Помнится, посетив очередной фестиваль и вычеркнув большую порцию артистов из списка "обязательно увидеть живьем", я задумался над вопросом – остались ли вообще из ныне гастролирующих артистов те, на которых можно не задумываясь рвануть в другую страну, даже не на фестиваль, а просто на сольник. Такие, разумеется, нашлись, и одно из первых мест в этом списке заняла Иможен Хип (Imogen Heap). Та, в свою очередь, дала весомый повод – во-первых, наметила на ноябрь концерт в Royal Albert Hall, во-вторых, обмолвилась, что злоупотреблять гастролями не будет. Мол, одно с ними расстройство, да и денег они не приносят (вопрос "чем зарабатывать" для Иможен решается альтернативным способом, её песни регулярно лицензируются в кино). Сказано – сделано, билеты куплены за полгода, виза получена, а всё дальнейшее расписание переездов подстроено именно под это мероприятие.
Первое впечатление это, конечно, сам Royal Albert Hall. Уж насколько непривычно это видеть в сверхдемократичном Лондоне (буквально накануне мы ходили на эмбиент-вечеринку в Долстоне, и это было похоже на слегка вымытый "проект ОГИ"), но в плане пафоса и визуальных спецэффектов большой театр просто курит в углу. Интерьеры в красно-золотом, сумасшедшие светильники, лепнина, орган и… люди с ирокезами в майках Ramones. Классику здесь играют явно чаще, чем "рок энд поп", но и современной музыкой на этой площадке совсем не гнушаются. Пока народ расслабленно выпивает в баре, в зале тихо играет подборка музыки типа Apparat и Fever Ray, не иначе как выбор самой Иможен. Когда вся публика наконец поднимается в зал, свободные кресла исчезают как факт - все билеты распроданы.
Концерт сегодня обещается в двух отделениях, первое – получасовой саундтрек к фильму "Love The Earth", где Иможен выступает в роли композитора и дирижера. "У нас тут типа классический концерт, поэтому аплодируйте в конце, а не по ходу, ладно?". На сцене – оркестр и хор (человек, наверное, шестьдесят) и сама Имми за дирижерским пультом, на экране – короткие зарисовки о природе, вполне подошедшие бы каналу "Discovery". Что-то осмысленное о самой музыке сказать трудно – голливудская неоклассика в традициях Джона Уильямса (John Williams) хорошо слушается только вместе с голливудским же кино, здесь же есть ощущение, что музыка сама по себе, а картинки сами по себе. Пара пьес есть очень неплохих, но в целом действо не безусловное. Устав смотреть на птичек и рыбок, перевожу взгляд на хор и вижу нечто странное. Среди чинно сидящих дядь и тёть виднеется человек, совершающий странные телодвижения. Ба, да это же битбоксер! Выведен совсем тихо, но различить вполне можно. Видал я много чудного, но классический концерт с битбоксером наблюдаю впервые.
В конце Иможен срывает овации и уходит отдыхать. За это время оркестр со сцены уходит, уступая место более современному "бэнду", а хор заметно редеет. Из бара на концерт народ приглашается звонками – всё как у взрослых. Амбиентное вступление с абстрактными вокализами в конце концов оборачивается песней "The Walk" – не успел опомниться, как на мою голову обрушивается самая любимая вещь. В группе у Имми барабанщик, басист, клавишник, иногда к ним присоединяется струнная секция или какие-то уж совсем экзотические инструменты. Сама Иможен не только поёт, но еще и исполняет роль ведущий клавишницы – со всех сторон обставлена железками (в роли стойки выступает бутафорский прозрачный рояль), и частенько уходит от роли "фронтвуман", утыкаясь в свои синтезаторы. Смотрится это абсолютно органично. На голове у неё гарнитура, так что для игры свободны обе руки.
В паузах Иможен ужасно много разговаривает – такое ощущение, что спичи в паузах длятся дольше, чем сами песни. Рассказывает какие-то истории, шутит, но при этом видно, что жутко нервничает – сбивается с темы на тему и вообще выступает в жанре "вся такая внезапная, такая противоречивая вся". Содержимое её головы в этот момент напоминает её прическу – такой же невероятный шухер.
Вторая вещь начинается с долгого соло на пиле. Пока я гадаю, во что это выльется, соло переходит в "Swoon". Сыграть два главных хита первым и вторым это, конечно, не лучший ход – не успеваешь включиться, а уже все лучшее сыграли. Ну ладно, делать нечего, нужно получать удовольствие здесь и сейчас, без раскачки и прелюдий. Голос Иможен звучит чуть резковато, но владеет она им отменно, никакой лажи. Версии от записанных отличаются разительно – и живая игра слышна (ах, сколько клавиш!), и аранжировки заметно другие. Звук в зале хороший, но Алберт Холл не идеально приспособлен для музыки с активными ударными – барабаны (а заодно с ними и бас) звучат как бы сами по себе, утопая в эхе. Правда впечатление это не слишком портит. В качестве извинения за хитовую бомбардировку, третей звучит "Come Here Boy", песня аж с альбома "I Megaphone" ("Сейчас я спою свою самую первую песню, она была написана оооочень давно!"), поп-баллада с обилием фортепиано. И сразу же следом еще одна "зажигалочка", переделанная в балладу, "Wait It Out".
Перед следующей песней – снова перформанс с историями. По ходу дела Иможен достает два бокала с водой, лимон, брызгает соком на руки и в конце концов извлекает из бокалов какой-то дроновый звук. Секунд тридцать в зале всё звенит, кажется, что вот-вот и начнется песня, но Хип вдруг заявляет: "Ужасно! Ничего не получается!", и процесс начинается заново. Со второго раза из колокольчиков-бубенчиков получается "First Train Home". Красота невероятная, ужасно любою эту песню. Дальше Иможен продолжает в том же духе – рассказывает, как записывала птиц в парке ("Little Bird") и шум костра на bonfire day ("Canvas") – очень красивая акустическая аранжировка со скрипками и африканской перкуссией.
Спев еще парочку относительно свежих песен, Хип наконец решается коснуться наследия Frou Frou: "Когда-то я играла в одной маленькой группе, называлась она Frou Frou. Там со мной играл один человек... Его зовут Гай Сигсворт (Guy Sigsworth), и он сейчас здесь, в этом зале. Эй, это песня для тебя!". К "Let Go" прибавилось отличное вступление, но в остальном со времен Фру Фру песня не слишком изменилась. Приятно, чёрт возьми. Еще бы "Must Be Dreaming" сюда… Но Иможен, похоже, решает ограничиться одной фруфрушной песней, хорошего понемножку.
В "Earth" певица обходится исключительно голосами. Барабанщика заменяет битбоксер, а аранжировку – хор, всё исполняется акапелла. А самый удивительный момент концерта наступает там, где его вроде бы и не ждешь. "Just for Now" никогда не была моей любимой вещью, но тут Иможен проделывает удивительный трюк. "Тут вы должны мне помочь. Однажды у меня сломалась моя loop-машинка, и я решила, что не буду без неё исполнять эту песню. Но публике так хотелось её услышать, что они сказали – мы сами будем твоей луп-машиной! И это было так здорово!". Певица делит зал на три сектора и каждому "выдаёт" свой кусок бэк-вокала. И чёрт, как же британцы умеют петь хором!! Находится в центре этого квадро-звука – ощущение просто невероятное, с этим не сравнится ни поющий футбольный стадион, ни "sing along" на рок-концерте. Иможен остаётся петь основную партию и дирижировать зрителями так, как она час назад дирижировала оркестром на сцене.
В финале доминируют песни с диска "Speak For Yourself". Под конец основного блока – энергичная "Headlock", грустро-ностальгическая "Goodnight And Go" и драйвово-раздолбайская "Tidal" с почти металлическим финалом (Хип скачет по сцене с "расческой" как заправская рокерша). Всё? Не тут-то было. Под конец Имми зачем-то опять выдает балладу, а с этим жанром её лучше не злоупотреблять, лавры Селин Дион (Celine Dion) и Марайи Кэри (Mariah Carey) её вряд ли ждут. Бисом – ожидаемая "Hide And Seek", куда же без официального главного хита. Тут Хип снова с блеском прокручивает трюк с хоровым пением. "Эту песню я безумно люблю! Смотрите что тут надо петь:" (быстро произносит много слов), "Хотя ладно, всё равно не запомните, ну ладно, какое-нибудь ля-ля-ля просто пойте тут!". Без вокодера вещь, кстати, очень меняется, пожалуй даже в лучшую сторону, ну и вообще, в качестве финального аккорда – очень даже. Иможен провожают бурными овациями. Сдюжила.
И хотя с пафосом вышел явный перебор (хор, оркестр, битбокс – иногда было ощущение что с ритм-секцией, клавишами и лупером получилось бы лучше), да и длиннющие речи иногда напоминали худшие варианты Боно, но в целом получилось здорово. Попасть на такие вот особенные, разовые шоу, доводится за жизнь не так и часто и особенно приятно, что такое случилось с очень любимой артисткой. Посмотрим, как всё это будет выглядеть на DVD, ждать его, судя по всему, недолго.
Дата рождения:
9 декабря 1977
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)