Театральный зал клуба "Мастерская" – необычное место для концерта. Небольшой зал без окон. Чёрные скамейки, чёрные стены, чёрный потолок. Всё очень строго и аскетично. С напитками в зал не пускают, в интерьере ничего лишнего. Ничто не отвлекает от музыки, нет табачного дыма и снующих официантов. На сцене – лишь чёрный стул, чёрный рояль и чёрный пюпитр. Обстановка очень камерная, и из-за сжатости и замкнутости этого пространства даже начинает казаться, что концерт проходит в бомбоубежище. Секретный концерт под бомбардировкой.
На сцену выходят пианистка Алёна Аленкова (чёрные туфли, чёрные чулки, чёрное старомодное платье, чёрный берет) и звезда подпольного шансона Псой Короленко (в костюме с галстуком, шляпе и с зонтом-тростью). Вид у Псоя несколько безумный: у него длинные волосы и обильные усы и борода, не хуже чем у персонажа известной книжки "Муфта, Полботинка и Моховая Борода", у которого в бороде росла брусника. Псой объявляет, что это "литературно-философское кабаре", но "кабаре – это не то же самое, что варьете". Новая программа составлена из песен с вышедшего в 2007 году альбома "Русское богатство. Том 1", а также из новых песен, которые войдут на ещё не вышедший диск "Русское богатство. Том 2". В рамках этого проекта Псой и Алёна исполняют песни на стихи русских классических поэтов, а также народные песни. При этом известные тексты видоизменяются и переосмысливаются. Меняя отдельные слова, Псой зачастую меняет смысл целого стихотворения. Иногда ему достаточно смены интонации, чтобы превратить серьёзное стихотворение в дурашливую прибаутку (всё-таки кабаре – это изначально развлекательный жанр). Подобные трюки с классикой Псой проделывал и раньше, до кабаре "Русское богатство". Так, на его сольном альбоме "Fioretti" (2001) есть песня "Пушкин", в которой препарированию подвергалось стихотворение Александра Сергеевича "Вакхическая песня" ("Что смолкнул веселия глас?..")
Начался концерт с песни "Брюсов" на стихотворение Валерия Брюсова "Юному поэту" ("Юноша бледный со взором горящим…") Далее прозвучала песня "Ананасы в шампанском", которая составлена аж из трёх разных стихотворений Игоря Северянина: "Это было у моря", "Увертюра" и "Качалка грезёрки". Причём, вместо строчки "И, внимая Шопену, полюбил её паж" Псой пропел "И, внимая Шопену, победил её паж", изобразив при этом удар невидимой шпагой. Взаимодействие Псоя с классическими текстами похоже именно на фехтование – на борьбу, полную уловок и обманных движений. Все ли зрители слышат эти уловки и подмены? А Псой иногда приплясывает, словно мультяшный кузнечик, иногда пританцовывает, будто пингвин, иногда – делает круглые страшные глаза, как Бармалей. Вот он объявляет песню "про призрака": "Бывает так, что в доме никого нет, но кажется, что кто-то есть: то вдруг упадёт что-то, то вдруг свеча сама погаснет…" И после этих слов начинается песня на знаменитое стихотворение Бориса Пастернака "Зимняя ночь" ("Мело, мело по всей земле // Во все пределы. // Свеча горела на столе, // Свеча горела…") В своё время песню на эти стихи исполнила Алла Пугачёва, и у неё вышла томная баллада. Псой же исполнил её так, что стихотворение превратилось в бодренькую балаганную песенку. Из других песен, прозвучавших в тот вечер, можно отметить "Фею" на стихи Максима Горького ("Легенда о Марко"). Когда-то эта трагичная история о юном рыбаке Марко входила в репертуар Александра Вертинского, теперь её исполняет Псой. Он поёт переделанный куплет:
А вы на земле проживёте,
Как глупые дяди и тёти:
Ни сказок про вас не расскажут, однако,
Ни фильмов про вас не покажут.
И намекает, что эти строки он обращает ко всем буржуа и обывателям, которых полно за стенами клуба, но тут, в зале, по словам Псоя, их нет. В зале собрались совсем другие люди, и именно к ним он обращает последний куплет, которого нет в оригинальном тексте Горького:
А мы на земле проживаем,
Как маги, волхвы и поэты.
Мы яркое солнце лобзаем
И радость имеем за это.
Мол, вы, дорогие зрители, и есть эти маги, волхвы и поэты, вы-то молодцы. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что одно из изменений Псоя не кажется удачным: его переделанное "А вы на земле проживёте, // Как глупые дяди и тёти" звучит менее убедительно, чем страшные слова оригинала "А вы на земле проживёте, // Как черви слепые живут". Впрочем, Псой развлекает публику, а испугаться она всегда успеет и без него – и как раз за стенами этого зала, где и живут эти самые "слепые черви". А пока звучит песня "Ёлка", более известная как "В лесу родилась ёлочка", причём Псой поёт этот текст в полном варианте, используя строки, опущенные в известной детской песенке. Также из уже известных песен прозвучали "Электричество" (на одноимённое стихотворение Зинаиды Гиппиус), "Рильке" (на русскоязычное стихотворение Райнера Марии Рильке "Утро") и "Картонный домик" (на одноимённое стихотворение Михаила Кузмина). К концовке этого грустного стихотворения Псой добавляет цитату из "Трёх поросят" Сергея Михалкова: "Я, конечно, всех умней, // Всех умней, всех умней! // Дом построю из камней..." При этом его голос меняется на ехидно-мультяшный, словно и впрямь в стихотворении Кузмина вдруг появляется новый герой – сам прозорливый Наф-Наф. Многие песни Псой предваряет комментариями: про одну говорит "а эта в начале будет похожа на КСП, а в конце – на клезмер", про другую "а эта – из репертуара Лео Ферре" (Leo Ferre – известный французский шансонье). В одном из эпизодов он ложится на пол и поёт лёжа. Алёна всё это время не слишком заметна: она спокойно играет на рояле, в то время как Псой кружит по сцене, как страшный жук (в своём полосатом костюме он и впрямь напоминает какого-нибудь гигантского колорадского). Лишь в одной песне Алёна немного помогла Псою в качестве бэк-вокалистки.
Новые песни Псоя и Алёны основаны на сильных литературных первоисточниках. В них за основу берутся тексты таких поэтов, как Николай Заболоцкий, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Велимир Хлебников и Марина Цветаева – список более внушительный, чем Брюсов, Гиппиус, Есенин, Кузмин, Чёрный с "Русского богатства 1". Впрочем, сильный литературный первоисточник – ещё не залог успеха. Во-первых, У Псоя есть песни на собственные стихи, которые не хуже переделанной и обращённой в полушутку классики. Во-вторых, некоторые стихи из новых песен слишком сильны, а сильное стихотворение, как гордый и свободный конь, не даст себя легко обуздать. Как пример можно привести песню "В этой роще березовой" на одноимённое стихотворение Заболоцкого. Стихотворение это настолько сильное, что противится любой мало-мальски шуточной интонации и переделке. Многим оно знакомо по песне "Иволга", что звучит в известном советском фильме "Доживём до понедельника". Тягаться с этой версией песни сложно, очень уж она хороша. Вряд ли Псой выигрывает в этом противостоянии, но концерт в целом оставляет приятное впечатление: после него хочется переслушать Вертинского, перечитать Хлебникова. В конце концов все эти песни-пляски Псоя вот для чего (как он сам пел в своей старой песне "Чтоб вам было хорошо"):
Я не против никого,
я хотел лишь одного:
чтоб вам было хорошо,
ля ля ля…
1967 – Родился Федор Чистяков - главный боянист русского рок-н-ролла, вокалист и лидер группы Ноль »»
1983 – Погиб Деннис Уилсон, один из братьев-основателей серф-группы The Beach Boys »»
Johnny OTIS (1921)
Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927)
Dick SUDHALTER (1938)
Charles NEVILLE (1939)
Edgar WINTER (1946)
Joseph "Ziggy" MODELISTE (1948)
Alex CHILTON (1950)
Michel PETRUCCIANI (1962)