На днях в Москве триумфально выступили норвежские рокеры Kvelertak – одна из самых востребованных и тяжелых групп нашего времени. Основатели коллектива принципиально пошли наперекор всем течениям и соединили то, что казалось бы никому не под силу свести воедино: нетрезвую браваду скандинавской мифологии, первобытную агрессию хардкор-панка и исступлённость блэк-металла, на выходе, как ни странно, получив вполне удобоваримый продукт с залихватскими соло и хоровыми распевами. Учитывая, что за год, прошедший с выхода дебютного альбома, Kvelertak превратились из местечковой диковины в хэдлайнеров крупнейших европейских фестивалей, очевидно, что следующий визит в Россию музыканты нанесут уже не в статусе разогрева именитых хардкорщиков Comeback Kid, а как самостоятельная и крайне боеспособная единица. Корреспондент Звуков.RU обсудил с участниками группы новинки кинопроката, концертный травматизм и патриотические чувства норвежцев.
Звуки.RU: Вы же родом из маленького городка, верно? На вас как-то повлияли годы, которые вы провели там?
Эрленд Хъелвик: Да, Ставангер – это совсем небольшой город по сравнению с Москвой, в нем живет-то тысяч двести. Не думаю, что на нас сказалась жизнь там, разве что мы постарались поскорее выбраться оттуда. На нас произвели неизгладимое впечатление наши земляки Purified In Blood, которые показали нам, что группа мирового уровня может появится даже в пригородах Ставангера. Что до нас, то, честно говоря, нам там особо было нечем заняться, кроме как играть музыку. В 15 лет я работал на ферме, доил коров и распевал песни за этим занятием – признаюсь, что прошло немало времени, прежде чем они перестали меня бояться. Потом я устроился работать на морозильный склад. Работа была ужасной, я вставал в шесть утра и до вечера раскидывал замороженные упаковки с пиццей в жутком холоде, так что я совсем не скучаю по тем временам.
Звуки.RU: Как вы пришли к звучанию, объединяющему хардкор и блэк-металл? Сами вы к чему больше склонны?
Бъярте Лунд Роланд: Я не думаю, что нас можно считать хардкорщиками или блэк-металлистами. Нам интересна и та, и другая музыка, но сами мы пишем скорее музыку для вечеринок, для таких очень громких и опасных вечеринок, но главное тут всё же веселье.
Звуки.RU: А вам не вскружило голову, что вы так быстро стали знаменитыми? Всего два года назад о вас почти никто не слышал, а сейчас на вас возлагают надежды все ведущие металлические издания.
Роланд: Когда мы писали альбом, то уже понимали, что хайп будет нешуточный, но что это выльется в такую истерию, мы и подумать не могли. Мы уже почти год как в туре и конца пока не видно – за это время мы с кем только не отыграли, и чего только не видели. Конечно, бывает тяжело от того, что всё это навалилось на нас сразу, без малейшей подготовки, с другой стороны, ведь мы именно этого и хотели – и просто получили сполна.
Звуки.RU: Вы поете песни, основанные на скандинавской мифологии. А на фильм Тор вы пойдете в кино?
Хъелвик: Я видел трейлер. По-моему, полная чушь.
Звуки.RU: Почему?
Хъелвик: Космические викинги – это просто тупо. Путешествие сквозь время, скандинавские боги, ученые, голливудские звезды – разве из этого может выйти что-то хорошее?
Звуки.RU: А что вы тогда посоветуете?
Ролланд: "Охотник на троллей" ("The Troll Hunter"), разумеется. Лучше в этом жанре вы вряд ли что-то увидите.
Хъелвик: Тем более там в саундтреке наша песня (смеется). Это как первая часть "Ведьмы из Блэр", только с троллями!
Ролланд: Наверное, так не хорошо говорить по отношению к тем, кто делал этот фильм, но вряд ли у вас есть выбор – так что скачайте его, он того стоит.
Звуки.RU: Когда вы идете на чужие концерты, вы ведете себя также экспрессивно, как публика на ваших шоу?
Хъелвик: О, сейчас нам редко удается выбраться на чьи-то выступления, но, если это происходит на фестивале или мы выступаем с кем-то в связке, то я конечно остаюсь и на чужие выступления. Но что до слэма или стэйдждайвинга, то, если честно, мне всего этого так хватает на моих концертах, что я стою сзади и просто слушаю, у меня уже сил не остается. Вот сегодня, например, мне на последней песне так попало по лицу чей-то ногой, что я забыл половину текста. И такое с нами приключается постоянно!
Роланд: Да, до того как мы начали выступать, мы сами были большие охотники до подобных развлечений, но сейчас уже предпочитаем тихо-мирно смотреть на всё со стороны. Последний раз я прыгал со сцена на концерте Colosseum, но вышло не очень удачно: толпа расступилась прямо передо мной и я ушел головой в пол. Такие случаи надолго отбивают охоту выпендриваться перед толпой.
Звуки.RU: То есть, вы не преувеличивали, когда снялись в клипе "Mjod" позади железной сетки, на которую бросались исступленные фэны – сегодня бы вам такая сетка тоже бы пригодилась?
Роланд: Да, иногда какое-то заграждение было бы не лишним, но мы не хотим ничем отгораживаться от поклонников. В клипе мы просто хотели создать атмосферу вечеринки, которая окончательно слетела с катушек – такого концентрированного безумия.
Звуки.RU: В ваших клипах, да и в вашей музыке насилие так и хлещет, но в жизни вы довольно спокойные ребята. Это потому что вы полностью выкладываетесь на сцене?
Хъелвик: Да и на сцене я бываю зол только когда напьюсь.
Роланд: Но зато тогда он действительно страшен! На самом деле мы далеко не такие, как можно подумать по нашим песням – то есть да, разумеется, нам все это близко и мы любим энергичное времяпрепровождение и лихие попойки, но вообще мы довольно рациональные люди.
Звуки.RU: Вы одни из немногих норвежских коллективов поющих на родном языке, вас не смущает такое положение в родной стране?
Хъелвид: Людям кажется, что если они будут петь по-английски, то они будут звучать приближенно к американским стандартам, и что у них больше шансов выйти на европейскую сцену – но по мне так это совершенно тупо полагать, что ты кому-то будешь больше нужен, от того что станешь коверкать их язык. Мы принципиально не будем записывать ничего на английском, хотя нам уже были предложения.
Роланд: В Норвегии очень сильное американское влияние в культурной сфере и слабая народная традиция – у нас не очень много народных коллективов, намного меньше, чем в скандинавских странах. Фактически только блэк-металл был одной из первых попыток выстроить свою музыкальную вселенную на родном языке и с использованием национальной символики и мифологии – сейчас, к счастью, это понимают всё больше и больше людей. И буквально за последние два года появилась целая новая волна не блэк-металлических групп, которые поют на норвежском, так что возможно, в скором времени мы потесним англофонов (смеется).
Звуки.RU: Я неоднократно встречал мнение, что вот вы мол как раз и разрушаете остатки блэк-металла своим пост-модернистским подходом, тем, что берете от него только определенные элементы формы, но отказываетесь перенимать содержание. Что вы думаете по этому поводу?
Хъелвид: Не думаю, что я должен перед кем-то оправдываться. Прежде чем что-то утверждать, надо убедиться, что ты хорошо понимаешь намерения человека. Так что этот выпад в молоко – у меня есть и своя блэк-металлическая группа Djevel, очень ортодоксальная. Дебютный альбом выйдет в июне и там все увидят, какое отношение я имею к блэку! Я всегда хотел играть такую музыку, и, наверное, было бы логичнее, если бы я начал именно с неё, но так получилось, что сначала мои друзья собрались в Kvelertak и позвали меня, а потом я уже стал думать о том, как я могу воплотить свою мечту. Правда, заранее могу сказать, что в качестве публики хардкорщики меня устраивают намного больше – они, конечно, могут и ногой по голове заехать, но зато это не такое воплощение уныния, как напыщенные блэкстеры.
Звуки.RU: Здесь у вас сложился образ такой разудалой пиратской ватаги, сносящей всё на своем пути. А как воспринимают в Норвегии, особенно после того как вам вручили премию Grammy?
Роланд: Да, в Норвегии всё по-другому: наш альбом продержался в Топ-40 по продажам шесть месяцев, нас постоянно зовут на ТВ и вокруг нас столько шумихи, что нас уже все воспринимают как состоявшуюся поп-группу. Да, такой немного странный бойз-бэнд получается (смеется).
Warren SMITH (1933)
King CURTIS (1934)
Dieter BOHLEN (1954)
Алексей МОГИЛЕВСКИЙ (1961)
Garth BROOKS (1962)
J DILLA (1974)