Продолжаем разговор о кавер-версиях. Каверы на классическую музыку - тема весьма и весьма запутанная. Во-первых, разные люди под словами "классическая музыка" подразумевают совершенно разные вещи. Интуитивно отнести ту или иную композицию к "классике" сможет каждый, а вот объяснения, почему именно, при этом могут разительно отличаться. Для кого-то классика - это классицизм, вполне конкретный период в искусстве - конец XVIII - начало XIX века. Резонно, ведь именно тогда творили "венские классики" Моцарт и Бетховен. Можно понимать под классикой любую академическую музыку; то есть такую, которая находится в отношениях преемственности к традиционным европейским музыкальным формам — но здесь мы уже рискуем столкнуться с авангардистами вроде Карлхайнца Штокхаузена (Karlheinz Stockhausen), чье звучание напрочь ломает представление об академической музыке. И, наконец, можно считать классикой любую сохранившуюся в годах или даже веках композицию. Но тогда это будет "классика жанра" — в каждом музыкальном направлении есть свои заслуженные герои. Или, скажете, The Beatles не выдержали испытание временем?
Ничуть не проще разобраться, что можно считать кавером. "Оригинальная запись" — это зачастую запись в прямом смысле этого слова - нотами на бумаге. И договора, например, с Иоганном Штраусом на исполнение его вальсов никто не подписывал. Технически, любой оркестр исполняет "кавер-версии" классических произведений, но оригинала давно уже нет — он стал общественным достоянием. Разумеется, каждый руководитель оркестра или даже играющий классику солист может предложить собственную трактовку произведения. Но сегодня мы остановимся на кавер-версиях классической музыки (в самом широком, интуитивном ее понимании), сделанных в поп-культуре. Ничто не придает большей оригинальности кавер-версиям, чем попытка переориентировать "высокое искусство" на широкую аудиторию. Кстати, примерно так в семидесятых и родился прог-рок — набирающие популярность группы стали заигрывать с академической музыкой, стараясь доказать всем, что рок — не маргинальное направление, а серьезное искусство. Впрочем, многие академические музыканты все равно считают, что когда рокеры играют классику, энергии от вращения великих композиторов в их могилах хватает на освещение небольшого города. Проверять этот постулат не будем - давайте просто наслаждаться хорошими "классическими" кавер-версиями.
Carmina Burana
Не так уж много шансов сохраниться до наших времен было у поэзии средневековых странствующих поэтов-вагантов. Каким-то чудом старинный сборник песен, составленных на латинском, средненемецком и старофранцузском языках был найден в превосходном состоянии в баварском монастыре Бойерн в 1803 году. Чего только не было среди 315 текстов так называемого Carmina Burana — и религиозные пьесы, и застольные песни, и любовная лирика... Слушателю ХХ века это средневековое наследие знакомо больше по одноименной кантате немецкого композитора Карла Орфа (Carl Orff), впервые исполненной 8 июня 1937 года и до сих пор любимой режиссерами музыкальных театров. И больше всего ее любят за вступительную тему O Fortuna.
Пугающая и напряженная атмосфера этой композиции приглянулась, например, группе Era, записавшей достаточно близкий к оригиналу ремикс под названием The Mass. Более "тяжелый" кавер сделали The Trans-Siberian Orchestra: перегруженная электрогитара звучит здесь очень уместно. А вот немцы из Corvus Corax не стали размениваться по мелочам и записали целую оперу - Cantus Buranus, которую иногда исполняют "вживую". Зрелище, надо сказать, фееричное - в этом недавно убедились посетители метал-феста Wacken Open Air.
Времена года
Цикл из четырех скрипичных концертов "Времена года" принес славу венецианскому композитору XVIII века Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi). Именно эту музыку, как правило, приводят в качестве примера стиля барокко. Безупречная гармония здесь проявляется даже в структуре концертов - каждый из них символизирует одно время года и поделен на три части — по одной на каждый месяц. Впервые "Времена года" были опубликованы в 1725 году, а вот первая запись на пластинке была сделана двумя веками позже, в 1942-м, итальянским дирижером Бернардино Молинари (Bernardino Molinari) и его Orchestra dell'Accademia Nazionale di Santa Cecilia. Кстати, иногда авторство первой записи приписывают американскому скрипачу Луису Кауфману (Louis Kaufman), но это неверно - свое исполнение он записал только в 1948 году.
А со временем приобщиться к славе Вивальди стали пытаться разные музыканты; иногда совершенно неожиданные — стоит только послушать кавер от Children of Bodom. Пожалуй, еще лучше получилось у гитариста Пола Гилберта (Paul Gilbert), но более всего популярны "Времена года" у исполнителей так называемого классического кроссовера; например, свои версии сделали девичья группа Bond и всемирно известная скрипачка Ванесса Мэй (Vanessa Mae).
Лунная соната
При жизни ее легендарного автора, Людвига ван Бетховена, композиция называлась слегка по-другому - "Соната для фортепиано № 14 до-диез минор". Название "Лунная" сонате дал в 1832 году музыкальный критик Людвиг Рельштаб (Ludwig Rellstab) — мелодия напомнила ему о лунном свете над Фирвальдштетским озером. Одна из самых печальных композиций за всю историю музыки (печаль, вероятно, вызвана несчастной любовью композитора к графине Джульетте Гвичарди), регулярно появляется в фильмах и, более того, в компьютерных играх — японцы из компании Capcom использовали "Лунную сонату" в своем игровом бестселлере Resident Evil. Казалось бы, это совершенная во всех смыслах мелодия может создавать только грустное и торжественное настроение; но, например, бас-гитарист Маркус Миллер (Marcus Miller) с этим не согласился. Грусть в его фанк-версии не всеобъемлющая, в стиле Бетховена, а скорее блюзовая, и поэтому ненавязчивая и даже расслабляющая. Кавер далек от каноничного исполнения, но по-своему гениален. Также существует версия от Алиши Киз (Alicia Keys) — пример совсем уж коммерческого использования классики.
Симфония N5
Хотя работа с таким названием есть практически у каждого композитора, именно "Пятая симфония" Бетховена стала одним из самых узнаваемых и часто исполняемых произведений классической музыки. Знаменитый немецкий писатель Э. Т. А. Гофман считал симфонию "самым значительным произведением эпохи". В современной популярной культуре широкое признание получили даже не кавер-версии, а просто исполнение первых четырех нот симфонии: когда в кино необходимо обозначить внезапное наступление чего-то грозного (будь то комедия ситуаций, где муж застукал жену с любовником, или триллер с торжественным жертвоприношением) с большой вероятностью мы можем услышать начало этой композиции. Что же касается конкретных каверов — стоит отдельно упомянуть две версии: тяжелую от Apocalyptica и танцевальную от Ванессы Мэй.
Бурре
Название французского народного танца "Бурре" в переводе означает "делать резкие, хаотические прыжки". В разные времена этот танец выглядел неодинаково, пока в XVII веке не стал придворным развлечением французской аристократии: отчасти этому способствовала появившаяся мода на все исконно французское. Со временем танец обрел характерную ритмическую форму и четный размер; в таком виде его и использовал для своего творчества Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). С определенной долей условности можно сказать, что он и сделал первую кавер-версию "Бурре" Однако, если говорить о современных каверах, то, пожалуй, самая интересная реаранжировка принадлежит Йену Андерсену (Ian Anderson) из Jethro Tull. Акустическое исполнение на флейте приближает эту версию к оригиналу, не академически правильному баховскому, а изначальному, народному.
Другая обработка, на этот раз рок-джазовая принадлежит гитаристу Блюзу Сарацино (Blues Saraceno). Звучит, как минимум, необычно.
Токката и фуга ре минор.
Самая узнаваемая органная композиция также принадлежит Баху (под "самой узнаваемой" имеется в виду "Токката и фуга" под классификационным номером BWV 565, а не "дорийская" BWV 538). Благодаря своему грозному звучанию мелодия получила крайне широкое распространение: на нее не только записывают каверы, но и кладут ее в основу собственных, авторских песен. Так, Muse, переосмыслив токкату, сделали из нее гитарный рифф для песни "Plug in Baby", а Deep Purple часто использовали ее в качестве вступления для "Highway Star" на своих концертах. А Кит Эмерсон (Keith Emerson) записал токкату как часть песни "Rondo"M для коллектива The Nice.
Что же касается каверов, то ближе всего к оригиналу лежит духовая версия Canadian Brass, которая, однако, вместе с органом потеряла всю свою торжественность. Интересный рок-кавер записала британская группа Sky, а в 1995 году Ванесса Мэй (Vanessa Mae) с ее поп-кавером заняла 24 место в Billboard chart.
Полет шмеля
Знаменитый "Полет шмеля" — это не самостоятельное произведение, как иногда думают, а оркестровая интерлюдия из оперы Николая Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". Интерлюдия соответствует тому самому моменту сказки, когда царевич Гвидон, перевоплотившись в шмеля, устраивает переполох в дворце Салтана и жалит несимпатичных ему людей. Гению Римского-Корсакова принадлежит одна из самых натуралистичных композиций в оркестровой академической музыке: даже если слушателю совершенно не знакомы ни царь Салтан, ни сказки Пушкина, под воздействием этой интерлюдии все равно невозможно представить себе что-либо иное, кроме кружащего в воздухе шмеля. Подобие академической музыки природе здесь доведено до идеала. Но для многих музыкантов "Полет шмеля" стал чем-то вроде дисциплины Олимпиады - гитаристы и скрипачи яростно соревнуются в том, чтобы заставить шмеля летать как можно быстрее. Например, бразильский гитарист Тьяго Делла Вега (Tiago Della Vega) в 2008 году сыграл "Полет" со скоростью 320 нот в минуту, и сразу же попал в Книгу Рекордов Гинесса.
А в 2010 этот рекорд был побит в на телевидении прямом эфире скрипачом Оливером Льюисом (Oliver Lewis). И хотя наблюдать за подобным исполнением очень увлекательно, все-таки рекордсмены превратили эту композицию в упражнение для пальцев — гармония и мелодичность смазываются на таких скоростях.
Для сравнения можно послушать кавер под названием "Sting of the Bumblebee" суровых металлистов Manowar. При всех особенностях металла, кавер близок к классическому исполнению именно своей скоростью.
В пещере горного короля
Некоторые композиции настойчиво требуют записать на себя кавер-версию потяжелее. Например, "В пещере горного короля" ("I Dovregubbens hall") норвежского композитора Эдварда Грига (Edvard Grieg). В оригинале исполняемая на фаготах и контрабасах (что уже звучит достаточно грозно), мелодия привлекла к себе внимание множества рок-групп разных периодов. Неудивительно, ведь "В пещере горного короля" — часть сюиты на пьесу Генрика Ибсена "Пер Гюнт" и символизирует вход самого короля и его троллей в горный тронный зал, а соответсвующие строчки из пьесы весьма кровожадны. Не избежать аллюзий к мистике и нордической брутальности, а это - часть образа многих рок-музыкантов. Превосходно передать такую атмосферу, замешанную на старом добром хард-роке, удалось группе Savatage; кстати, клип на их песню "Hall of the Mountain King" тоже снят очень талантливо.
Но это далеко не самая известная аранжировка песни — гораздо более популярны версии от таких динозавров, как The Who или Rainbow с текстом Кэндис Найт (Candice Night) и в обработке Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). И, конечно, не будем забывать про виолончельный рок-кавер от Apocalyptica.
Петя и Волк
В 1936 году композитор Сергей Прокофьев создал детскую симфоническую сказку для исполнения чтецом и оркестром "Петя и Волк"; впервые она была поставлена в московском Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. Сказка пришлась по вкусу не только советским пионерам — со временем различные версии постановки "Пети и Волка" можно было увидеть в театрах и концертных залах по всему миру. Даже мультипликация существует в разных вариантах - как от студии Диснея, так и от "Союзмультфильма". Альтернативных музыкальных записей этой симфонической сказки великое множество, но особенно хочется отметить две зарубежные версии. Первая была исполнена оркестром Филадельфии под руководством Юджина Орманди (Eugene Ormandy) и так бы и осталась одной из бессчисленных реааранжировок, если бы не Дэвид Боуи (David Bowie), который выступил в роли рассказчика.
Другая версия - британская рок-опера, поставленная Робином Ламли (Robin Lumley) и Джеком Ланкастером (Jack Lancaster). Музыка в ней крайне разнообразна: от психоделического рока до джаз-фьюжна, а в записи участвовали такие звезды, как Фил Коллинз (Phil Collins), Брайан Ино (Brian Eno) и Гэри Мур (Gary Moore). Последний, кстати, исполнил там партию утки.
Танец с саблями
Армянский боевой танец с саблями вошел в классическую музыку стараниями композитора Арама Хачатуряна, как финальная часть его знаменитого балета "Гаянэ". Захватывающий кружащийся ритм оказался настолько запоминающимся, что быстро нашел свое место в популярной культуре. И дело не только в акробатических цирковых представлениях, с которыми, как ни странно, часто ассоциируют "Танец с саблями", но и в длинном ряде разнообразных по стилю каверов. Например, джазовый музыкант Вуди Херман (Woody Herman) мастерски встроил в классический вариант типично свинговую импровизацию. Трио The Andrews Sisters принадлежит вокальная версия композиции, а петь с такой скоростью, удерживая ритм "Танца с саблями" — умение, достойное уважения. Из оставшихся каверов следует отметить три версии британских команд: рок-н-ролл от Love Sculpture, хэви-метал от Skyclad и панк-рок от Toy Dolls. Похоже, что танец превосходно ложится на любой музыкальный стиль — только так можно объяснить огромное количество каверов.
Канон Ре Мажор
Написанный еще в конце XVII века немецким композитором Иоганном Пахельбелем (Johann Pachelbel), "Канон Рэ Мажор" был на долгое время забыт и вновь найден лишь почти в середине XX века: в 1919 году немецкий исследователь Густав Бекманн (Gustav Beckmann) впервые опубликовал ноты этого произведения эпохи барокко. Первую классическую запись в 1940 году сделал американец Артур Фидлер (Arthur Fiedler) с оркестром, который он сам и возглавлял. Но если переключиться с описания классических исполнений на кавер-версии, то мы выйдем на самую знаменитую реарранжировку в стиле неоклассического металла, которая называется "Canon Rock". Композиция принесла славу ранее никому не известному тайваньскому музыканту Джерри Чангу (Jerry Chang, он же JerryC). Появившись в интернет-сервисе Google Video, "Canon Rock" моментально заинтересовал телевидение, музыкальную прессу и скоро сам стал материалом для новых аранжировок.
Однако есть еще один кавер, впечатляющий ничуть не меньше оригинала: new age-версия от блестящего пианиста Дэвида Ланца (David Lanz). Почти десятиминутный трэк способен погрузить слушателя в транс и созерцание Вселенной.
Маленькая ночная серенада
"Eine kleine Nachtmusik", или просто "Серенада №13 соль-мажор" — одна из самых узнаваемых композиций Моцарта. По задумке автора, серенада должна исполняться камерным ансамблем из пары скрипок, альта и виолончели, но обычно ее играют в более многочисленном составе струнного оркестра. До сих пор неизвестно, что именно вдохновило композитора на написание серенады, но самая распространенная версия звучит довольно прозаично — Моцарт написал ее на заказ. Гораздо более возвышенная причина — показать смешные стороны классики — двигала композитором и музыковедом Петером Шикеле (Peter Schickele), когда он записывал свои пародии под псевдонимом P. D. Q. Bach. В одноименном альбоме есть "кавер-версия", где в оригинал на протяжении всего исполнения встраиваются мелодии из творчества других классических композиторов, а также темы из американского фольклора. Чуть позже альтер эго Шикеле сочинил целую оперу "A Little Nightmare Music". И что бы не говорило название, опера не кошмарна.
Так говорил Заратустра
Классическая музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Так в 1896 году Рихард Штраус (Richard Strauss) создал свою симфоническую поэму "Also sprach Zarathustra" под впечатлением от одноименной философской книги Фридриха Ницше (Friedrich Nietzsche), а в наше время музыка стала популярна благодаря ее участию в саундтреке известного фильма Стенли Кубрика (Stanley Kubrick) "2001 год: космическая одиссея". Кубрик снял свой фильм в 1968 году, а потрясающий кавер на творение Штрауса вышел четырьмя годами позже, в 1973-м. Бразилец Эумир Деодато (Eumir Deodato) при помощи своей джаз-поп версии получил награду Грэмми за лучшее поп-инструментальное представление. Многие ценители классики считают, что Деодато посмеялся над поэмой; однако, правильнее сказать, что это сделал американский кантри-певец Рэй Стивенс (Ray Stevens), записавший пародийный трэк "Thus Cacked Henrietta", в котором песню исполняют... домашние животные. Как видно, коровам, свиньям и курам классическая музыка тоже не чужда.
Щелкунчик
Другим примером успешного союза музыки и литературы может стать всемирно известный "Щелкунчик". Сказку "Щелкунчик и мышиный король" Э.Т.А. Гофман написал еще в 1816 году, а в 1844-м Александр Дюма-отец (Alexandre Dumas, père) делает литературное переложение, которое позже легло в основу либретто Мариуса Петипа (Marius Petipa). И только в 1892 году в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера балета "Щелкунчик" Петра Чайковского. Балет поделен на большое количество частей, многие темы заслужили самостоятельную популярность и, как следствие, стали материалом для каверов. Например, в 1960 году Дюк Эллингтон (Duke Ellington) и Билли Стрейхорн (Billy Strayhorn) записали пластинку с джазовыми интерпретациями "The Nutcracker Suite". Самой же популярной композицией для каверов стал "Марш", на который в 1962-м американский ансамбль B. Bumble and the Stingers записал арранжировку на фортепьяно в стиле буги под названием "Nut Rocker". Песня стала синглом #1 в Великобритании, и уже на нее стали записываться десятки других каверов. Особенно популярными были версии от Emerson, Lake & Palmer (кавер известен как "The Nutty"), The Ventures и ирландцев Dropkick Murphys.
Ромео и Джульетта
Одним из самых успешных примеров кавер-версии на тему Монтекки и Капулетти из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта" можно назвать русскую версию, исполненную Scream In Darkness. Другие неплохие весии принадлежат нордическим хеви-металлистам: обязательно оцените, как эту вещь играют Epica.
Болеро
Французский композитор-импрессионист Морис Равель (Maurice Ravel) изначально написал оркестровое произведение "Boléro" для балетной постановки. Именно в таком ключе композиция и была исполнена впервые в 1928 году в Париже, в «Гранд-Опера», когда там выступала балерина Ида Рубенштейн. Она же и попросила Равеля найти подходящую мелодию и сделать оркестровку, сам же композитор был убежден, что ни один оркестр играть это не станет. Вопреки его ожиданиям, "Boléro" стало тем самым произведением, по которому Равеля узнавали современники и потомки. Композиция также понравилась известному любителю играть классику в джазовой обработке Жаку Лусье (Jacques Loussier) и знаковой фигуре в мире музыки 60-х и 70-х Фрэнку Заппе (Frank Zappa). Забавно смотрится, когда Заппа с сигарой в зубах старательно дирижирует оркестром, исполняющим "Boléro". Также неплохой кавер принадлежит немецкому гитаристу Вольфу Хоффману (Wolf Hoffman) – в его версии можно услышать даже блюзовые мотивы.
В попытках записать кавер на классическую музыку можно заметить желание погреться в лучах славы великих композиторов; благо, недостатка в этой славе они не испытывают. Но какой бы качественной не была такая кавер-версия, она никогда не встанет в один ряд с классическим исполнением, а ее автора никогда по ошибке не спутают с автором оригинала. С другой стороны, можно воспринимать новые версии как дань уважения к музыкальному наследию или как творческий поиск в более сложном жанре. Впрочем, что такое сложность классики? Говорят, Бах рассуждал так: "Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, — нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам". Только для этого неплохо бы, для начала, быть Бахом.
Shorty ROGERS (1924)
Gene AMMONS (1925)
Morton SUBOTNICK (1933)
Николай ПЕТРОВ (1943)
Ritchie BLACKMORE (1945)
Sonja KRISTINA (1949)
Петр МАМОНОВ (1951)
Михаил ПЛЕТНЁВ (1957)
Егор ТИМОФЕЕВ (1976)