Сюита Владимира Мартынова "Дети Выдры" на публике звучит в третий раз. Сначала была Пермь, в которой, собственно, и затеяли проект. Потом Киев и "ГОГОЛЬFest". А ныне - выступление в рамках "Дней культуры Перми в Санкт-Петербурге" в Большом зале Филармонии. Затеял проект глава GreenWave Music Александр Чепарухин, который предложил любителю экспериментов и реставрации древней музыки создать что-то совместно с никогда не подводящими ожиданий тувинцами из Хуун-Хуур-Ту. И тот предложил взяться за Хлебникова. Сам Мартынов сидит за роялем в глубине, почти закрытый половиной пермского академического хора Млада, который как бы представляют самую дальнюю полуокружность. Чуть ближе - камерный оркестр Opus Posth, а в центре - Хуун-Хуур-Ту. Автор отвечал за психоделические редкие пассажи, Млада – за легкий апокалипсис, оркестр – за четкие и жесткие пассажи, а тувинцы, очевидно, взяли на себя роль проводников. Ибо произведение основано на сверхповестях Велимира Хлебникова "Дети Выдры" и "Зангези", собраниях разнообразнейших текстов, от описаний быта до стихов. А основная идея у них – сочетание несочетаемого. Так и поступил Мартынов – он сталкивал музыкальные фрагменты различных традиций и эпох. Иногда они сливались в единое целое, порой слегка разрушались. И, кажется, в итоге степь победила.
Сюита начинается с многократного проговаривания "Мы – дети выдры", на который постепенно накладываются удары барабана, потом – партии струнных и хоров. В данном случае, кстати, выдра – персонаж мифологии орочей, праматерь человечества. При этом ни в одном из фрагментов нет какого-то дикого буйства красок, все достаточно внятно – музыка не мельтешит, а переливается.
Как происходит синергия? Вот, к примеру, Opus Posth играет тевтонический марш, хор поет "Укс, кукс, эль!", а Тува выдает скоростной дорожный саундтрек – струнное позвякивание и затягивающее горловое пение. И внезапно все это оказывается, что говорится, в жилу. Чуть ли не Золотая Орда приходит в голову – скажем, если представить, что это сцена война, то, с одной стороны, спешат рыцари, с другой – степные воины, а рефрен только подчеркивает необъяснимость явления.
Главное – это красиво. На это можно смотреть, как волнения в море – приливы, отливы, бури, течения. Один из самых запоминающихся моментов концерта – дуэт Кайгал-оола Ховалыга, играющего на двухструнном игиле меланхоличное соло, и Мартынова, выдающего фразы в духе, гм, хиппизма. Степь, свободные 60-е – да, и это тоже можно совместить.
Вышеупомянутые "Укс, кукс, эль!" пел в свое время Аукцыон (с которым Opus Posth сотрудничал). Так что от сравнений с песнями типа "Могатырь", особенно, когда Хуун-Хур-Ту начинает петь хлебниковские тексты, не уйти. Правда, у питерцев музыка мерещится прекрасным радио-спектаклем, а происходящее на сцене – удивительной современной архаикой, когда даже очень современные мелодии кажутся взятыми из древних книг. И, в итоге, все же, оказывается, что в центре – народный дроун, а не академическая музыка или минимализм. И, наверное, именно на центр ориентируются участники в этой сюите. Когда сталкиваются Восток и Запад, Восток побеждает.
А заканчивается произведение классическим: "Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни". И верно – музыка, обращенная к смерти, к началу. Как говорится, перед нею точно все равны.
Yoko ONO (1933)
Александр БАРЫКИН (1952)
Juice NEWTON (1952)
Randy CRAWFORD (1952)
Brian JAMES (1961)
Dr. DRE (1965)
Regina SPEKTOR (1980)
Варвара ВИЗБОР (1986)
RIHANNA (1988)