Brian ENO  "Ничто не заменит живого шоу"

Накануне лекции в Питере Брайан Ино ответил на вопросы Звуков.Ru, расказав нам об источниках своего вдохновения и о музыкальных тандемах, в которых он принимал участие.

Брайан Ино (Brian Eno) - музыкант, имя которого стало синонимом новаторства в музыке. Изобретатель стиля ambient и нескольких популярных течений электронной музыки. В 70-х годах он носил туфли с пайетками и парик в группе Roxy Music, в 80-х прославился как продюсер пластинок Talking Heads, Genesis и множества знаковых музыкантов, в 90-х изобел музыку для заставки Windows и жанр комбинированной инсталляции, работал с U2 и Coldplay. С ним сотрудничают и дружат Дэвид Бирн (David Byrne), Роберт Фрипп (Robert Fripp), Дэвид Боуи (David Bowie), Пол Саймон (Paul Simon), Элвис Костелло (Elvis Costello) и тысячи инди-музыкантов со всех концов света.
2 ноября 62-летний Ино выпустил на лэйбле Warp свой 25-й по счету альбом "Small Craft On A Milk Sea", а 29 ноября читает лекцию в Санкт-Петербургской Консерватории. С Питером у Брайана вообще связано немало: во времена Перестройки он долгое время жил здесь, записывал и коллекционировал русскую инди-музыку - Звуки Му, Новые композиторы, Нож для Фрау Мюллер благодаря ему стали известны во всем мире. Питерским зрителям Ино в этот раз не только расскажет о музыке, но и представит свою новую аудио-визуальную инсталляцию 77 Million Paintings.
Накануне лекции Брайан Ино ответил на вопросы Звуков.Ru - разговор у нас шел преимущественно о вдохновении.


Звуки: - Мистер Ино, Вы считаетесь одним из самых креативных умов современной музыки. Но кто вдохновляет Вас?
Брайан Ино: - Природа. Планета. Но если говорить о моих "77 миллионах инсталляций", то в этой работе я вдохновлялся русской живописью. В бытность свою студентом школ искусств и позже, когда я жил в России в 1997-м, я раз 25 посетил Русский музей, и до сих пор считаю русскую живопись начала XX века очень вдохновляющей.

Звуки: - Вы начали свою карьеру в качестве клавишника, но еще с ранних лет занимались экспериментами в области создания и комбинирования инструментов. Не могли бы Вы рассказать о своем самом любимом изобретении?
Брайан: - На самом деле, я очень горжусь своей артистической продукцией. Но вообще-то лучше не мне принимать решение, какое из моих изобретений было самым интересным - для меня все эти дни были наполнены яркими озарениями. Но раз уж вы спрашиваете - я бы обратил внимание не на новые инструменты или звуки, но на "Oblique strategy cards", которые мы изобрели вместе с Питером Шмидтом (Peter Schmidt) - эти карты здорово помогают подстегнуть мыслительный процесс. Я до сих пор иногда пользуюсь ими. Но вообще-то когда проект уже презентован на публике, я сразу переключаю свое внимание на что-то еще. Как-то так.

Звуки: - Говоря о Питере - по какому принципу Вы вообще заводите друзей и образуете творческие дуэты?
Брайан: - Я всегда стараюсь находить родственные души. Но в творческих коллаборациях воспринимаю людей, скорее, в режиме "random" - ты никогда точно не знаешь, что они предпримут, чтобы ты ощущал, что процесс двигается и "живет".

Звуки: - Многие музыканты используют приложения для iPad для написания музыки. Вы тоже отдаете предпочтение новым продуктам Apple, или больше стараетесь работать на аналоговых инструментах?
Брайан: - Ну, я бы не сделал для iPad приложение "Bloom", если бы они меня не интересовали, верно? Хотя, конечно, каждый старый электронщик вроде меня готов говорить о своей технике часами.

Звуки: - Безусловно. Кстати, каждый раз, когда мы работаем на компьютере, мы слышим Вашу "Windows theme". Не пора ли написать тему для какой-нибудь еще операционной системы?
Брайан: - Напишу, если предложат.

Звуки: - Говоря о Ваших собственных работах: мы как-то не подозревали, что Ващ новый альбом "Small Craft on a Milk Sea" окажется настолько "индустриальным" и агрессивным. По какому принципу Вы выбирали для него саунд? И не оказывал ли на Вашу работу влияния Трент Резнор и его NIN, либо кто-то еще из этой братии?
Брайан: - Музыканты, с которыми я работал - в частности, Джон Хопкинс (Jon Hopkins) и Лео Абрахамс (Leo Abrahams), - играют в пост-электронном стиле, который просто не имеет границ - ни реальных, ни виртуальных. У них такое же чувство музыки, как и у меня. Идея "звука в самом себе", не обслуживающего ритмическую структуру, вообще нас объединяет. Мы создавали этот альбом не совсем обычным способом - Лео и Джон приходили ко мне в студию, забирали треки и приносили их обратно через неделю или около того - после того, как вся работа уже была проделана. После этого мы обменивались треками: я работал над тем, что приносили они, а они забирали новую партию. Этот метод приводил к некоторым интересным и удивительным результатам -так что, отвечая на Ваш вопрос - да, некоторые из них медленные, какие-то "темные". Это как раз результат такой работы.

Звуки: - Каково Ваше отношение к реюниону Roxy Music и почему вы не приняли в нем участия?
Брайан: - Я принял участие в записи Брайана (Bryan Ferry) - на сольном альбоме "Olympia".

Звуки: - В 60-е музыканты вдохновлялись индийской музыкой. в 70-е - восточными мотивами, в 80-е - африканскими этническими ритмами и гармониями. Как Вы думаете, где сейчас стоит искать источник вдохновения?
Брайан: - Меня всегда больше интересовало "здесь и сейчас" - то, что происходит в данный момент. То, что просходило несколько десятилетий назад, безусловно, оставило след в современном музыкальном каноне, но для меня интерес представляет то, что лежит в плоскости будущего.

Звуки: - Не могли бы Вы рассказать нам о своей работе с U2? Как Вы опишете их как партнеров по музыкальному творчеству? Bono утверждает, что Вы повлияли на их музыку "куда серьезнее, чем сами Боно с Эджем" (Edge). Вы действительно столь автократичны в студии?
Брайан: (смеется) Ха-ха-ха! Они просто шутят! Они хорошие ребята и настоящие профессионалы, мне было приятно работать с ними. Я дал им буквально несколько советов, подсказок, или как там это можно назвать, они использовали их - таким образом, все мы были удовлетворены результатами этой работы.

Звуки: - Как Вы считаете, Брайан: живые концерты станут историей, будущее - за виртуальными концертами, типа концертов по сети и так далее?
Брайан: Однозначно: НЕТ! Будущее - для обеих форм. Ничто не заменит живого шоу. Ни сейчас, ни в будущем. Это - что-то вроде магии, которую мы никогда не оставим позади.

Звуки: - За последние 20 лет Россию посетило множество музыкантов. Но, тем не менее, все еще есть несколько музыкантов, которые игнорируют нас, невзирая на всю любовь к ним российской публики. Среди них - Том Уэйтс (Tom Waits) и Radiohead... Возможно, им кажется, что наша страна не готова к их визиту - в культурном либо политическом плане. Но Вы начали приезжать в Россию много лет назад - практически в авангарде. Какие аргументы Вы могли бы использовать для Уэйтса или Radiohead, чтобы они приехали сюда? Что, кроме денег, они теряют, игнорируя Россию?
Брайан: Я не Том Уэйтс и не Том Йорк (Thom Yorke), так что лучше спросить их. Я - просто Брайан Ино. Я люблю вашу страну и людей, которые интересуются моими работами. И мне не важно, где эти люди живут: в Британии, в России или на Бермудах.

29.11.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Brian ENO - свежие публикации:

Brian ENO

Дата рождения:

15 мая 1948