АНДРЕЙ БАРАНОВ
Четвертый выпуск "Национального полтинника" я начну с рассказа о музыканте, до 50-летнего юбилея не дожившем. Гитарист и композитор Андрей Баранов родился 17 августа 1960 г. в Волжске, втором по величине городе республики Марий Эл. В 1980-х гг. этот неординарный музыкант объездил весь мир в составе известного Ансамбля фольклорной музыки под управлением Владимира Назарова (страсть к путешествиям сопровождала его всю жизнь). Помимо виртуозного владения гитарой Андрей также мог сыграть ещё на добром десятке этнических струнных инструментов (среди них - украинская кобза, русские гусли, греческая бузуки, кашгарский рубоб и гавайская гитара укулеле).
Будучи на редкость разносторонним музыкантом, Андрей Баранов на концертах и в студии сотрудничал с коллективами совершенно различной направленности - от группы ГрАссМейстер, Андрея Козловского и Олега Митяева до Александра Малинина и Любэ. Он писал музыку для театра и кино (например, для телесериала "Участок"), выступал на фестивалях авторской песни (в том числе - на Грушинском). Его гитару можно услышать в песнях "Ах,карнавал" и "Танец маленьких утят".
Андрей Баранов был не только отличным музыкантом и душой компании, но и обладал способностями организатора. Он создал собственный ансамбль Своя Игра, исколесивший всю Европу в составе проекта "Караван мира" (уникальном прототипе фестиваля "Мамакабо", объединявшем музыкантов, актеров и клоунов). Ещё одно из начинаний Баранова - проведение в Германии фестивалей якутской музыки.
Жизнь талантливого музыканта оборвалась рано и трагически - 2 августа 2003 г. он погиб в автокатастрофе недалеко от родного Волжска. В память об Андрее его друзья и коллеги придумали передвижной фестиваль, который получил имя "Мамакабо" (так назывался единственный прижизненный альбом Баранова, записанный в 1999 г.; в 2004 г. был выпущен ещё один диск "Андрей Баранов. LIVE"). Организатором, главным вдохновителем и генеральным продюсером фестиваля "Мамакабо" стал гитарист и шоумен Тимур Ведерников.
Содружество "Мамакабо" объединяет артистов различных, иногда кардинально разных, жанров - профессиональных инструменталистов, вокалистов и актёров, большинство из которых широко любимы в народе, но почему-то редко появляются в телеэкранах. Среди постоянных участников "Мамакабо" - гитаристы Дмитрий Четвергов , Дмитрий Малолетов и Энвер Измайлов, лучший балалаечник России Алексей Архиповский , квартет гитариста Ивана Смирнова , скрипачка Тамара Сидорова , группа "ГрАссМейстер", Ирина Сурина , Сергей Старостин , Сергей Манукян, клоун-мим театр "Лицедеи" , австралийский гитарист Томми Эммануэль , лидер группы "Воскресение" Алексей Романов , певица Ирина Богушевская и многие другие музыканты и артисты.
Фестиваль довольно быстро вырос до статуса международного. Всего за шесть лет состоялось более двадцати фестивалей - в клубах, концертных залах и на открытом воздухе. "Мамакабо" принимали в Волжске, Самаре, Тольятти, Сызрани, Ижевске, Вологде, Томске, Петербурге, Коктебеле. Осенью 2008 г. двухдневный фестиваль состоялся в московском ККЗ "Мир" на Цветном бульваре. Последние два года опер-эйр "Мамакабо" проходит в Калужской области , примерно в 100 км. от Москвы, на территории культурно-туристического центра "Этномир". В 2010 г. сцена "Каприз" фестиваля "Усадьба Джаз" также была отдана под выступления музыкантов "Мамакабо". Кроме этого, в в 2009-10 гг. "Мамакабо" проводился за границей (Финляндия, Египет, Хорватия).
АРМЕН ГРИГОРЯН
По счастью, остальные юбиляры, о которых пойдёт речь далее, живы-здоровы и продолжают оставаться в действующем строю. 24 ноября 1960 г. в Москве родился Армен Григорян, лидер жизнеутверждающей рок-группы Крематорий, автор практически всех песен ансамбля.
Свою первую школьную группу Армен создал уже в 14 лет. Изначально ребята играли популярные в то время песни советских и зарубежных авторов, но постепенно у них начал появляться собственный материал. Следующая группа Григоряна Атмосферное Давление (1975-83 гг.) записала хард-роковый альбом "Корабль Дураков" (1978), который не сохранился и был перезаписан в 2001 г. под названием "Реквием для всадника без головы". (Кстати, Григорян, как и Андрей Баранов, также закончил Московский Авиационный Институт).
Играть хард-рок в брежневских реалиях было делом практически безнадежным - как в техническом отношении, так и во всех прочих смыслах. Воодушевленные примером ленинградцев Бориса Гребенщикова и Майка Науменко , Григорян (Шляпа) и Виктор Троегубов (Борода) в 1983 г. создали группу "Крематорий". Первое время это был чисто акустический состав, играющий редкие квартирные концерты. В отличие от большинства советских ансамблей, темы для творчества Армен Григорян брал из окружающей жизни. Героями его песен зачастую становились собственные друзья и знакомые - Хабибулин , Эльза , Кондратий , Таня и многие другие, не менее примечательные персонажи.
Приземленная тематика песен "Крематория" была настолько хорошо знакома простому слушателю, легко узнававшему в персонажах песен черты характера своих друзей (да и свои собственные, что греха таить), что группа стала быстро набирать подпольную известность. Первые два акустических магнитоальбома "Винные Мемуары" (1983) и "Крематорий 2" (1984), записанные в студии театра им. Маяковского, хотя и были любительскими по качеству, но содержали безусловные хиты. В 1985 г. "Крематорий" записал свой первый электрический магнитоальбом "Иллюзорный мир", на котором впервые звучит скрипка Михаила Россовского, ставшая ещё одним фирменным знаком группы.
Вскоре после этого наступает перестроечная оттепель. В конце 1986 г. "Крематорий" вошёл в состав Московской Рок-лаборатории. Для этого имя группы пришлось сократить до приторного названия Крем , но зато появилась возможность официальных выступлений. В декабре 1986 г. в легендарной Горбушке состоялся 1-й фестиваль Рок-лаборатории, на котором "Крематорий" не только впервые выступил в большом зале, но и получил Гран-при. В феврале 1987 г. музыка группы прозвучала на советском радио.
Но настоящую всесоюзную славу "Крематорию" принёс четвертый альбом "Кома" (1988) и показ по московскому телевидению клипа на песню "Мусорный ветер" . Пришло время больших гастрольных туров по стране. В 1989 г. на "Мелодии" вышел виниловый альбом "Клубника со льдом" и сборник "Живые и мёртвые" . К 10-летию группы в 1993 г. музыканты ещё раз перезаписали свои лучшие песни для "Двойного альбома" , разошедшегося трудно представимым ныне тиражом в 100 тыс. копий.
В 1988 г. Армен Григорян женился, и вскоре у него появился первый ребенок. Перемены в жизни (да и просто возраст) вызвали и перемены в творчестве. Если ранее лидер "Крематория" предпочитал сочинять в основном "с натуры", то новые композиции стали чаще придумываться как чистая фантазия, "из головы". Альбомы, ранее составленные из не всегда связанных между собой песен-картинок, уступили своё место концептуальным работам - "Зомби" (1991), "Танго на Облаке" (1994), "Текиловые Сны" (1995) и "Ботаника" (1997). В этот период времени вышли два концертника "Unplugged" (1994) и "Концерт в Горбушке" (1996), а также студийная дилогия "Гигантомания" и "Микронезия" (оба - 1996), в первый альбом которой вошли "нормальные" песни, по тем или иным причинам не попавшие в ранее вышедшие диски, а во второй - песенные и просто музыкальные фрагменты, которые по большому счёту так и не стали полноценными композициями. Отдельно нужно отметить работу художника Василия Гаврилова, который занимался оформлением всех этих дисков. Каждая из обложек Гаврилова - настоящее произведение искусства.
На рубеже веков "Крематорий" вернулся к написанию альбомов, состоящих из отдельных ярких песен, не связанных между собой общей темой. Появляются диски "Три источника" (2000), "Мифология" (2002), а с дальних полок достается ещё один альбом "Rock-n-roll" (2003) с ранее неизданным материалом 20-летней давности.
После этого "Крематорий" вступил в длительный кризис. Группа продолжала вести активную концертную деятельность и выступать на крупнейших российских рок-фестивалях, но вот творческий процесс застопорился. Что, собственно, немудрено; скорее удивительно, каким образом группа умудрялась на протяжении без малого двадцати лет регулярно выдавать "на гора" превосходные песни. За последнее время в "Крематории" произошла полная ротация состава. Армен Григорян подготовил сольный проект Третий Ангел, с которым выпустил в 2006 г. дебютный альбом "Китайский Танк"; судился с бывшими соратниками и поменял шляпу на летный шлем. Для работы над альбомом "Амстердам" (2008) был приглашён модный саунд-продюсер Илья Шаповалов, а в записи участвовали сессионные музыканты. В результате получился довольно спорный альбом, содержащий тем не менее несколько отличных песен - "Голый Парад", "Гоблины и Хоббиты" и "Женщина-Пила". В любом случае, будем ждать от "самого веселого на этой планете ансамбля" новых интересных работ.
ВАДИМ СТЕПАНЦОВ
До чего непростые подобрались в этот раз юбиляры: если Армен Григорян - почётный член комитета Всемирного Общества Друзей Кремации и Армреслинга (сокращёно - ВОДКА), то наш следующий герой - так просто Великий магистр Ордена куртуазных маньеристов!
Поэт, певец и лидер вандал-рок-группы Бахыт-Компот Вадим Степанцов родился 9 сентября 1960 г. в Тульской области. В 1988 г. Вадим с отличием окончил Литературный институт им. Горького (семинар Льва Ошанина). 22 декабря 1988 г. было официально объявлено о создании поэтической группы "Орден куртуазных маньеристов", Согласно википедии, "стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором (реже — просто цинизмом).
Примерно в том же ключе, то есть не без эпатажа, выдержано творчество группы "Бахыт-Компот". История группы берёт начало в 1989 г., когда Степанцов приехал на отдых на озеро Балхаш (Казахстан) и, потягивая вино с поэтом Константэном Григорьевым, написал с ним будущие хиты "Девушка по имени Бибигуль" и "Пьяная, помятая пионервожатая". Сам Степанцов не играет ни на одном из музыкальном инструментов, да это и не главное. Вообще, слово "бахыт" означает по-казахски "счастье", и именно генерацией счастья, по версии Степанцова, занимается лидер команды. Всего у группы вышло девять номерных альбомов, на которых можно найти несколько довольно удачных композиций - например, грустную историю "Бухгалтер Иванов" про инопланетянина, разбившего свою летающую тарелку, или романс со словами "не гаси об меня сигарету, родная". Хотя мне кажутся более интересными именно сольные поэтические выступления уважаемого маньериста.
На заре своей деятельности Вадим Степанцов писал тексты для других ансамблей: "Король Оранжевое Лето" , "Держись, пижон" и "Добрый вечер, Москва" - для "Браво", "Мой Мышонок" - для Лиги Блюза Николая Арутюнова. Сотрудничал Вадим и с попсой - например, с группами "На-На" и "t.A.T.u." (авторство части текста нетленки "Мальчик-гей" принадлежит именно Степанцову).
АЛЕКСЕЙ РЫБИН
Имя следующего юбиляра хорошо известно каждому поклоннику русского рока, ибо нет до сих пор на наших просторах рок-ансамбля популярнее, чем группа Кино. 21 декабря 1960 г. в Ленинграде родился Алексей Рыбин, участник первого состава группы "Кино", ныне - не только музыкант, но и продюсер, писатель, журналист и радиоведущий на петербургском "Радио Рокс" .
Алексей рано увлекся рок-музыкой. В 1978 г. он познакомился с Андреем "Свином" Пановым и участниками первой в СССР панк-группы Автоматические удовлетворители, вместе с которыми несколько раз выступал на различных подпольных концертах.
В 1980 году Рыбин подружился с Виктором Цоем. Летом 1981 г. Цой и Рыба основали группу «Гарин и гиперболоиды» (её третьим участником был перкуссионист Олег Валинский), впоследствии переименованную в "Кино". В составе группы Рыбин выступал в качестве гитариста, а также в течение некоторого времени исполнял обязанности директора. При участии Алексея Рыбина был записан первый альбом группы "45" (1982). В 1983 году он покинул группу в результате личного конфликта с Цоем.
Поработав недолгое время в Москве вместе со скрипачом и гитаристом Сергеем Рыженко, Рыбин вернулся в Ленинград, где увлекся пантомимой, выступал в театре "РазДваТри" в качестве артиста оригинального жанра. В общем, исчез из музыки на несколько лет. Отучившись четыре курса, бросил Институт культуры и уехал в США.
По возвращении музыканта из Америки в 1991 г. в карьере Алексея Рыбина начался новый творческий этап: совместно с гитаристом Наилем Кадыровым он создал группу "Оазис Ю", которая записала два отличных диска - акустический альбом"Воспитание детей красотой подводной жизни" (1993) и электрический "Спорт обречён" (1996, переиздан с бонусами в 2001 г. под названием "Песни восточных славян" ). Чаще всего "Оазис Ю" выступал как дуэт в акустике. Электрический состав группы не отличался стабильностью, но в нем сменяли друг друга замечательные музыканты - Сергей Курёхин, Сергей Щураков, Михаил Файнштейн (Васильев), Александр Титов. В 1998 г. Рыбин выступил в качестве продюсера трибьют-альбома песен Майка Науменко "Парк МАЙКского периода". В дальнейшем Алексей Рыбин стал больше заниматься литературной деятельностью, как документальной и публицистической, так и художественной.
АЛЕКСЕЙ МУРАШОВ
Барабанщик золотого состава бит-квартета Секрет Алексей Мурашов (настоящая фамилия - Мурашёв) родился 30 декабря 1960 г. в Ленинграде. Андрей учился на географическом факультете Ленинградского педагогического института им. Герцена, и параллельно играл на ударных в группе Джунгли. В начале 1983 г. музыкант был приглашён в группу "Секрет". Мурашов участвовал во всех событиях, происходивших в жизни группы от записи дебютного магнитоальбома "Ты и я"(1984) до финального диска "Пять" (1997) - и в спектакле "Король рок-н-ролла", и в съёмках кинофильма 1986 г. "Как стать звездой".
После ухода из группы в 1990 г. Максима Леонидова секретовцы продолжили выступать и записываться как трио. Но после того, как ансамбль в 1996 г. покинул и Николай Фоменко, "Секрет" фактически распался, хотя оставшиеся музыканты Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов продолжали ещё некоторое время работать под старой вывеской. Золотой состав "Секрета" впоследствии дал несколько концертов (последний раз это случилось в 2007 г.), но до серьёзного реюньона дело так и не дошло.
В 1998 г. Алексей Мурашов начал сольную карьеру,- правда, для этого ему пришлось переквалифицироваться в гитаристы. В 2004 г. он на четыре года перебрался в Москву, где собрал собственную группу По БАРАБанУ band. В настоящее время Алексей Мурашов живёт в Питере и готовит к выпуску альбом дуэтов под названием "Муравьиная Тропа". Выход альбома запланирован на первую половину 2011 г. В данный момент готова уже большая часть дуэтов, ожидается запись композиций с Александром Маршаллом и Сергеем Чиграковым.
ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
28 ноября исполнилось 50 лет известному контрабасисту Владимиру Волкову, одному из самых ярких представителей современной импровизационной музыки. Владимир Волков родился и вырос в Ленинграде, там же в 1985 г. закончил консерваторию им. Римского-Корсакова. Первую известность молодой музыкант получил в начале 1980-х гг. в составе знаменитого "тихого дуэта" с трубачом Вячеславом Гайворонским. Волков и Гайворонский и поныне периодически выступают вместе - иногда вдвоём, иногда в трио с пианистом Андреем Кондаковым (Трио Волков-Кондаков-Гайворонский в 2009 г. выпустило отличный диск "В поисках стандарта". После прослушивания открывающей альбом вещи "Don't Take The 'B' Train" я был вне себя от восторга - как в известном анекдоте, "так "Дядю Ваню" ещё не ставил никто").
За три десятилетия активной творческой деятельности Волков успел поучаствовать во множестве музыкальных проектов различной направленности, объединяет которые, пожалуй, только наличие импров-составляющей. Дискография музыканта насчитывает около полусотни альбомов; cреди них - записи с пианистом Сергеем Курёхиным, валторнистом Аркадием Шилклопером, этноджазовым музыкантом Сергеем Старостиным, барабанщиком Владимиром Тарасовым и многими другими представителями фри-джаза и авангарда. Владимир Волков также активно сотрудничает с зарубежными музыкантами - например, в 2010 г. у него вышел очередной диск ("Live at DOM") с американским мультиинструменталистом Недом Ротенбергом.
Владимира Волкова можно услышать практически на всех сольных проектах лидера группы "Аукцыон" Леонида Федорова, начиная с альбома 2000 г. "Зимы не будет". Два таких диска увидели свет в 2010 г. - "Разинримилев" и "Wolfgang"). Также Волков записан на нью-йоркском альбоме "Аукцыона" "Девушки Поют" (2007).
В 1995 г. Волков создал собственный акустический ансамбль "Волковтрио", в состав которого вошли гитарист Святослав Курашов и барабанщик Денис Сладкевич. В 1996-99 гг. музыкант играл в квартете Игоря Бутмана и Андрея Кондакова. Ещё один уникальный проект с участием Волкова - это российско-голландский ансамбль VeDaKi (то бишь "Вершки да Корешки"), показывающий, что будет, если на русскую народную музыку напеть африканский вокал и наоборот.
А ещё Владимир Волков владеет искусством игры на виола да гамбе, так называемой "ножной виоле", родственнице виолончели шестиструнном смычковом инструменте эпохи барокко, вышедшем из обихода в конце 18-го столетия и возрожденном в прошлом веке.
АЛЕКСАНДР БАРАШ
И в завершении - рассказ не о музыканте, но о человеке, на протяжении многих лет сочиняющем тексты для песен "настоящего московского ансамбля" "Мегаполис". 10 сентября 1960 г. в Москве родился поэт, прозаик и журналист Александр Бараш. Его творческое сотрудничество с Олегом Нестеровым продолжается уже четверть века. Из старых вещей можно вспомнить композиции "Гроза в деревне", "Баллада о воске и меде", "Влажная ложь", "Через полвека", из новенького - почти весь альбом "Супертанго" (некоторые вещи - в соавторстве с Олегом Нестеровым). Александр Бараш с 1989 г. живёт в Иерусалиме, работает в русском отделе радиостанции "Голос Израиля". Он - автор четырёх книг стихов, романа "Счастливое детство" (2006). Стихотворения, переводы и эссе Александра Бараша часто публикуются в русскоязычных литературных журналах.
***
Подробно представить в рамках этой рубрики всех юбиляров вряд ли возможно, но упомянуть и поздравить - в наших силах. Итак, 50 лет исполнилось сразу двум известным джазовым пианистам - Даниилу Крамеру (род. 21.03.1960) и Валерию Гроховскому (род. 12.07.1960), панк-рокеру Нику Рок-н-Роллу (род. 07.08.1960), представителю стиля "электронный индастриал" Алексею Борисову (род. 07.12.1960), участнику групп "Центр" и "Ночной проспект". Наши поздравления юбилярам!
***
Пользуясь случаем, я хочу поздравить читателей "Звуков" с новогодними праздниками, пожелать всем счастья, здоровья, успехов, и, конечно же, новых музыкальных открытий! В 2011 г. любители музыки смогут поздравить с 50-летним юбилеем многих известных музыкантов. Вот только некоторые имена - Сергей Чиграков, Олег Нестеров, Евгений Хавтан, Вячеслав Бутусов, Сергей Галанин, Герберт Моралес, Игорь Бутман, Умка, Сергей Пенкин... Но о них речь пойдёт уже в следующих выпусках "Национального полтинника".
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)