МУЗЫКА  Предварительные слушания. Выпуск #28

Рецензенты Звуков составляют первые впечатления о релизах, уже вышедших или готовящихся к выходу.

Cee Lo Green "The Lady Killer"
Elektra
Дата выхода: 5 ноября

Непросто быть дамским угодником с ростом в полтора метра и пропорциями колобка, но Си Ло Грин всегда блестяще с этим справлялся, а сейчас так вообще достиг в этом вершины. На "The Lady Killer" половина дуэта Gnarls Barkley окончательно оформляется в роли героя-любовника и рокового соблазнителя. Помешать этому не могут ни пошлый хит-мем под названием “Fuck You”, ни зализанный, слишком усердно копирующий звук Марка Ронсона (Mark Ronson) продакшен: "The Lady Killer" - соул-посвящение тому, что Остин Пауэрс называл словом "моджо", самая маскулинная пластинка года. Укрепление мужественности, впрочем, не единственная победа Си Ло на новом альбоме. "Соул-машина", как Грин сам себя называет - чрезвычайно артистичный обладатель моментально врезающегося в память высокого голоса, способный вытягивать номера одними лишь интонациями. Грин именно что "артист" - человек, не просто поющий композиции, но проживающий на сцене жизнь, меняющий одну за другой маски и так далее, и на "The Lady Killer" вокально-театральные таланты Си Ло проявляются лучше, чем на любой другой пластинке с его участием. Воздушная “Wildflower”, тревожно-нарративная “Bodies”, трагичный кавер на Band of Horses “No One’s Gonna Love You” – все исполнено с шиком, блеском, это, натурально, соул-«Бродвей», и все это на сто процентов держится на одном Си Ло. У "Бродвея", естественно, есть и обратная сторона: "The Lady Killer" слишком горит желанием нравиться всем сразу – в результате, практически любую вещь отсюда можно смело брать на радио, но ни одна не способна участить сердцебиение. "The Lady Killer" поверхностен как большинство героев-любовников и роковых соблазнителей, но кого это, впрочем, волнует? "Я хочу удовлетворять", - заливается фальцетом Грин в торжественной “Satisfy”, и он, в общем-то удовлетворяет. Мужчина сказал – мужчина сделал.

Алексей Алеев

Bryan Ferry "Olympia"
EMI
Дата выхода: 25 октября

Новый альбом Ферри записывался с большим количеством гостей. Дэвид Гилмор (David Gilmour), к примеру, поиграл в двух треках: кавер-версии "Song to the Siren" Тима Бакли (Tim Buckley) и в "Me Oh My". В студии появились участники бывшей группы Ферри Roxy Music "золотого состава": Брайан Ино (Brian Eno), Фил Манзанера (Phil Manzanera), Энди Маккей (Andy Mackay). Чего не делали с 1973 года. Из-за чего диск даже называют их долгожданным новым альбомом. К слову, это первый за 1994 года диск, в котором почти нет чужого материала – к Бакли добавим "No Face, No Name, No Number" Traffic. Очевидно, что человеку просто нужна была помощь. Несмотря на внушительный список гостей, это отнюдь не какой-нибудь благотворительный сборник с хоровыми запевами. Звезда тут все равно одна. И ежели не знать всех участников, то и смысла искать их влияния нет. Это же Ферри задавал, в некотором смысле, тон глэм-попу, на котором эти люди выросли. А потому в "Heartache By Numbers", можно, конечно, расковырять вены Scissor Sisters, только в кровь в них течет чужая. Хотя, возможно, тяжеловесная плясовая "Shameless" отдает эстрадной сытостью. Это трек делит работу пополам – в первой части остаются лучшие вещи, наиболее четко отражающие тоску по старым временам, когда стадионы были для протяжных соло и лучей софитов, сконцентрированных на герое, а не танцевальных-цирковых шоу. Далее – немного усталые кавера, а также "BF Bass (Ode to Olympia)", где, спасибо басу, прямо таки и слышишь RHCP. И финальная "Tender Is the Night", где автор поет на фоне переливающихся звуковых эффектов и пиано – немного робко, как внезапно влюбившийся седеющий мужчина.

Радиф Кашапов

Rihanna "Loud"
Def Jam
Дата выхода: 12 ноября

Рианна, как и всякий исполнитель суперхита, девушка зависимая. Второй "Umbrella" хотелось бы всем поклонникам, но мировые рекорды каждый день не ставят. Впрочем, надо признать, прививка в обличии Леди Гага (Lady Gaga) похоже, пошла на пользу всему американскому шоу-бизнесу. Потому что раньше плотность хитов подобная той, что есть на "Loud", рассматривалась бы боссами, как неуемное расточительство.
"S&M" с самой запевки кажется попыткой посоревноваться с белокурой итальянкой, а переход в припев с балладными кусками под упругий бит, так и тянет сорваться в ритмичные подкрикивания "c'mon". Уже успевшая заработать свои полчаса славы "What's My Name" заставляет вспомнить фичеринги с Jay-Z, а "Man Down" с сэмплом из Ману Чао (Manu Chao) выстреливает таким тембровым тремором, что так и хочется наделить Рианну лучшей темнокожей артисткой последних пяти лет, отодвинув супругу все того же Jay-Z на далекую периферию. Весь этот вокально-инструментальный набор (точнее, сборник хитов) освящает своим присутствием сам Эминем (Eminem), который заслужил свою славу, как матерый сексист и шовинист. А тут, гляди, на цирлах ходит и подпевает в балладе, которая вполне органично смотрелась бы даже в творчестве группы Linkin Park или какого другого артиста, балансирующего на грани между розовыми соплями и пубертатной агрессией. Даже интимная "Skin" спета так, будто Рианна хорошенько злоупотребила энергетическими коктейлями под сборник хард-роковых стенаний. "Loud" - это не просто коллекция хитов, он больше похож на репродуктивные органы истосковавшиеся без применения по прямому назначению. Отсюда его некоторая навязчивость, которая, по здравому размышлению, является совсем небольшим недостатком нового лонгплея от барбадосской золушки.

Игорь Лисник

Jamiroquai "Rock Dust Light Star"
Mercury Records
Дата выхода: 1 ноября

Записанный в Англии и Таиланде вживую, новый диск от Джей Кея (Jay Kay) и компании – первый за пять лет - радует также, как любимые сладости или традиционный пятничный обход по барам. Было бы удивительно, если бы люди, жизнь положившие на хиты для танцпола, внезапно начали играть что-то другое. Вот и первый сингл, "White Knuckle Ride", выпущенный ограниченным тиражом на виниле – классический фанк 70-х с жизнеутвердающими речевками. "Smoke & Mirrors" – очередной пример ладно скроенного грува. "All Good In The Hood" - все такое же беззастенчивое веселье в духе Sly and the Family Stone. На "Hurtin" темп немного снижается, очевидно, чтобы подготовить слушателя к балладным "Blue Skies" и "Lifeline". Вторая половина явно еще больше понравится старым поклонникам, эти песни будто бы написаны в 90-е. Такое бывает – музыка омолаживает. Заканчивается пластинка треком "Hey Floyd", в котором чувствуется влияние афробита, а в середине песня переходит в лирическое ска. Джей Кею всего 40, а в этом возрасте, говорят, нейроны и кожные клетки сами обновляются с каждым релизом.

Радиф Кашапов

Bilal "Airtight's Revenge"
Plug Research
Дата выхода: 6 сентября

Имя Билала Саида Оливера может совершенно ничего не сообщать, но, тем не менее, велика вероятность, что вы его слышали. Предыдущая, дебютная пластинка соул-певца вышла аж девять лет назад и благополучно провалилась в коммерческом плане, но за ней были несколько десятков камео Билала на значимых хип-хоп дисках последних лет. Common, Talib Kweli, Clipse — все прибегали к чуть сдавленному фальцету Оливера, и следующие десять лет, похоже, будут прибегать еще больше. "Airtight's Revenge", с точки зрения продаж, скорее всего, обернется еще большей катастрофой, чем дебютник, тем не менее, это один из самых оригинальных альбомов года: сделанный как будто на производственных мощностях группы Radiohead тревожный психоделический нео-соул, с выкрученными песнями, при этом, грувовый, запоминающийся и, очень искренний. "Airtight's Revenge", в общем-то продолжает курс, взятый в последнее время артистами лейбла Ubliquity (Sa-Ra Creative Partners, например) и, Эрикой Баду (Erykah Badu) на первом альбоме серии "New Amerykah" — отдельного названия для описания этой музыки не придумали (слава богу), но всех объединяет любовь к синтезаторам, искореженным песенным структурам и желанию запустить свой соул в космос. Билал, однако, кажется еще более интересным - "Airtight's Revenge" растет из нео-соула начала XXI века, заимствуя в своем звуке многое из записей Лорин Хилл (Laurin Hill) и Ди Энджело (D'Angelo), но при этом, позволяя себе, к примеру, в композиции "Levels", уместные кивки в сторону тусовки, крутящейся вокруг Flying Lotus. Непривычно колкие для соула гитары, барабаны и шумы — лучшая основа для по-настоящему мрачной записи, которой является "Airtight's Revenge". Если Оливер поет про расставание, то сжигает мосты ("Restart"), если делает обязательный для каждого соул-исполнителя социальный комментарий, то не скупится на слова ("Fly"), если посвящает песню своему больному аутизмом сыну, то делает это так, что слезы текут у самых стойких ("Little One"). "Airtight's Revenge", как поет сам Билал в "All Matter", "Холодный снаружи, горячий внутри": за отстраненным и именно, что "воздухонепроницаемым" ("airtight", как раз) звуком, стоит совершенно искренняя печаль и злость.

Алексей Алеев

Найк Борзов "ИЗНYТРИ"
Студия Союз
Дата выхода: 28 октября

За те восемь лет, что прошли со времени последнего сольного релиза, Найк Борзов успел заслужить ярлык артиста, который, потеряв продюсера, фактически потерял себя. Их тандем с Олегом Нестеровым был одним из тех редких сочетаний, когда разумный огранщик в несколько раз поднимал цену самородка, своей умелой рукой. Начав с простеньких песнок, моментально становившихся хитами, Борзов в итоге пришел к депрессивным формам, воспроизведенным на альбоме "Заноза" - последней работе артиста, что вызвала хоть какой-то резонанс. Казалось, что вчерашний супергерой (или "Суперменd", пользуясь языком Найка), окончательно превратился в ностальгическое воспоминание золотой поры русского MTV.
Если верить интервью Найка, то пластинка "ИЗНYТРИ" должна была выйти еще весной этого года. Но буквально накануне выпуска релиз отложили до осени. По словам самого музыканта, причиной отсрочки стала банальная неуспеваемость: основной корпус песен не успели довести до ума. Несколько месяцев поклонникам пришлось довольствоваться радиосинглами. "Радоваться" стартовала аккурат весной, сейчас на "Нашем Радио" в фаворитах ходит "Свежая кровь" - и оба номера одни из самых сильных на пластинке, которую сам Найк называет знаковой. Однако, похоже, что знаковой она останется исключительно для самого артиста и его горячих поклонников, празднующих его возвращение на клубные площадки. Само по себе, это не так уж плохо, но для восьми лет раздумий как-то уж слишком консервативно. По сути, это римейк наиболее мажорного периода творчества раннего Найка с поправкой на возраст и потерю всякого желания стебаться. "ИЗНYТРИ" - романтична, прозрачна, воздушна. Выйди она весной, ее бы вполне можно было назвать саундтреком к самым страстным влюбленностям. Сейчас она вызывает как минимум недоумение, а потенции, энергетики, чтобы стать "лучом света в темном царстве", в ней не хватает.
Такое впечатление, что Найк, став гораздо изощреннее в текстах, в аранжировках, немного выпал из общего музыкального контекста, где драйв, напор и экспериментаторский задор стали гораздо важнее, нежели умеренный консерватизм, которому он с удовольствием предается. Некоторую интравертность диска так и хочется записать в достоинства, но этому мешает тот факт, который сам Найк озвучивает в своих интервью. "Мой новый альбом — это дневник Наблюдателя, посвященный нам — людям, живущим на этой планете. Размышления о самых простых ситуациях, в которых мы существуем, переживаниях, радостях", - говорит он в интервью. И вот как раз этого не получилось, получилась крепкая лирическая пластинка про Найка Борзова, то есть стопроцентное совпадение содержания и названия альбома.

Игорь Лисник

Читайте также в "Предварительных слушаниях":
Ke$ha, Vampire Weekend, A Silver Mt. Zion, Liars, Fear Factory, Delphic
Eels, Spoon, Peter Gabriel, Xiu Xiu, Aphex Twin, Hot Chip
t.A.T.u, Sade, Lali Puna, Toro Y Moi, Two Door Cinema Club
Autechre, Gorillaz, Shy Child, Kissy Sell Out, Ellie Goulding, Crookers, Johnny Cash
MGMT, Zola Jesus, Goldfrapp, Jimi Hendrix, The Dilinger Escape Plan, Bonobo, Freeway & Jake One
LCD Soundsystem, Ariel Pink, UNKLE, James, Matthew Herbert
Flying Lotus, Sleigh Bells, Clubroot, Holly Miranda, Mount Kimbie, Crystal Castles
The Chemical Brothers, The Roots, Noize MC, Kele, Drake, iTAL tEK, The-Dream
Hurts, D.R.I., The Vaselines, Interpol, Aloe Blacc, Curren$y
Katy Perry, Brian Wilson, Underworld, Belle & Sebastian, Rudi Zygadlo
Brian Eno, Lil Wayne, Darkstar, Edwyn Collins, How to Dress Well, The Orb & David Gilmour

22.11.2010, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

МУЗЫКА - свежие публикации: