Если понаблюдать десятилетие 2000-2010, обнаружишь, что самые интересные открытия в области музыкальных гаджетов были сделаны в последние 5 лет. Да и само слово "гаджет" мы используем не так уж давно: в массовом обиходе это слово оказалось всего 3 года назад. С чем связано столь интенсивное развитие, кто остался в фаворитах и чего ожидать от "игрушек" в ближайшее время? - Звуки представляют большой обзор самой интересной и революционной техники, а также тенденций, которые связаны со звуковоспроизведением.
Часть 1. Стив Джобс и мировая революция.
Мобильные устройства
Чтобы определить главный музыкальный гаджет минувшего десятилетия, не требуется тонкий аналитический ум. Сегодня каждый первоклассник знает – миром правят mp3-плейеры и приложения. И тут никак не обойтись без упоминания продукции Apple. iPod можно любить или не любить (хвалят его в основном за дизайн и адаптированность под "полного чайника", ругают за дороговизну, жесткую привязку к программе ITunes и привычку думать за пользователя), но не признать его полную и безоговорочную победу на рынке невозможно.
Появление iPod и пришедшего следом iPhone повлекло за собой развитие смежной индустрии – производители техники принялись один за другим изобретать для них всевозможные аксессуары. Наиболее популярными были всевозможные колонки, превращавшие портативный плейер из "эгоистического" устройства для одного человека в современный аналог "бумбокса". Занялись этим самые разные компании от именитых американцев Bose до новичков iLuv, сделавших "прибамбасы" для iPod и iPhone своей основной специализацией.
Следующим развитием стали док-станции - устройства, совмещающие в себе функции "зарядки", радиоприемника, будильника, акустической системы и даже диджейского пульта. Здесь снова отличились iLuv, которые изготовили целую линейку док-станций. У них можно найти и портативный будильник с прогнозом погоды (iMM190), и настольную систему, заточенную под просмотр видео на iPod или iPhone (iMM289), и многофункциональную станцию, превращающую iPod или iPhone в домашний музыкальный центр (iMM178).
Появились и варианты, специально заточенные под iPad - например, док-станция iMM747 с колонками и довольно мощным усилитетем, превращает его в гибрид музыкального центра и стационарного компьютера. В гонку включились даже производители hi-fi и hi-end, которые изначально относились к мобильным системам скептически. Сейчас на рынке есть док-станции от Arcam и мини-системы с док-станциями для iPod от Cambridge Audio
В целом, с iPad'ом всё куда сложнее. Для плейера он слишком велик (чего стоят презрительные определения вроде "гигантского айпода с интернетом"), для полноценного компьютера – слишком мал и непроизводителен, однако именно этот девайс, похоже, в равной степени пригоден как для прослушивания музыки, так и для её создания. Под эту платформу уже во всю разрабатывают музыкальный софт, а кое-кто из именитых артистов (например, австрийский экспериментатор Кристиан Феннес (Christian Fennesz)) уже во всю используют айподовские приложения на концертах.
Если в том, что касается плейеров на жестких дисках, гегемония Apple бесспорна, то в части миниатюрных устройств на базе flash-памяти конкуренцию "яблочным" составляют многочисленные машинки от iRiver. Плюсов у них много, в первую очередь айриверовские плейеры обладают куда большей функциональностью. Тут вам и диктофон, и радио, и всевозможные "точные настройки" – меняется всё вплоть до скорости перемотки. Ну и, разумеется, никакого iTunes. Эта интерфейсная парадигма – полный антипод пропагандируемой Apple простоте. Тут как раз придётся разбираться, но зато каждый пользователь с запросами может получить гаджет, полностью заточенный под его предпочтения.
Виниловые проигрыватели
Конец нулевых ознаменовался очередным всплеском моды на винил. В эпоху клинической смерти физических носителей, продажи пластинок растут, а любой уважающий себя музыкант считает правилом хорошего тона непременно издать свой очередной опус на виниле. Производители техники, разумеется, держат нос по ветру, и обеспечивают новообращенных виниломанов соответствующим оборудованием. Тренд последних лет – проигрыватели с USB-выходом. Их можно с легкостью использовать для оцифровки пластинок, а можно просто слушать через компьютер, не утруждая себя аналоговой коммутацией.
Vestax Handy Trax USB – новая версия популярной вертушки Vestax Handy Trax. Это скорее игрушка ("тёплый виниловый звук" – не про эту модель), но игрушка чертовски стильная, своего рода айпод в мире виниловых проигрывателей. Handy Trax подкупает дешевизной, дизайном под восьмидесятые (очень похоже выглядели советские проигрыватели "Лидер") и возможностью работать от батареек – опять же, не то, чтобы очень полезно (пикники с пластинками – уж очень экзотичный жанр), но, что называется, прикольно. На этой вертушке есть даже ручка "pitch", так что каждый желающий может заодно и почувствовать себя диджеем.
Pro-Ject Essential/Phono USB – вертушка уже куда более серьезная и консервативная. Классом повыше, но тоже с USB-выходом, а заодно и встроенным phono-предусилителем (проигрыватель можно подключать напрямую в линейный аудио-вход любого "усилка").
Фонокорректоры
Но чтобы по полной программе насладиться виниловым звуком, понадобится аппарат посерьезнее. Тут, поммо самого проигрывателя, вам понадобится фонокорректор (устройство, предназначенное для частотной коррекции сигнала), который может быть выполнен в виде отдельного устройства, либо встроен в предусилитель (как, например, в Burmester 035) Чтобы добиться точного звука, нужно максимально стабилизировать движение и избежать искажений. Аудиофильская вертушка даже внешне мало напоминает привычный "бытовой" проигрыватель. Достаточно посмотреть на GyroDec или TecnoDec.
Консервативные производители оборудования класса high end также не устояли перед натиском цифровых технологий. В новом фонокорректоре Burmester 100 мы снова встречаем цифровые выходы, при этом не только USB, но и S/PDIF.
Казалось бы, high end – царство аскетизма, никаких лишних функций, но и тут в фонокорректор (в отличие, скажем, от более консервативного Plinius Tautoro) встроен аналогово-цифровой преобразователь. Педантичные инженеры из компании Burmester приходу "цифры" ничуть не противятся, напротив, разрабатывают не только CD-плейеры, но и медиа-центры. Именно под них в первую очередь и заточена возможность оцифровки винила. Все ж таки цифровое хранение данных и удобнее, и экономичнее. К тому же, оцифровав пластинку раз, вы не рискуете "запилить" любимый винил и можете сколько угодно раз слушать точную цифровую копию.
Цифровые диджейские системы
Всплеск продаж винила, однако, совсем не касается диджейского сегмента. Тут винил наоборот все чаще вытесняется цифрой, хотя казалось бы, гегемония Technics SL 1200 вечна. Все потому, что изобретателям цифровой техники удалось, наконец, добиться главного, в чем виниловое диджейство долго было впереди – зрелищности. Теперь, если вы видите руки диджея, ловко манипулирующего пластинками, совсем не обязательно, что при этом вы слышите виниловый звук. Скорее всего, неподалеку притаился лэптоп, с которого на самом деле и звучит музыка - винил же при этом используется исключительно в качестве контроллера. На пластинках (которых при этом нужно всего две) вместо музыки записан так называемый тайм-код, поступающий на компьютер.
Первыми получили распространение системы Final Scratch от Stanton, затем с ними стал успешно конкурировать новозеландский продукт Serato Scratch, а теперь технологию взяли на вооружение всем известные немецкие производители музыкального софта под названием Native Insrtuments. Немцы выпустили программно-аппаратный комплекс Traktor Scratсh, ставший логическим развитием их же популярной программы Traktor DJ Studio. Вообще, переход производителей софта на изготовление "железок" (часто выступающих обязательным приложением к их же программам) тоже стоит считать яркой тенденцией второй половины нулевых. Причина тому одна – железкам не угрожает интернет-пиратство.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)