Возраст пришедших на шоу Heaven 17, приуроченное к юбилею их первого альбома "Penthouse and Pavement", навевает мысли о концерте группы Воскресенье. Манчестерский клуб Ritz - по-настоящему антикварное заведение, сохранившееся с 60-х, с дощатым танцполом и чугунными решетками на балкончике второго этажа - повидал и не такое. В 80-е годы в нем перебывали почти все герои местной инди-сцены, включая The Smiths, чей первый концерт прошел в "Ритце", и в отличие от расположенной неподалеку "Гасиенды", давно проданной и превращенной в апартаменты для состоятельных господ, клуб удержался на плаву. Но ощущения все равно странные: я силюсь найти в зале хоть одного человека, который был моложе чествуемого альбома. Тщетно. Большинство пришедших старше меня как минимум вдвое.
Удивительного в этом мало: "Penthouse and Pavement" не стал ни большим коммерческим хитом, ни сколько-нибудь культовой работой (будь здесь Питер Хук с программой "Closer", от людей в узких джинсах некуда было бы деться). Но появился он в интересное время и стал зеркалом этого времени. Гэри Ньюман (Gary Numan) выступает в программе Top of the Pops. Колумнист NME Пол Морли (Paul Morley) провозглашает синт-поп музыкой будущего. В уездном Бэзилдоне собирается группа, которой суждено в будущем стать "битлами" от синтезаторной музыки - Depeche Mode. Electronica, долгое время считавшаяся авангардом, оплотом передовой мысли, начинает производить поп-звезд и оккупировать чарты. Собственно, голод до чартов и стал причиной распада первого состава The Human League, от которого, разругавшись с Филом Оуки (Phil Oakey), отпочковались основатели Heaven 17, Мартин Уэйр (Martin Ware) и Йен Марш (Ian Craig Marsh). Уэйр жаждал экспериментов, Оуки - хитовых синглов. Идеологические разногласия осложнялись тем, что Оуки в качестве аргументов мог использовать подвернувшиеся под руку молочные бутылки, швыряя их в Уэйра. Тем забавнее выглядит ситуация, когда и Heaven 17, и Human League почти одновременно вернулись на сцену в 2010 году.
Концерт предваряет ностальгический диджей-сет, джентльмен за вертушками ставит неочевидные хиты новой волны вроде "Нормана Бейтса" Landscape, между ними беззастенчиво подсовывает "Better Than Love" Hurts и всячески призывает зрителей подвигать попой. Публика то ли в силу возраста, то ли от затянувшегося ожидания реагирует вяло - мол, не до твоих танцев сейчас. Движение в зале не начинается и после появления Неaven 17, зато с первой же песни Манчестер демонстрирует другое свое умение, отлично знакомое любому, кто слушал футбольные трансляции с "Олд Траффорд". Они поют. Поют громко, протяжно, слаженно, так, как если бы у каждого за плечами были три года практики в школьном хоре. Завораживает - не то слово.
Heaven 17 - чинные Уэйр и Гленн Грегори (Glenn Gregory) в строгих пиджаках, саппорт-бэнд в составе гитара, бас и электронные ударные плюс эффектная блондинка Билли Годфри (Billie Godfrey) - играют "Penthouse and Pavement" от и до, придерживаясь альбомного треклиста, благо он драматургии хорошего концерта соответствует почти идеально. Для разгона - хлесткая, откровенно анти-правая и политически некорректная (по меркам синт-попа уж точно) "(We Don't Need This) Fascist Groove Thang". И сразу становится ясно, засчет чего треки с пластинки могут выиграть в живом исполнении. Пионеры индастриала Cabaret Voltaire то ли в штуку, то ли всерьез говорили, что всегда хотели играть фанк, а получилось, ну, то, что получилось (на фанк не очень похоже). Так вот у "Penthouse and Pavement", пусть он и был создан средствами электроники, на самом деле мощная соул-фанковая подкладка, тот самый "groove thang". Да и клич "братья! сестры!" в припеве первого трека тоже ведь не с потолка взялся.
Гленн Грегори: - Следующая песня - "Play to Win"... НЕТ!
Мартин Уэйр (обреченно): - Он абсолютно бесполезен.
Гленн Грегори: - Как называется альбом, который мы играем? (нестройный хор выдает правильный ответ) Вот это название следующей песни.
Сперва "Penthouse and Pavement", следом, верно, "Play to Win", - связка из двух песен на сквозную для альбома тему культуры яппи, прикрывающей деловым костюмом и чувством собственного профессионализма душевную пустоту - и после нее напрашивающийся мелодраматичный поворот, "Soul Warfare". Во время "Play to Win" особенно заметно, насколько просто и умно выстроена сценография шоу. Два экрана с цветными лампочками по флангам выдвинуты чуть вперед, сразу за спинами Уэйра и Годфри, центральный располагается сзади - вот вам и эффект глубины. Видеоряд при этом незамысловатый, пиксельный, что называется, но соответствует духу времени (мы ведь о 81-ом годе, не забывайте) и изящно обыгрывает каждую песню.
Первая сторона "P&P" исчерпана, и группа берет символический тайм-аут. "Ball of Confusion", старый Motown-овский хит (еще одна мелочь в пользу гипотезы о соул-корнях группы), в 83-ем переделанный Уэйром под нужды Тины Тернер (Tina Turner), превращается в бенефис Билли Годфри, вытягивающей сложнейшие партии и отправляющейся отдыхать за кулисы.
Гленн Грегори: - А это самая первая песня, которую мы записали как Heaven 17...
Мартин Уэйр: - Ну чтобы посмотреть, может ли он вообще петь.
Гленн Грегори: - Вот же ты зараза.
Вокалист берется за акустическую гитару и при поддержке Уэйра исполняет проникновенную "Wichita Lineman" Глена Кэмпбелла. Лирическая пауза завершается совсем уж неожиданно: Грегори берет пару аккордов, и в них немедленно распознается... "Don't You Want Me Baby?" The Human League! Насмешка над соперниками или дань уважения им? И то, и другое.
Назад к "Penthouse and Pavement". "Geisha Boys and Temple Girls" - самая неудачная песня на альбоме, неуклюжая попытка обыграть японщину, к тому же сильно напоминающая о творчестве дуэта Кар-Мэн (мальчики-гейши? эмм), но без нее не обойтись, записали же когда-то. Еще одна песенная связка, теперь о ядерной угрозе, "Let's All Make A Bomb" и "The Height of the Fighting", вслед за ней приглушенная "Song With No Name", в которой роль первой скрипки достается Грегори. И тожественным финальным аккордом "We're Going Live For a Very Long Time", где манчестерский хор работает уже в полную силу.
На этом все, но от такой аудитории по собственной воле после часа выступления не уходят. В дело идут лучшие хиты ("I'm Your Money", "Let Me Go"), очередь доходит и до "Temptation", во время которой - и в это сложно поверить, если вспомнить средний возраст пришедших деревянный пол натурально дрожит. На прощание, уже на бис звучит пронзительная и гораздо более камерная по сравнению с оригиналом "Party Fears Two" памяти покойного Билли Маккензи (Billy McKenzie) из The Associates.
Шоу имени одного альбома - изначально сомнительный формат, но если действительно продумывать его как шоу, с убедительной и ненавязчивой драматургией, он убирает любой стадионный концерт
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)