонаре есть одна или несколько тем, которым уделяется повышенное внимание. Это могут быть артисты из Японии, нюрейв, дабстеп или наследие британской синтезаторной сцены конца семидесятых.
Поскольку организаторы фестиваля - люди чрезвычайно чуткие к музыкальным тенденциям, по тому, кто сегодня играет на Сонаре, можно делать выводы о том, кто завтра будет штурмовать чарты, пользоваться благосклонностью прессы и собирать большие площадки. В этом году таких тем сразу три. Во-первых, в фокусе музыка из Соединенных Штатов. В лайн-апе много хип-хопа, а также артистов самых разных жанров, объединенных американской прописной. Тут вам и певица Жанель Монэ, и лидер недавно прекративших существование LCD Soundsystem Джеймс Мерфи (James Murphy) с дижейским сетом, и новомодные персонажи вроде чилл-вейв коллектива Toro Y Moi или любителя замедлять всё что движется Тома Крелла (Tom Krell), скрывающегося под псевдонимом How To Dress Well. Тема номер два – британские урбан-ритмы. По этой категории проходит немалое количество довольно разнородной музыки от вонки, представленного лейблом Numbers до мейнстримового дабстепа от группы Magnetic Man.
Наконец, в этом году в почете музыка из стран, не слишком известных на музыкальной карте мира. Если попадание в этот список России (представленной Муджусом и DZA) ничуть не удивляет, то каким образом в число "экзотов" угодили норвежцы – диву даешься. Однако ж нате вам – шоукейс от лейбла Smalltown Supersound в составе певицеы Annie (почему-то с диджей-сетом) и двумя адептами диско-ренессанса, Diskjokke и Бьорном Торске (Bjorn Torske).

Старики.
Каждый год на "Сонаре" выступает кто-то из артистов, "чей неоценимый вклад оказался поистине…". Ветеранов электроники или близких электронщикам по духу, здесь чтут и любят. В прошлом году, например, здесь играли авторы первой хип-хоп пластинки, американская команда Sugarhill Gang, а среди тех, кто поднимался на сцену фестиваля в разные годы, были композитор-авангардист Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen), диско-легенды Chic, Kraftwerk и даже Джон Пил (John Peel). В этом году в роли почетных ветеранов выступает нью-вейв группа Human League, но это, разумеется, не главный сюрприз по ветеранской части. Главный – воссоединение дуэта Global Communication, самого яркого явления на эмбиент-сцене девяностых. Марк Притчард (Mark Pritchard) и Том Миддлтон (Tom Middleton) собираются играть свой замечательный альбом "76:14", записанный семнадцать лет назад. По правде говоря, когда эта новость появилась на сайте фестиваля, реакция была одна – "too good to be true". Если бы автору этих строк задали вопрос "назовите три чудесных воссоединения, которых вы желали бы больше всего", это действо непременно попало бы в топ-3, а то и в топ-1.

Экзотика.
Ни один Сонар не обходится без какой-нибудь милой дичи. Адская машина из шариков, будильников, наклонных досок и маятников (помните старую игрушку The Incredible Machine?), исполняющая игрушечный индастриал; Бликса Баргельд (Blixa Bargeld), подвывающий китайским шумовикам, ну и, разумеется, японцы – короли этого сумасшедшего театра. То привезут девушку, которая весь концерт дует в колбы, то музыканта по прозвищу ди-джей Шотландское Яйцо (DJ Scotch Egg), который под зубодробительный брейк-кор начинает скакать по столам. Для этого тут даже есть целая арена – Sonar Complex, хотя выступления нормальных артистов там тоже нередки. На этот раз вне конкуренции шоу с дёргающимся лицом от Даито Манабе (Daito Manabe), очередного посланца страны самураев. Даито играет минимализм в духе лейбла Raster/Noton, при этом каждый звук посылает сигнал на определенный электрод, подсоединенный к лицу. В результате бесстрастная физиономия японца каждому заряду тока отвечает своей ужимкой. Такая вот автоматизированная мимика. Выглядит это примерно так:

Местные артисты.
С музыкой в Испании полнейший порядок, однако популярности за рамками родной страны испанцы добиваются редко (одно из немногих исключений – инди-поп команда Delorean, закрывавшая дневную программу в прошлом году). Причин к тому много, но главные из них в том, что испанцы в массе своей не прекрасно говорят по-английски, а главное – слишком расслаблены чтобы рвать задницу ради достижения успеха. Их, что называется, и тут неплохо кормят – летом Барселона становится столицей мира, сюда, к морю, съезжаются решительно все, и плотность событий на единицу пространства-времени здесь становится даже выше, чем в лучшие дни в Лондоне. На Сонаре есть и та часть местных, что играет здесь регулярно (ни один год не обходится без сетов Анхеля Молины (Angel Molina), диджея со странным именем MouseUp или питомцев лейбла Factor City – в этот раз пластинки ставит Shelby Grey, а живьем играет проект Sistema). Но особенный шик – те, кто играет здесь до обеда, когда вокруг тусуются настоящие "гики", а также музыканты и их друзья. Такая приятная атмосфера и такая милая музыка на Сонаре бывает только в это время. На сей раз вставать пораньше стоит ради IDM от Ragul (ему выпала незавидная участь открывать всю программу фестиваля), драйвового нео-краута от Edredon и хип-хоп оркестра под названием Beat-A-Boom.

Специальные концерты.
Три дня и две ночи – далеко не вся программа фестиваля. Каждый год обязательно находится что-нибудь, что стоит подавать отдельным концертом. Это может быть выступление француженки Камиль (Camille) в нереально красивом Дворце каталонской музыки работы архитектора Луиса Монтанера, или специальный сет Beastie Boys, играющих от начала до конца свой инструментальный альбом. На этот раз в фокусе современная классика. В первый день в концертном зале l'Auditori вместе с барселонским оркестром BCN214 и хором Synergy Vocals выступает американский минималист Стив Райх, известный не только классическими произведениями вроде "Музыки для 18 исполнителей", но и тем, что именно на его сэмпле построен хит The Orb "Little Fluffy Clouds". А в воскресенье, уже по завершении трехдневного марафона, в греческом амфитеатре под открытым небом выступает дуэт Alva Noto + Ruichi Sakamoto. Немец и японец играют музыку противоположностей. Первый щелкает электростатикой и шумит генераторами, второй исполняет на фортепиано пьесы в духе Эрика Сати (Erik Satie).

Музыкальная ярмарка.
Еще до недавнего времени, на верхнем этаже музея современного искусства, где собственно и проходит дневной Сонар, действовала ярмарка пластинок. Там были представлены практически все местные, а также многие приезжие лейблы и магазины, а цены были весьма умеренными. С понижением спроса на носители организаторы фестиваля нашли остроумное решение – теперь вместо пластинок и дисков здесь показывают синтезаторы, контроллеры, диджейские вертушки и прочую околомузыкальную электронную утварь. Всё, разумеется, можно попробовать в действии, купить прямо на месте, а также получить мастер класс от какого-нибудь в меру знаменитого диск-жокея или музыканта.

Off-sonar parties.
Поскольку на эти дни Барселона превращается в центр вселенной, а играть на Сонаре зовут не всех, культурная программа простирается далеко за фестивальные рамки. В клубах, барах и на пляжах города и его ближайших предместий, разворачивается свой собственный, альтернативный движняк. Выбор как никогда широк – от бесплатных контркультурных треш опен-эйров "Anti Sonar" с брейк-кором и прочей экстремальщиной до пляжных утренних афтер-пати в лучших традициях Балеарских островов. Самые масштабные вечеринки в дни Сонара проходят в гигантском клубе Razzmatazz. В разных залах тут играют Miss Kittin & The Hacker, Yuksek, Brodinski, Azari & III, Metronomy и еще два десятка музыкантов и диджеев. В клубе Apollo/Nitsa привычно высаживается десант с лейбла Kompakt, в пятницу плавучую дискотеку на корабле X-Clusive Boat закатывает лейбл BPitrch Control а в понедельник – как водится, бесплатная пляжная вечеринка в Mac Arena Mar Beach Club. Вообще, расписание этих мероприятий формируется позже, чем лайнап самого фестиваля, так что всем заинтересованным советуем держать руку на пульсе. Ну и, разумеется, не пренебрегайте флаерами, которые вам будут в изобилии совать прямо на улицах города.

Если же всё вышесказанное не убедило вас отправиться в Барселону в конце июня, а посетить какой-нибудь летний фестиваль все же хочется - отчаиваться не стоит.
Любой, кому жизнь в палатках милее городской, может найти свое счастье в Испании на Monegros (он проходит в пустыне, а в лайнапе фигурируют Vitalic, Tiefschwarz, Luciano и Busta Rhymes) или в Англию на Big Chil - тут выбор более разнообразен, есть и оркестр Феми Кути (Femi Kuti), и мексиканские гитаристы Rodrigo Y Gabriela, и Кельвин Харрис (Calvin Harris), и Люк Вайберт (Luke Vibert) с Джимми Эдгаром (Jimmy Edgar).
Если, кроме электроники, хочется побольше рока – тоже не беда. Тут вам и испанский же Benicassim (играют Portishead, Primal Scream, Friendly Fires, The Juan Maclean), и финский Flow (Royksopp, Lykke Li, Zomby, Mogwai, Murcof, Battles), и немецкий Melt (Atari Teenage Riot, Ben Klock, DAF, Gui Boratto, Swans, Robyn).
Если всё это кажется вам банальным, отправляйтесь в Сербию на Exit (Carl Craig, Joris Voorn, Underworld, Portishead, Pulp, Santigold), а еще лучше - в Хорватию на Outlook: здесь вас к тому же ожидает весьма необычный лайн-ап. Нигде в мире, кажется, так не почитают все формы даба от корневых ямайских "вайбс" до ультрасовременного дабстепа. Тут одной лишь дабстеповой арены хватит на хороший фестиваль - Skream, Benga, Maka, The Bug, Pinch, Scuba, Distance, Plastician. А арен, кроме этого, еще пять - даб с регги, хип-хоп, драм-н-бейс, гараж и электроника. В лайн-апе последней - Hudson Mohawke, Kode 9 & The Space Ape, Lone, Floating Points и даже оркестр, исполняющий на живых инстурментах дебютную пластинку DJ Shadow.

Добираться до всех фестивалей, проходящих за пределами крупных городов, проще всего на автобусах, которые организаторы пускают от близлежащих крупных городов.
Купить билет на автобус можно прямо на сайте фестиваля (где-то вам могут предложить комплексный билет "с доставкой"). На Big Chill автобусы ходят от лондонского вокзала Виктория, на Мелт - из Берлина, Котбуса, Чемница, Дрездена и еще нескольких восточногерманских городов, в Монегрос одинаково удобно ехать из Мадрида или Барселоны, на Outlook - из Загреба, Любляны, Триеста и даже из Венеции.
Как-никак юг Европы - местечко довольно тесное.


Напоминаем, что редакция Звуков, по традиции, отправляется на Sonar всем "электронным" составом. Если вы хотите поехать с нами - отметьтесь в комментариях и свяжитесь с тур-менеджерами европейского оператора TUI, которые помогают нам в организации поездки.

25.05.2011, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: