Накануне российских выступлений воссоединившихся Swans Звуки поговорили с Майклом Джирой (Michael Gira) о пути художника и концертном трансе.
Звуки.RU: Вы сначала выпустили акустический альбом "I Am Not Insane", а потом уже переписали эти песни вместе со Swans – зачем это было нужно, помимо сбора средств? Почему вы сразу не стали писать новые песни?
Майкл Джира: Я писал эти песни на протяжении несколько лет и изначально думал, что включу их в альбом Angels Of Light, но при этом они меня не слишком устраивали. Я был в затруднительном положении, и поэтому решил сделать более оглушающий, зубодробительный и монолитный звук – вдохнуть в них тот звук, который был всегда присущ Swans. Я стал работать с разными музыкантами, мне хотелось собрать всех, с кем я когда-либо работал, и в итоге нам пришлось прийти к какому-то результату, близкому к тому, что мы задумывали. Но я вам честно скажу, "My Father Will Guide Me Up A Rope To The Sky" – это переходная запись. Полноценные Swans начнутся на следующем альбоме, который мы начнем записывать в июле.
Звуки.RU: На что он будет похож?
Майкл Джира: Вы слышали бонус-диск к "My Father…"? Вот и грядущий альбом будет примерно таким. Я хочу отойти от наследия Angels Of Light, который все-таки был более песенным проектом, мне хочется заниматься чистым звуком, не помещающимся в привычные формы.
Звуки.RU: Ну а обратную ситуацию вы можете представить? Ну вот, например, исполнить песни с альбома 1984-го года "Cop" под гитару?
Майкл Джира: Ну да, не вижу ничего невозможного – просто покорпеть над аранжировками. Хотя, вы, конечно, сказали – "Cop"! Не могу сказать, что всё что мы делали, делалось нами с каким-то умыслом или рассчетом, но история Swans всегда складывалась гармонично и в ней невозможно переставить отдельные эпизоды местами. Angels of Light родились там, где умерли старые Swans – и это было эволюцией тех идей, что были заложены на альбоме "Soundtracks For The Blind". Поэтому, что до "Cop" – то, это старая и очень жестокая пластинка… нет, я думаю, что переложить эти песни-то я смогу, но не уверен, что мне удастся их правильно исполнить. К тому же, сейчас у меня просто нет желания копаться в старье – у меня слишком много новых песен и задумок.
Звуки.RU: Вы продолжите записываться с Angels Of Light?
Майкл Джира: Нет, этот этап жизни завершен. До октября у нас продлится тур, потом мы сведем новый альбом, а потом опять поедем в тур – у меня просто нет времени ни на что другое. Для нас крайне важно исполнять наши песни живьем, в студийной версии это лишь только полуфабрикаты, которые полностью раскрываются только тогда, когда мы даем концерт, настраиваем людей на нужную волну.
Звуки.RU: Моя любимая запись у Swans – это "Swans Are Dead", аудиодокумент вашего последнего концерта. Вы планируете еще издавать живые записи?
Майкл Джира: Мы записываем каждый концерт. Что-то должно выйти до конца года, но я не могу ничего обещать – вы правы, что "Swans Are Dead" задали очень высокую планку, поэтому мы пока не будем торопиться. Не исключаю, что это будет один из российских концертов – мы отбираем самые сильные исполнения вещей с последней пластинки и чем дольше мы их играем, тем лучше у нас получается вводить людей в транс.
Звуки.RU: В чем заключаются отличия новых Swans от старых?
Майкл Джира: С тех пор прошло тринадцать лет – примерно столько же, сколько Swans были активны – и мы сами сильно изменились за это время. В первую очередь изменилось наше понимание того, как надо работать со звуком, и через него, как работать с людьми, как передавать им наш опыт. Изменились амбиции. Сейчас я хочу делать намного более грандиозные и сложные вещи, чем когда бы то ни было.
Звуки.RU: На вас сильно повлияла встреча с венским акционистом Херманном Нитшем (Hermann Nitsch)?
Майкл Джира: Это было важным событием, но я бы не сказал, что оно послужило началом для того, что впоследствии стало Swans, как считают некоторые. Я принимал участие в его перформансах и пропитывался его идеями, но это был лишь один из источников. Но первое столкновение с Нитшем и его творчеством я не забуду никогда – таких ощущений я прежде не испытывал, это было физические и морально крайне угнетающее и вместе с тем высвобождающее шоу, в чем-то похожее на мессу. В этом плане, наши концерты совпадают с его акциями. Конечно, я рок-музыкант, а не австрийский художник – но вот желание идти до конца, доводить всё до предела – это главный урок, который он мне дал. Кроме того на меня повлияла, хоть это вообще продлилось очень недолго, работа с Гленном Бранкой (Glenn Branca), в его оркестре. Думаю, что у них с Нитшем было что-то общее – поиск запредельного, высочайшего опыта и желание передать его людям. И сюда же можно причислить мои впечатления от Pink Floyd в 1969, когда я еще был совсем ребенком.
Звуки.RU: Вы никогда не слышали про блэкпульский конкурс на лучший текст в духе Майкла Джиры? Такое соревновнование проходило в 90-ые годы…
Майкл Джира: Никогда не слышал, но это смешно. Блэкпул, говорите? Я немного слышал о местных нравах… Что до копирования или подражания – то это все же совершенно сиюминутные вещи. Если говорить о подражателях, то их проблема в том, что они не могут меняться, а я могу. Это застывшие слепки. В этом вся разница между нами. Я всегда испытывал потребность в переменах, причем делал это наперекор любой внешней логике. Я считаю, что артист должен испытывать неудобство – иначе он уходит внутрь своей уютной раковины и постепенно теряет способность делать что-то новое и умирает. Думаю, что воскрешая Swans, я спас себя от такой смерти.
Swans ft. James Blackshaw
14 мая, Санкт-Петербург, 15-й международный фестиваль SKIF, Центр Современного искусства им. Сергея Курёхина.
15 мая, Москва, клуб Avant Club.
2012 – Музыканты из The Animals отказались выступать без предоплаты. По этому поводу 3000 разъярённых поклонников разнесли концертный зал в Оттаве »»
Jennifer WARNES (1947)
Jackie MITTOO (1948)
Robyn HITCHCOCK (1953)
Александр ИВАНОВ (1960)
Ronan KEATING (1977)
Максим ЛИДОВ (1986)
Johan "Jo" NUNEZ (1988)