27 марта в ДК МИИТа пройдёт последний показ московской постановки австрийского драма-мюзикла "Ребекка". Основной сезон закрылся ещё в 2009 году, но в прошлом году арт-группа Fellowship, ставившая спектакль, получила от австрийских правообладателей - компании Vereinigte Bühnen Wien - разрешение ещё на два дополнительных показа, по одному для каждого актёрского состава. Первый состав с блеском выступил в конце января. Ну, а "закрыть книгу" предстоит второму. Теперь уже окончательно. Хотя мы думали, что всё закончилось ещё в 2009 году...
..."Ребекка" - это мюзикл Михаэля Кунце (Michael Kunze) и Сильвестра Левая (Sylvester Levay), впервые поставленный в 2006 году в Раймунд-театре в Вене. В основу лёг ставший уже классикой роман Дафны Дюморье "Ребекка" (1938 год), хотя по сюжету мюзикл ближе скорее к экранизации того же романа Альфредом Хичкоком (Alfred Hitchcock), с Лоуренсом Оливье (Lawrence Olivier), Джоан Фоунтэйн (Joan Fountain) и Джудит Андерсон (Judith Anderson) в главных ролях. Сюжет пересказывать не стоит, благо произведение достаточно известное.
Наверное, излишним будет говорить, что "Ребекка" моментально обрела чуть ли ни культовый статус в Австрии, и было от чего...
В 2007 году один из режиссёров арт-группы - Елена Дорохина, - оказавшись в Вене, посмотрела это представление. Затем они уже вместе с другим режиссёром, Наталией Полянской, целенаправленно поехали смотреть "Ребекку" повторно.
И в итоге у них возникла шальная мысль поставить этот мюзикл здесь, в Москве. Ни на что особо не надеясь, девушки направили запрос авторам и правообладателям, и совершенно неожиданно получили лицензию на постановку в формате Workshop, подразумевавшую, как нетрудно догадаться, массу ограничений по сравнению с полноценной постановкой. В частности: некоммерческая постановка, только десять спектаклей, относительный минимум декораций, зал не менее 500 мест, живой оркестр и своя собственная сценография, не повторяющая оригинал.
С весны 2008 года начался отбор потенциальных исполнителей в новый проект. Говорят, пришлось посмотреть и послушать более сотни соискателей; отбирали одновременно в вокальный ансамбль и оба актёрских состава (причём именно на кастинге уже и родилась идея сделать два равноправных состава, а не подбирать "запасных" на случай, если с исполнителями главных ролей вдруг что случится).
Приходили самые разные люди. Кто-то умел петь, но не умел играть вовсе. Кто-то отлично читал и играл, но с вокалом природа обидела. Кто-то отлично делал и то и другое, но мешали ещё какие-то сложности.
Но в итоге и актёрские составы (в которых практически нет профессиональных актёров) и вокальный ансамбль были сформированы, и начались репетиции. Подготовка шла интенсивная и довольно тяжёлая. Особенно поначалу. Особенно учитывая, что у большинства исполнителей актёрского опыта не было никакого, сценический - у кого как, да и вокальному преподавателю Фальку ("Миссис Денверс" первого состава) пришлось крепко поработать, чтобы научить нас всех петь по-настоящему.
То ли чудом, то ли нет, но Fellowship удалось сделать что-то такое, за что в нашей патологически благоразумной действительности мало кто бы взялся в принципе. Ну, помилуйте, кто возьмётся за постановку более чем двухчасового спектакля "с полного нуля"? - но им удалось создать труппу "полного цикла", со своими костюмерами, гримёрами, постановочной частью (в которой и актёры успели поработать от души), световиками и звукорежиссёрами. Общее число людей, задействованных в проекте (включая оркестр под управлением Александры Нероновой), приближалось к полутора сотням.
И актёры, и вокальный ансамбль, и кордебалет, и "бойцы невидимого фронта", которых после каждого спектакля представляли зрителям, - вкалывали на голом энтузиазме, и всё - от большинства костюмов до декораций, в том числе весьма массивных - делали сами. В это можно поверить?
Многие, включая чиновников из мэрии Москвы, к которым обратились за поддержкой проекта, верить в это отказались: "Так не бывает, вас НЕТ!" - прямым текстом заявила одна чиновница режиссёрам. Те потом чуть ли не щипали себя за руки, чтобы удостовериться, что они сами себе не снятся. Никакой поддержки от властей, естественным для современной России образом, проект не получил. Ну, не мешали, и то слава богу.
Оказывали помощь некоторые коммерческие структуры; в частности, компания Price.ru предоставляла помещения для кастинга и репетиций, информационной поддержкой занималась Телерадиовещательная организация Союзного государства ("ТРО Союза").
Постановка состоялась. Вопреки всему. Режиссёры верили в исполнителей. Верили подчас намного сильнее, чем сами исполнители верили в себя - в свои способности, в свои возможности, в свои силы. Но никто или почти никто не опустил руки и не сбежал (осечки были, конечно, но, к счастью, эти проблемы удалось более чем своевременно решить).
Cтоячая овация по окончании премьерного показа 29 марта 2009 года стала дл всех авторов и участников мюзикла потрясающей наградой.
Как это могло получиться? На энтузиазме, у людей без профессионального актёрского образования, без гонораров, без толстосумов-спонсоров?
А оно получилось - опять-таки вопреки всему. Просто потому что этим людям захотелось свернуть горы, и потому что режиссёрам удалось создать такую атмосферу в коллективе, в которой казалось бесчестным не выкладываться на всю катушку. Кстати, некоторые актёры успели отыграть не по одной, а по две роли: например, Павел Четверин, Максим де Винтер первого состава, во втором несколько раз сыграл главного антагониста произведения - шантажиста Джека Фавелла (и 27 марта он снова выйдет на сцену в этом качестве); "основной" Джек Фавелл обоих составов, Илья Школьников, один раз играл Фрэнка Кроули; Владимир Погонец, играющий во втором составе Фрэнка Кроули, в первом составе - полковник Джулиан, магистрат, и один раз сыграл Фавелла, да так, что все ахнули; Ольге Игнаткиной, Миссис Дэнверс второго состава, довелось как-то играть Беатрис, сестру Макса де Винтера. Увы, десяток спектаклей - слишком маленькое пространство для экспериментов.
Нет-нет, да и возникает ощущение, что "Ребекка" попёрла против какого-то "метафизического принципа", некоего "духа времени" - Zeitgeist, который так и норовит всё выстроить, по Салтыкову-Щедрину, вдоль одной прямой линии, загнать всё в прокрустово ложе каких-то правил и псевдопостулатов. Гласящих, например, что от любителей ничего хорошего ждать не приходится, что на энтузиазме ничего сделать нельзя, что бесплатный сыр только в мышеловках бывает, и так далее.
И если органическое непонимание чиновниками из московской мэрии самой возможности такого проекта - относительно субъективная вещь, то мировой экономический кризис в своей российской версии - зловеще объективное явление, последствия которого проявились в резком падении собираемости зала во второй половине года.
Плюс - место. Из всех московских площадок, которые подходили по условиям лицензии, тогдашние арендаторы театрального помещения на Дубровке - да, того самого бывшего "Норд-Оста", - предлагали наиболее приемлемые условия.
Но в результате то и дело приходилось слышать: "как можно, в таком месте!" По этой логике следовало бы закрыть все станции метро, на которых произошли террористические акты, да и, наверное, МКАД тоже залить в бетон - там ведь столько народу погибло...
Как бы там ни было, на посещаемости спектаклей "фактор Дубровки" и экономический кризис повлияли весьма негативным образом. Только два аншлага. Хотя меньше 350 человек в зале не собиралось никогда.
Мы все знали, что по лицензии мы можем поставить только десять спектаклей, всё равно всё закончилось как-то неожиданно. Весной, по независящим от нас обстоятельствам, здание на Дубровке пришлось покинуть, но труппу это не убило, а только лишь сплотило. В 2010 году труппа провела два больших концерта и множество менее крупных мероприятий, и вот сейчас "Эта Женщина", как мы называли её между собой, вдруг вернулась - ещё на два спектакля. Один уже состоялся, остался ещё один. И после уже вряд ли "Ребекку" удастся увидеть в Москве в сколько-нибудь обозримом будущем.
Приходите. Оно того стоит. 27 марта, ДК МИИТа (Новосущёвский переулок, дом 6, стр. 1), начало в 20:00.
Автор текста - участник постановки
2012 – Музыканты из The Animals отказались выступать без предоплаты. По этому поводу 3000 разъярённых поклонников разнесли концертный зал в Оттаве »»
Jennifer WARNES (1947)
Jackie MITTOO (1948)
Robyn HITCHCOCK (1953)
Александр ИВАНОВ (1960)
Ronan KEATING (1977)
Максим ЛИДОВ (1986)
Johan "Jo" NUNEZ (1988)