20 ноября в концертном зале ЦДХ на Крымском Валу состоялся большой мемориальный концерт, посвященный 70-летию со дня рождения одного из самых известных сонграйтеров русского андеграунда - Алексея Хвостенко. В ходе концерта была представлена только что выпущенная издательством "Пробел-2000" книга воспоминаний "Про Хвоста".
Не так просто одним словом определить главное направление в творчестве этого неординарного человека. Конечно, большинству Хвост знаком прежде всего как автор песен «Орландина» и «Рай» (уникальный пример того, как песню может написать человек, не являющийся ни автором её слов, ни музыки), а также по сотрудничеству в середине 1990-ых гг. с группой «Аукцыон» (совместные альбомы «Чайник Вина» и «Жилец Вершин» ).
Но Хвостенко не только автор и исполнитель песен (его дискография составляет порядка десяти сольных альбомов), но также и поэт-авангардист, автор пьес, художник, занимавшийся поп-артом, скульптурой, графикой. Он вообще не разделял виды искусства на жанры, подобно древним рассматривая искусство как единое целое.
В начале 2004 г. Алексей Хвостенко вернулся в Россию после многолетней эмиграции, полный, несмотря на нелучшее самочувствие, творческих планов. Однако судьба отпустила ему прожить на родине всего полгода.
В субботу в ЦДХ случился аншлаг. На моей памяти посещаемость этого концертного зала бывала разной, но видеть заполненными даже самые верхние ярусы мне ещё не приходилось. Для фестиваля, продолжавшегося без малого три часа, была подготовлена представительная и вместе с тем разнообразная программа. Никто из участников концерта не нуждался в особых представлениях, причём добрая половина музыкантов имеет к Алексею Хвостенко и к его творчеству самое непосредственное отношение.
Пожалуй, из всех мероприятий, проведенных Тимофеем Сахно (творческое объединение «Второй Этаж»)и Олегом Ковригой (рекорд-лейбл «Отделение Выход») в этом году, именно день рождения Алексея Хвостенко стоит признать наиболее удачным. В этом месте хочется сказать особые слова благодарности в адрес организаторов фестиваля.
Открыла концерт группа «Паперный Т.А.М.» в составе: Алексей Паперный (вокал, гитара), Даниил Ленц (ударные), Владимир Гогуа
(бас-гитара), Юрий Костенко (саксофон) и Игорь Скляров (баян). Музыканты сыграли только свои собственные вещи (среди них - «Баба» , «Ночь» , «Зимой Близко» , «Даже По Небу Летая» , «Скажи Легко» ).
Вторыми выступил дуэт Олега Гаркуши (чтение, губная гармоника, дудка) и Сергея Летова (программирование, саксофон). Тут не обошлось без курьзного казуса, впрочем, закончившегося хорошо. Дело в том, что организаторы заботливо взяли Олегу Гаркуше билет на скорый поезд «Сапсан» из Питера в Москву. Билет был взят на нужное число, но только в другую сторону. Проблема обнаружилась уже на вокзале. К счастью, ситуацию удалось разрешить, и Олег оказался в Москве вовремя.
Олег Гаркуша и Сергей Летов впервые выступили в дуэте порядка пяти лет назад. Это произошло на творческом вечере в Германии, где оба музыканта находились в то время на гастролях – Сергей с «Гражданской Обороной», а Олег с «Аукцыоном». Принцип сотворчества этого дуэта заключается в том, что всё происходит спонтанно, без всяких репетиций. Олег Гаркуша читает свои стихи, те, которые ему покажется уместным прочитать в данный момент, а Сергей Летов таким же образом организует музыкальное пространство. Музыканты настолько хорошо чувствуют друг друга, что зрителям даже может показаться, что звучит заранее подготовленный материал. В этот раз Олег Гаркуша прочитал также два стихотворения Хвостенко, одно из которых – знаменитое «Опыт Постороннего Творческого Процесса».
Следующими на сцену вышли представители современной академической музыки - участники ансамбля ударных инструментов под руководством Марка Ильича Пекарского. Этот известный и авторитетный ансамбль существует с 1976 г. В нынешнем составе ансамбля задействованы молодые музыканты - Владимир Урбанович и Игнатий Матюхов (оба - маримба), на колокольчиках играли Ярослав Шевченко, Илья Фадин, Елисей Дрегалин и Евгений Полтораков. С технической точки зрения это было самое ответственное выступление – специально привезенное оборудование (маримба, вибрафон, стойка с плоскими колоколами и т.д.) заняло целую «Газель».
Сам Марк Пекарский в этот вечер играл на вибрафоне. Было исполнено 25-минутное произведение композитора Владимира Мартынова «Появление Героя» на написанные в 1986 г.стихи поэта-минималиста Льва Рубинштейна. Первая часть композиции преимущественно представляла собой ритмичные хлопки под поочередную декламацию музыкантами строчек стихотворения. Вторую часть вышел читать сам автор Лев Рубинштейн, а музыка, звучащая между его репликами, буквально заворожила слушателей своей красотой.
Если два предыдущих коллектива олицетворяли собой поэтическое и авангардное направление творчества Алексея Хвостенко, то заключительный сет был отдан песням. Тут произошла наглядная и убедительная демонстрация метода «семейного подряда». Певица Анна Хвостенко исполнила несколько песен своего отца в сопровождении саксофониста и флейтиста Анатолия Герасимова и его 13-летнего сына Алексея Герасимова на флейте, а также гитариста Николая Сарабьянова(играющего, например, в коллективе Ирины Богушевской).
То, что Анна - превосходная певица, было известно многим, потому что её голос звучит на некоторых записях Алексея Хвостенко, кроме того, Анна выступала с отцом на концертах.
Но для впервые слышавших живое исполнение певицы, это стало большим откровением, особенно в сопровождении сразу двух перекликающихся между собой флейт.
Сначала прозвучали две песни с посвящениями из легендарного первого альбома Хвостенко «Прощание со степью», записанного в эмиграции в 1981 г. – посвящение Геннадию Снегиреву 1971 г. «Эпиталама» с известнейшими строчками «Я говорю вам: жизнь красна в стране больших бутылок, здесь этикетки для вина - как выстрелы в затылок» и заглавная «Прощание со степью» (посвящение Л.Н.Гумилеву, 1966). Далее последовали «Не Вижу Птиц» (из альбома «Чайник Вина»), «Нантский Узник», «Деревенская» (зафиксированная как раз на выпущенном в 1998 г. «Отделением Выход» двойном концертном альбоме Хвоста «Опыт постоянного творческого процесса») и «Благовещенье».
Следом наступила кульминация концерта - Анна пригласила на сцену Леонида Федорова, и они вместе исполнили два безусловных хита Хвостенко – «Орландину» и «Поедем, Поедем» . После этого Анна ушла со сцены, предоставив Леониду провести заключительную часть концерта в компании Анатолия Герасимова и Николая Сарабьянова . Лидер «Аукцыона» исполнил ещё несколько песен Хвоста: «Конь унёс любимого» (из альбома "Чайник Вина"), "Сонет" и "Свеча" (обе - из альбома 2007 г. Федорова/Волкова "Романсы"), "Португальскую" из альбома "Сноп Снов" и "Романс" на бис.
Небольшие перерывы между выступлениями как обычно заполнял своим конферансом Олег Коврига. На этот раз Олег подготовил для зрителей целую викторину на тему «Всё ли вы знаете о Хвосте», награждая правильно отвечающих на вопросы дисками с музыкой юбиляра. Например, вопросы были такие: какую песню исполняли в каждый в своё время такие разные авторы, как А.А.Галич, В.С. Высоцкий и А.Л.Хвостенко? (ответ: песня «Молодой Жульман, или Речечка» ). Наиболее интересный вопрос был таков: из какого всемирно известного литературного произведения позаимствован сюжет песни «Орландина»?
Оказывается, из написанной двести лет назад книги польского писателя Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе». Существует одноименная экранизация этой книги (режиссер - Войцех Хас, 1965 г.), причём главную роль в фильме сыграл известный польский актёр Збигнев Цыбульский.
«Многие мои знакомые в песне «Орландина» склонны видеть некий глубокий философский смысл, но мне кажется, что его там нет.» - рассказывает Олег Коврига. «В одном из эпизодов книги некая семья собирается по вечерам и травит друг другу страшные байки, наподобие того, как в пионерском лагере ребята после отбоя рассказывают истории про «красные глаза» и «гроб на колёсиках». Представляю, как веселились Хвостенко и его соавтор Анри Волохонский, сочиняя текст «Орландины». (другое название этой написанной в 1970 г. песни - "Свидание", а саму историю можно прочитать в главе "День Десятый").
В середине июня Олег Коврига, поздно ночью возвращаясь с фестиваля «Пустые Холмы» (а для любого издателя каждый фестиваль – это не праздник, а тяжелые будни у собственного лотка с компактами), на несколько секунд уснул за рулём и попал в ДТП, врезавшись в стоящий на обочине грузовик. К счастью, в последний момент Олег проснулся и успел притормозить. Избежать столкновения не удалось, но полученные травмы плеча оказались не очень опасными, и сейчас Олег выглядит практически восстановившимся, что, конечно, радует.
С момента ухода из жизни Алексея Хвостенко прошло почти шесть лет, срок по человеческим меркам не очень большой, но состоявшийся концерт позволяет предположить, что Алексея Хвостенко прекрасно помнят, а его творчество не теряет своей актуальности.
Для тех же из наших читателей, кто не очень знаком с музыкой Хвостенко, позволю себе порекомендовать послушать следующие пять записей:
1) Хвост и Аукцыон [1992] - «Чайник Вина»
2) Хвост и Герасимов [2001] - «Завтра Потоп»
3) Алексей Хвостенко [1981] - «Прощание со степью»
4) Алексей Хвостенко [1995] – «Опыт Постороннего Творческого Процесса» (2CD)
5) Аукцыон [1996] - «Жилец Вершин»
1951 – Родился Крис Ри, английский блюз-музыкант. Вершины своего успеха он добился в конце 1980-х годов, с выпуском своего десятого студийного альбома "The Road to Hell". Автор знаменитых вещей "Road To Hell", "Looking For The Summer", "Josephine", обладатель знаменитого голоса с хрипотцой, прирожденный… »»
1954 – Родился Борис Моисеев - поп-певец и танцовщик со сложной судьбой. Эпатажный и эксцентричный сценический имидж артиста стал причиной проведения перед его концертами пикетов протеста как со стороны религиозных, так и гомофобных движений, обвинявших певца в пропаганде гомосексуализма. Член партии… »»
1966 – Джон Леннон заявил, что ансамбль The Beatles стал более популярным, чем Иисус Христос. В ответ на это высказывание в "библейском поясе" (Юг и Средний Запад США) еще несколько лет спустя сжигались пластинки с записями музыки битлов »»
Bobby SHEW (1941)
David DARLING (1941)
Bobby WOMACK (1944)
Jan GARBAREK (1947)
Chris SQUIRE (1948)
Leslie DRAYTON (1950)
Billy GIBBONS (1950)
Chris REA (1951)
WESTBAM (1965)