Концерт Deep Purple - вещь вполне самодостаточная. Совершенно неважно, сколько на него пришло зрителей; совершенно неважно, в поддержку какого диска британская пятерка в очередной раз отправилась колесить по российским просторам. Слушать Deep Purple в России с недавних пор не просто естественно - это патриотично. Самодержавие, народность, дым над водой.
Именно поэтому каждый концерт Purple в России становится аншлаговым. И не имеет значения, каков сет-лист, присутствует ли в нем хотя бы одна новая песня, способен ли вокалист вытянуть хоть один старый хит. Приезжают старые друзья, те, кого увидеть вживую во времена "Machine Head" или "Perfect Strangers" никто не рассчитывал. А старых друзей всегда принимают тепло и с душой, всем гуртом. Вернее, полным "Олимпийским".
Накануне участников DP приняли на самом высшем уровне: президент Дмитрий Медведев пригласил Purple к себе домой, дал музыкантам послушать их же собственную запись на катушечном магнитофоне, получил в подарок барабанные палочки и побеседовал о судьбах России. Вдохновленные высочайшим приемом, Ян Гиллан (Ian Gillan) и компания отправились на саундчек.
Надо отдать старикам должное: никто так не уважает собственного слушателя, как Deep Purple. И дело не только в приеме в резиденции № 1. Просто музыканты прекрасно понимают свои нынешние физические возможности и не стараются прыгнуть выше головы. Лучше сыграть меньше, но лучше. Гиллан давно заявил: "Я не буду петь Child In Time просто потому, что от меня все этого ждут. Надо понимать, что я уже не мальчик, и какие-то вещи не спою просто в силу возраста". Именно поэтому нынешний сет-лист Deep Purple - это крепкая подборка двух десятков хитов, не позволяющих усомниться в боеспособности группы. Но не более.
Ориентир сет-листа - не столько узнаваемость, сколько драйв, за которые отвечает "молодое поколение": клавишник Дон Эйри (Don Airey) и гитарист Стив Морс (Steve Morse). Именно на них лежит основная ответственность за все сольные проходы, составляющие, по сути, главные моменты шоу. Не забываем, что именно Deep Purple когда-то установили стандарт написания рок-хита: если в группе имеются два солирующих инструмента - дай им развернуться.
"Разворачиваются" Морс и Эйри уже на стартовой "Highway Star". Пока звукорежиссеры пытаются забороть криминальную акустику "Олимпийского", Эйри выдают первый органный проход, одновременно обыгрывая каноническую партию Джона Лорда (Jon Lord), но и добавляя собственной экспрессивности и даже агрессивности. Когда же черед доходит до Стива Морса, то он в очередной раз полностью низвергает все возможные авторитеты, играя чрезвычайно "по-свойски", нарочито грязно, сознательно перегружая гитару и не стараясь артикулировать фразу. Мол, вы же и так знаете это соло до каждой ноты!
А что же Гиллан? Гиллан, Гловер и Пейс - исправно блюдут имидж отцов-основателей, сперва не вдаваясь в экспрессию и словно пристреливаясь к публике. Гиллан, еще больше похудевший и посвежевший, бродит взад-вперед по сцене, иногда надевая темные очки. Роджер Гловер (Roger Glover) уже на второй "Hard Lovin' Man" выбегает на авансцену и синхронно с Морсом картинно покачивает грифом. Что же до Яна Пейса (Ian Paice) - то он просто играет: эта барабанная машина не давала сбоев с 1968 года.
Играют практически нон-стопом, особо не делая между песнями пауз. Лишь перед "Rapture Of The Deep" Гиллан радует поклонников многообещающей тирадой: "Это песня с нашего последнего альбома, но не волнуйтесь, уже в этом году мы собираемся выпустить кое-что новенькое!". Так что спешим успокоить - на пенсию Deep Purple явно не собираются и новый альбом, судя по всему, не за горами.
Сет-лист, хоть и щадит Гиллана (все песни - исключительно "ударные", не предусматривающие головокружительных вокальных пассажей), но приходит время и первого сольного выхода. Морс играет проникновенную и драматичную "Contact Lost", посвященную аварии шаттла "Columbia". Композиция переходит в экспрессивное соло, которое сменяется "When A Blind Man Cries". Звук в зале наконец-то выправляется, а Гиллан на радостях начинает раскачивать зал и даже слегка приплясывает на авансцене.
После задорной и несколько укороченной "Lazy" и неожиданной "No One Came Play Video" приходит черед Эйри солировать. Дон, как водится, играет быстрый поппури-пассаж, заканчивающийся "Подмосковными вечерами", а затем врубает все низкие частоты, берет пару резких аккордов - и начинается знакомое вступление к "Perfect Strangers", еще одному обязательному номеру программы.
Но зал ждет, понятное дело, совсем другой песни (угадайте, какой). Знаменитый проигрыш начинается с зависшей ноты Морса, а дальше, впрочем, уже можно ничего не делать: весь "Олимпийский" вопит слова "Smoke On The Water", да так, что Гиллан просто опускает микрофон и дает залу напеться вволю. Сеанс караоке сменяется недолгим уходом музыкантов за кулисы, а после этого - финальный аккорд в виде "Hush" и "Black Night", разбавленных коротким басовым соло Гловера. А вот затем - уже окончательное прощание с обещанием вернуться как можно скорей.
Собственно, мы и не сомневаемся. И встретим, конечно же, честь по чести. Полным "Олимпийским" и старой записью на бобине. По традиции.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)