7 февраля выходит первый альбом Джеймса Блейка (James Blake), молодого продюсера, которого только ленивый не успел окрестить главным претендентом на звание "Открытие 2011 года". Звуки рассуждают о том, почему дебют Блейку не удался.
Дмитрий Куркин:
Блейк, "дабстеп-продюсер, обернувшийся соул-певцом", еще в прошлом году обратил на себя внимание чередой коротких релизов, но большой дебют решил приберечь до начала года нынешнего, из-за чего, естественно, попал в списки главных надежд 2011-го. В этом нет какого-либо коммерческого расчета, 23-летний лондонец просто стеснялся. И ему, как выясняется, было чего стесняться.
11 песен, упакованных в альбом, оказываются калькой друг друга. Скудный набор приемов, используемых автором (томный вокал одинокого романтика, голосовые овердабы, ритмическая сетка дабстепа, минимализм клавишных, подтяжка питча), приедается уже к середине пластинки. Блейк бессовестно подражает Артуру Расселлу (Arthur Russell), забывая при этом, что нью-йоркский гений авант-попа автотюном не пользовался. Блейк, явно оглядываясь на земляков the xx, надеется на многозначительные пустоты, но паузы повисают в его песнях так часто, что очень скоро начинает казаться, что Джеймсу просто нечем их заполнить. Скорее всего так и есть, потому что с лирикой тут тоже проблемы. Единственный полноценный текст песни ("Limit to Your Love") написан канадкой Файст (Feist). В наиболее удачных с точки зрения продакшена треках ("The Wilhelm Scream", "To Care") Блейк не далеко уходит от брюсовского одностишия "О закрой свои бледные ноги" и перекатывает на языке одни и те же фразы, не заботясь о том, чтобы разнообразить их интонациями. И потому он напоминает не Расселла, the xx или любимого им Бонни Принса Билли (Bonnie Prince Billy), а Джоша Гробана (Josh Groban), прочувствованно исполнявшего под фортепиано "избранные посты из твиттера Канье Уэста".
Не вчера замечена общая для большинства новичков проблема: они выдыхаются после первого альбома. С Блейком ситуация и того печальнее. Ему уже на первом нечего сказать.
Алексей Алеев:
Если вы когда-нибудь пытались сочинять музыку, то наверняка знакомы с состоянием, когда дело не хочет идти дальше двух аккордов или пары строк, но, зачастую, закрадывается мысль о том, что, может, это как раз то, что нужно. Двадцатидвухлетний дабстеповый продюсер Джеймс Блейк, выпускник английского колледжа, в котором изучают современную музыку, самый хайповый дебютант 2011 года, определенно знаком с этим состоянием, и сопутствующие мысли его, скорее всего, посещали. Но, в отличие от других, он им поддается.
Блейк представляется музыкантом не одаренным, но очень увлеченным. К дебютному альбому хаотичный дабстеп его прошлогодних EP обзавелся голосом, а вместе с ним чем-то, напоминающим песни. Блейк, однако, совсем не умеет их писать – все его композиции сделаны будто неусидчивым ребенком: они кружат вокруг пары аккордов, состоят из каких-то кусочков и набросков, которые осекаются, обрываются и неведомым образом перемешиваются между собой. Все, что превышает десять секунд и может напомнить гармонию из больше, чем трех нот, кажется Блейку непростительной пошлостью и моментально забраковывается, поэтому он бьет песни на осколки, выкручивает ручки баса и топит композиции в шумах.
По сути, то, что делает Блейк, называется даже не музыкой, а саунд-дизайном, и это, в общем-то, единственная вещь, в которой он действительно хорош. Подбор и калибровка звуков на альбоме завораживающая: послушайте щелканье пальцами в пилотном сингле “Limit to Your Love”, или ускользающий звук синтезатора, объявляющийся в финале “Lindesfarne I”. На “I Never Learned to Share” стук живого барабана пробивается сквозь стену электронного шума, в “To Care (Like You)” Блейк обрабатывает собственный голос так, что тембрами начинает напоминать вокал певицы Файст, на которую сам песней ранее делал кавер – блестящая работа.
Но от проблем это не отвлекает: складывается впечатление, что, и на ранних EP, и на нынешних экспериментах в области арт-попа, у Блейка нет мыслей, которые он бы хотел донести до слушателя. Его песни не выражают ровным счетом ничего, эмоций в этот альбом вложено примерно столько же, сколько в производство энергосберегающей лампочки. Тем не менее, всеми силами имитируется жизнь – присутствует обманчивое развитие песен: Блейк может неожиданно начать размывать треки шумами, может оборвать композицию на середине, но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Пусти он, например, в “The Wilhelm Scream” синтезаторный гул не в конец песни, а в начало, эффект был бы ровным счетом такой же: драматизма как не было, так и не будет.
Блейк подходит под определение "музицирующий блоггер" как никто другой. Это человек без специальных навыков, но прекрасно ориентирующийся и осведомленный о том, что от него требуется. Минимализм, многозначительные тяжелые паузы и режущие уши осколки шумов – все это не от большого таланта или желания что-то сказать, но от непреодолимой, по-детски искренней жажды делать что-то "значимое". Это наивное представление о поп-музыке будущего, составленное на основе колонок газеты Guardian и рецензий портала Pitchfork, это музыка, которая всем дает понять, что ждет похвалы от людей, делающих эти издания, ведь по-другому значимость сейчас не проверяется - и это тоже очень юношеская черта. Этот альбом мог быть сделан только 22-летним студентом и только на рубеже 2010-го и 2011-го: в нем уживаются чрезмерная прагматичность и жажда самоутверждения – две черты, которые нарочно не изобразить.
На своей первой пластинке Джеймс Блейк, как это ни удивительно, избегает претенциозности и пафоса, и это, пожалуй, его самая большая заслуга после подвигов на территории саунд-дизайна. Это самая искренняя музыка просто потому, что она не значит ничего. Блейк настолько обаятельно расписывается в собственном бессилии и настолько без каких-либо задних мыслей хочет, чтобы его любили, что сомнений не остается: он – подлинный герой своего поколения. Он так же, как и большинство из нас, любит музыку, но так же совершенно не умеет и не понимает, как ее делать.
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)