Семь лет назад, когда в Москве только-только формировалась так называемая "инди-тусовка", Interpol были настоящими звездами. Первое поколение инди-кидов гоняло туда-сюда "Antics" и "Turn On The Bright Lights" на модных тогда MP3-CD плейерах и грезило о том, что вот-вот здесь всё станет как в Европе и безупречно одетые мальчики в чёрном приедут к нам, чтобы исполнить свои мрачные, но обаятельные песни. Тогда в самом деле казалось, что вот они, будущие звезды, наследники Joy Division, которым при этом уготована лучшая участь. Уж они-то успеют насладиться славой при жизни, а уж в том, что лет через пять эта группа начнет собирать стадионы, и сомнений-то быть не может.
И если о том, стало ли тут как в Европе, можно спорить (по крайней мере, концертов и впрямь стало больше в разы), то судьба Interpol вышла незавидной. После выхода пластинки "Antics" группа вошла в затяжное пике. На третьем альбоме еще можно было, вооружившись лупой и изрядной долей оптимизма, разглядеть парочку неплохих песен, а вышедший следом уныло-однообразный "Interpol" напоминал горькую пародию на современный пост-панк. В этом свете уход из группы бас-гитариста Карлоса Денглера (Carlos Dengler), которого, дескать, просто утомил его инструмент, за который тот взялся не по своей воле, походил на бегство с тонущего корабля.
В таком состоянии недавние герои прибыли в Москву. Но сомнения в том, что американцы "соберут", развеялись уже на подходе к клубу - снаружи выстроилась внушительного вида очередь. Вопреки опасениям от своего предшественника "Б1" новый клуб с алфавитно-цифровым названием отличался разве что платным гардеробом (организаторам, желающим стрясти с клиентов побольше мелочи можно посоветовать устроить в клубе платный туалет, платные лестницы или, например, платный просмотр меню в баре).
Внутри, разумеется, аншлаг – такая внушительная толпа собиралась в здании бывшего завода Орджоникидзе разве что на Sigur Ros и Franz Ferdinand. И, как и ожидалось, ядро этой многочисленной аудитории составляют те самые "дети Аванта", они же "поколение NME", люди в возрасте примерно от 25 до 32. В первые же десять минут, в плотной толпе обнаруживается такое количество старых знакомых, что концерт начинает напоминать встречу выпускников. Да, все понимают, что Interpol "уже не торт", но не пропускать же такое, к тому же меньше ждёшь – меньше расстраиваешься.
На сцене пять человек: место отправившегося на вольные хлеба Денглера занимает Брэд Труакс (Brad Truax), игравший ранее с Animal Collective, к тому же к группе присоединился клавишник и бэк-вокалист Брендон Кёртис (Brandon Curtis). Парочка "новичков" располагается справа, центральную ось занимает барабанщик Сэм Фогарино (Sam Fogarino), расположившийся в арьергарде и фронтмен Пол Бэнкс (Paul Banks). Cлева – одинокий гитарист Дэниел Кесслер (Daniel Kessler). Вся передняя линия, как положено, наряжена в черные пиджаки, лишь Фогарино сегодня в белом.
Концерт начинается с "Success", но тревожная мысль о том, что сегодня мы целый вечер будем слушать сомнительного качества новые творения, быстро уходит. Следом идут "Say Hello To The Angels" и "Narc". Публика явно пришла сюда слушать старенькое, поэтому такой поворот событий приветствует радостным рёвом. С трудом продираясь через толпу, отправляюсь искать точку с приличным звуком, но быстро убеждаюсь, что её сегодня просто нет. Картинка выглядит примерно так: громче всего звучат барабаны, бас чуть уступает им в громкости, но по большей части не играет, а гудит. Что там изображает хвалёный Труакс, не разобрать никак. Вокал и гитара - на порядок тише, клавиши (космические пэды), призванные видимо добавить плотности, появляются лишь во вступлениях до тех пор, пока их не заглушают ударные. Бывает, как говорится, хуже, но реже.
Бэнкс с публикой разговаривает мало (вообще группа ведет себя как-то отстраненно), но при этом умудряется произносить редкие русские фразы вроде "добрый вечер" и "спасибо" практически без акцента. Публика поначалу ведет себя вяловато (впрочем, это же не The Kooks, здесь нет армии экзальтированных школьниц), но к середине все-таки заводится. Interpol играют "Rest My Chemistry", одну из немногих более-менее пристойных вещей с "Our Love To Admire", а затем следует басовый риф, который немедленно приводит зал в восторг. Это "Evil", именно её тут, кажется, все и ждут и, что уж тут, я не исключение. Тут уж никакой плохой звук праздника не испортит. А сразу же следом – упадническая, но не менее яркая "Take You On A Cruise". Как же нереально хорош был этот альбом…
И как же силён контраст с новыми вещами. Если про третий диск Пол Бэнкс и его элегантные товарищи уже, кажется, забыли, то от идеи скормить нам своё последнее творение никто пока не отказывался. К счастью, большая часть вещей все-таки ранние. Interpol прекрасно понимают, чего от них ждут, здесь, да и везде. Еще один неприятный сюрприз – до чего же эти опытные, казалось бы, музыканты паршиво играют. Окей, это пост-панк, здесь хорошо играть не принято (всем сомневающимся рекомендуется послушать концертные записи Joy Division), но несыгранность ритм-секции – смертельное зло, а уж когда гитара плавает мимо ритма, хочется вызвать милицию, тьфу, простите, полицию. Всегда с подозрением относился к музыкантам, чересчур много внимания уделяющим одежде - на репетиции, видать, времени не остаётся.
Интересная деталь – несыгранность куда более вопиющую, я последний раз слышал у Glasvegas, тоже вроде бы не новичков, игравших тогда на разогреве у U2, и в этом турне их разогрев чередовался как раз с Interpol. Неужто обладатели "самого лучшего шоу в мире" и впрямь подбирают себе партнёров по туру так, чтобы лучше выглядеть на их фоне? Но к чёрту мрачные мысли и инстинкты "злобного зрителя", Interpol уже играют "NYC". Медленно, тягуче, грязно, мрачно – всё как мы любим. На фразе "turn on the bright lights" прожектора на сцене включаются на полную мощность и это, пожалуй, единственный сценический трюк этой команды. "The Heinrich Maneuver" тоже звучит как хит, вещица и в самом деле отличная, даром что с третьего альбома. Некоторым песням, вроде этой, такое вот подчеркнуто несовершенное исполнение даже к лицу. Первое отделение заканчивается еще одним старым боевиком "Obstacle 1", который к этой категории не относится, опять волей-неволей обращаешь внимание на косяки басиста и общую нестройность. Факт, что Труакса не торопятся объявить постоянным участником коллектива, ничуть не удивляет.
Но самое интересное Interpol сыграли на бис. Американцы наконец закончили мучить нас новинками и решили закончить на мажорной ноте. Ну то есть, в случае с их музыкой, как раз на минорной. Еще две песни с "Turn On The Bright Lights" ("Untitled" и "The New"), а затем еще одна песня, которую ждали весь концерт – "Slow Hands". И то ли играют они её отлично, то ли эмоциональное восприятие любимого хита перевешивает, но ощущение – чистый восторг. Казалось бы, сказать уже нечего, но музыканты практически без паузы играют "Not Even Jail" – ускоренную раза в полтора и утяжеленную. Теперь эта вещь звучит не меланхолично, как на альбоме, а зло и мрачно. Эффект невероятный. Как говорил Штирлиц, запоминается последнее слово, а финал у этого крайне противоречивого шоу, вышел прекрасным.
Все-таки музыка удивительная вещь. Музыкальный, в особенности сонграйтерский талант – вещь абсолютно самодостаточная, никак не связанная с другими человеческими добродетелями вроде ума, образованности, трудолюбия или даже умения играть на инструментах. Примерно такое же ощущение оставляли Oasis в начале нулевых. Они не великие, они даже не просто "хорошая группа" (а иначе как объяснить появление на свет таких "шедевров" как "Don’t Believe The Truth"). Но в какой-то момент им явилась даже не одна, а много гениальных песен. Явилась откуда-то свыше, даже и не скажешь, что они их сочинили или придумали. А потом они несли это бремя, пытаясь при этом играть и сочинять дальше, и получалось у них что-то абсолютно земное, обычное, без магии. И не стоит их в этом винить – кто знает, чем были бы сейчас Joy Division, не залезь в петлю Ян Кёртис (Ian Curtis), и как бы мы их воспринимали. Скорее всего, писали бы язвительные заметки про очередной "воссоединительный тур", сравнивали бы новые песни с "Disorder" и "Love Will Tear Us Apart", крутили бы пальцем у виска и смеялись.
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)