В минувшую полночь Broken Social Scene разослали уведомление о том, что их ближайший концерт в нью-йоркском зале Terminal 5 будет транслироваться напрямую через YouTube. Шоковая тактика ("только сегодня и только сейчас!") сделала свое дело. Девять вечера по Нью-Йорку - это пять утра по Москве, отнюдь не самое желанное время для просмотра концертов, но искушение пересилило: увидеть шоу как минимум сильнейшего живого состава Канады и как минимум флагмана местной независимой сцены... от таких предложений не отказываются.
Может ли онлайн-трансляция создать ощущение живого присутствия? Разумеется, нет. При вчерашнем потоковом вещании битрейт аудио периодически падал до 160 kbps или около того, но даже если представить, что технические проблемы решены и звук соответствует уровню hi-end, воссоздать без потерь акустику зала - задача нереальная. Может ли онлайн-трансляция дать что-то взамен? Еще как. Крупные планы неистово рубящегося гитариста Эндрю Уайтмана (Andrew Whiteman) или роскошной вокалистки Лизы Лобсингер (Lisa Lobsinger), детали и эпизоды, невидимые зрителю, но не ускользающие от глаза профессионального режиссера (а съемка велась с нескольких камер). Это Broken Social Scene, из плоти и крови, они играют для вас и вы можете рассмотреть их во всех подробностях. И неважно, что вы не в Нью-Йорке, а у себя на кухне. При надлежащем входящем траффике все получится.
Вчера все получилось. В означенный час потоковое видео заработало, Broken Social Scene вышли на сцену, поздоровались с залом и виртуальным миром и выдали двухчасовое, без перерывов на обед и курение, выступление, которое впору было бы назвать выдающимся, если бы не то обстоятельство, что для самой группы это более-менее норма. В обширном меню из 20 с лишним блюд оказались наиболее выигрышные вещи с прошлогодней пластинки "Forgiveness Rock Record" ("World Sick", "Forced To Love", "Art House Director" и безусловные фавориты - "Texaco Bitches" и "Sweetest Kill"), давно обкатанная классика репертуара ("Lover's Spit", "Anthems for a Seventeen Year-Old Girl", "Fire Eye'd Boy") и совсем уж неожиданные подарки (вроде провокационного бисайда "Canada vs. America"). Когда BSS управились с большей частью этого добра, а хронометраж концерта перевалил за полтора часа, фронтмен Кевин Дрю (Kevin Drew), заявил: "Мы не устали, у нас полно отличных песен, и мы готовы хоть все их вам сыграть". Лукавил, конечно - дотошная камера зафиксировала, что к этому моменту с Уайтмена сошло семь потов, да и Дрю пришлось распрощаться с пиджаком - но лукавил не сильно. Дефицита крепких песен у этой компании и правда нет. Но это не единственное, что подкупает в канадской коммуне.
Особенными Broken Social Scene делает то, что им, как мало кому в рок-музыке последних лет двадцати, удалось реализовать идею сверхгруппы (не путать с супергруппой), тусовки самодостаточных профессионалов, вовлеченных в общий творческий хаос, из которого выкристаллизовываются и вполне четкие по форме и исполнению произведения. Хаос, в котором людям тем не менее удается построить вавилонскую башню, да такую, что залюбуешься. То, насколько легко и непринужденно она возводится "плавающим" составом Broken Social Scene, достойно уважения. В их "стене звука" нет излишеств, каждый кирпичик встает на то место, где ему надлежит быть, каждая ячейка музыкантов - будь то духовая секция или девичий хор для "Anthems for a Seventeen Year-Old Girl" - появляется в нужный момент. Взаимопонимание между "кирпичиками" тончайшее, на уровне оркестра или джаз-бэнда со стажем несколько десятков лет. Для поп-группы, которой по большому счету и являются BSS, достоинство незаурядное.
В идее видео-вебкаста ничего нового нет. Найджел Годрич еще в 2006-ом запустил сериал живых сетов "From the Basement". Скандинавы iamamiwhoami в прошлом году устроили не концерт даже, а костюмированный перфоманс. Прямую трансляцию в сети концерта Arcade Fire режиссировал не кто-нибудь, а Терри Гилльям (Terry Gilliam). Но в этом-то и состоит чудо: то, что еще пару лет назад казалось прорывом, уникальным достижением, выходом за фронтир, сегодня воспринимается как обычная вещь. За половину декады видеохостинги полностью разрушили монополию музыкальных каналов на клипы и сопутствующий контент. То, что у каждого из нас теперь есть "свое MTV", уже стало реальностью. Теперь на нашем собственном канале можно еще и прямые включения периодически устраивать. Это ли не чудо?
Дата образования:
1 января 1999
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)