БЕНЗОЛЬНЫЕ МЕРТВЕЦЫ  Музейный переполох

Концерт нойз-группы Бензольные Мертвецы в музее современного искусства "Эрарта" более всего напоминал инсталляцию. Видимо, обстановка обязывала.

Концерт нойз-группы Бензольные Мертвецы в музее современного искусства "Эрарта" более всего напоминал инсталляцию. Видимо, обстановка обязывала.

"Эрарта" - это многоэтажное здание на Васильевском острове, забитое картинами, реди-мейдами, скульптурами и прочим – половина помещений отданы под музей с платным входом, остальное – под галереи, куда можно пройти без билета. Именно там, на четвертом этаже, между картиной, изображающей длинный панельный дом и моделью разрушенной новостройки, очень символично сыграли "Мертвецы". До этого в "Эрарте" проходили концерты, но все больше камерные. Жесткача давали в первый раз.

Причем большую часть времени ничего не происходило. В 8 вечера никого и не было, кроме саксофониста Илья Белорукова, известного по участию в десятках авангардных проектов. Остальные пробивались сквозь пробки.

Подумав, Илья взялся соорудить разогрев в одиночку – при помощи лупов. Сначала он выткал эмбиентное полотно из протяжных нот, потом энергично выдувал воздух (не ноты) из сакса, дополнил композицию клацанием клапанов, которые постепенно превратились в пространный бит. У Белорукова несколько дам, которые, видимо, не подозревали, что играет основная команда, поинтересовались, что за штуки у него лежат под ногами. "Это гитарные эффекты", - ответил Илья, - "или в просторечии примочки". В ожидании выступления зрители разбрелись по залам, разглядывая конструкции из хозяйственного мыла и картины на тему Рождества от молодых авторов. Этажом выше был обнаружен Павел Семченко, основатель театра "AXE", который молча, в темноте, смотрел в ноутбук и работал.

Примерно в половину десятого в зал вошли прочие участники квинтета, волоча комбики и барабаны. Они скоро подключились и грянули, грозясь разрушить и без того хилую модель дома. Энергичнее всех себя вел вокалист с спортивных шортах – он заворачивался в шаль, ел принесенное им же для гостей печенье, сидел в зале, уходил прочь, катался по полу, выдавал балетные па, вопил и пел оперным голосом. Басист пытался взобраться на барабанную установку, саксофонист внезапно пролетел в соседнее помещение, также успев впечатлить собственной техникой крика. Сет, в принципе, был посвящен релизу семидюймовки "Копоть" (No-Fi Records/Distorted Bible Stories, 333 экземпляра), пополнившего обширную дискографию БМ. А также предстоящим гастролям в Италии. Любители фри-джаза, грайндкора, нойза и импровизации (Napalm Death-Painkiller-Melt Banana) не в первый встречались с "высоким" искусством – они озвучивали немое кино, спектакль Андрея Могучего "Не Hamlet", выступление различных прозаиков. Но, кажется, их обстановка несколько ограничивала – лично я так и ждал, что они чего-нибудь разрушат.

Сет закончился стремительно – уже через 20 минут, по-моему, идеальный хронометраж для подобной музыки. Было объявлено, что в машине осталось шампанское, а ровно в десять всем надо убраться из музея.

22.12.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

БЕНЗОЛЬНЫЕ МЕРТВЕЦЫ