2 октября в норвежском городе Ставангер Theatre of Tragedy сыграли свой последний концерт. О планируемом самороспуске группы стало известно ещё 1 марта, когда на официальном сайте Theatre of Tragedy появилось совместное заявление членов группы, из которого следовало, что они устали "метаться" между своей повседневной жизнью и "обычной" работой и "рок-н-ролльным стилем жизни".
Theatre of Tragedy никогда не были группой "первого эшелона", однако своё место в истории тяжёлой музыки они заняли навсегда. Сейчас, пожалуй, ни одна статья о таких жанрах как doom-death и gothic metal не обходится без упоминания ToT.
Когда их впервые привозили в Москву, было очень забавно наблюдать наивно-настойчивые усилия организаторов поэксплуатировать страшно модную в ту пору "готическую" тему - в промо-материалах словосочетание "готический рок" употреблялось через две строки на третью, и даже ранние альбомы ToT обзывались не пойми за что именно "готическим роком", хотя вот уж чего они не играли никогда, так это gothic rock. Gothic Metal играли, и даже своими первыми дум-дэтовыми альбомами оказали на него немалое влияние, но к пост-панку это отношение никакого не имеет.
Свой первый альбом группа выпустила через два года с момента образования. Дебютный релиз, носивший то же, название, что и сама группа, "Theatre of Tragedy", продюсировал Дан Сванё (Dan Swano), и результатом его и остальных участников команды стараний стала весьма кустарно выполненная запись, где голоса и солиста - Раймонда Иштвана Рухуни (Raymond Istvan Rohonyi) и Лив Кристин Эспенас (Liv Kristine Espenaes) откровенно тонули в гитарном рёве, осёдланном клавишными партиями. Но при всех своих многочисленных звуковых недостатках и некоторой заунывности альбом цеплял. Цеплял, во-первых, мелодизмом и интересными гармониями, (хоть в жанровом плане это был типичный doom-death metal). Во-вторых, это был первый, видимо, в истории металлический альбом, сочетавший практически в равных пропорциях высокий женский голос и мужской гроул.
Эксперименты такого рода проводились и раньше: в 1985 году женский вокал перемежался с экстремальным вокалом у Celtic Frost в альбоме "To Mega Therion", в 1990 и 1991 - на первых двух альбомах Paradise Lost, в 1992 - у ранних The Gathering. Но именно ToT оказались основными популяризаторами приёма, получившего меткое определение "красавица и чудовище".
Необходимо упомянуть, естественно, и то, что все тексты были написаны на староанглийском (точнее, на early modern English - ранне-современном английском языке), что придавало им поверхностное сходство с произведениями шекспировской эпохи. Паче того, текст к каждой песне назывался не как-нибудь, а "пьеса" или "монолог". В общем, театр, сплошной театр. И это здорово сработало.
Спустя два года после дебюта Theatre of Tragedy выпустили свой второй альбом - "Velvet Darkness They Fear". Он был весь исполнен ровно в том же ключе, что и первый, только записан на порядок лучше. Получилось логическое продолжение первого альбома, чуть более изобретательное в музыкальном плане и несколько более динамичное. В композиции "When He Falleth" в музыку "вплавлен" диалог из фильма "Красная маска Смерти", да так, что он в нужном месте он ложится по ритму на гитарный проигрыш, - отличная задумка, хоть и не очень новая.
Свой третий альбом "Aegis" группа выпустила уже спустя всего лишь год; изрядная, право, плодовитость,- тем более что с первыми двумя "Эгида" имела на удивление мало общего. От doom-death metal не осталось почти ничего, ни злобного рыка, ни скрежещущих гитар. Раймонд перешёл практически полностью на чистый вокал (хотя пением это назвать сложно), гроул прорывается лишь в паре мест.
Принципиально изменилась и сама музыка: она сделалась намного мягче, мелодичнее и изящнее, даже романтичнее, если угодно. Песни приобрели более традиционную для рок-музыки цикличную структуру, с чётко выраженными куплетами и припевами. Неудивительно, что среди поклонников как раз тогда разраставшегося вдаль и вширь жанра gothic metal альбом получил самое широкое признание - для них, видимо, и писался.
На этом, собственно, "старый" Theatre of Tragedy и закончился. Можно сказать, "и общей не ушёл судьбы", в том смысле, что во второй половине 1990-х годов в металлическом цехе начались стилистические разброды и жанровые шатания; первопроходцы и корифеи doom-death начали искать новое звучание, и заносила нелёгкая кого куда. Paradise Lost в 1997 году выпустил пластинку в стиле gothic rock, а в 1999 на альбоме "Host" зачем-то "клонировал" Depeche Mode. Tiamat, записав шедевральный "Wild Honey" в 1994 году, на три года замолкли, а следующий их альбом к металлу отношения не имел ни малейшего. Anathema переметнулась в альт-рок ("Alternative 4", 1998, "Judgement" , 1999). И это только самые известные истории.
Theatre of Tragedy, видимо, держали нос по ветру, и в нужный, как им показалось, момент радикально "загнули всем салазки", заиграв... танцевальную электронику. Естественно, и чёрные пафосные одеяния, и староанглийский, и тяжёлые гитары отправились в дальний чулан. Пришёл сплошной пАзитифф, Лив Кристин облачилась в отвязную красную блузу, да и остальные участники группы примоднились как только могли.
Два альбома - "Musique" и "Assembly" (2000 и 2002 годы соответственно) - были выполнены именно в таком ключе: сплошняком электронная музыка, сдобренная для порядку гитарами, так что критики именовали это "индастриал-роком".
Затем наступило небывало длительное затишье...
В 2003 году стало известно, что Лив Кристин уволена из группы "в связи с неразрешимыми личностными и творческими разногласиями". Причём узнала она о наличии этих разногласий из электронной почты. Ей даже не позвонил никто. Собственно, в том же 2003 году Лив Кристин оформила отношения с солистом Atrocity Александером Круллом (Alexander Krull), к которому переехала жить в Германию несколькими годами ранее. А остальные члены группы продолжали жить в Норвегии, и, надо полагать, далеко не на каждой репетиции могли лицезреть бывшую подругу солиста (Лив Кристин и Раймонд разорвали романтические отношения ещё до выхода "Aegis").
Спустя полтора года после того, как Лив Кристин выставили из ТоТ, она всё-таки попыталась наладить отношения, и пригласила бывших соратников на концерт своей новой группы Leaves' Eyes, состоящей, к слову, целиком из музыкантов Atrocity (что и не удивительно).
Из Theatre of Tragedy не пришёл никто, кроме новой вокалистки группы - Нелл Зигланд (Nell Sigland), с которой у Лив Кристин был "долгий и интересный разговор". "Она очень милая", - заявила Лив потом в интервью. Затем как-то Theatre of Tragedy случилось выступать в Германии, и Лив Кристин уже сама заявилась на их выступление - без предупреждения. "К сожалению, я застряла в пробке и попала на концерт, когда они уже доигрывали последнюю композицию. Я подошла прямо к сцене и помахала. Вокалистка замолчала, все, похоже, были страшно шокированы", - рассказывала Лив Кристин.
Естественно, она припёрла бывших соратников к стене коленом с намерением выяснить, какого, собственно, чёрта? Иссмущавшиеся парни сказали, что решили выставить её, чтобы хоть как-то преодолеть творческий кризис. А сказать это ей прямо в лицо - струсили.
С Нелл Зигланд группа успела преодолеть творческий кризис лишь дважды - альбомом "Storm" в 2006 году и "Forever is the World" в 2009-м. "Storm" уже звучал тяжелее двух предшествовавших альбомов, а Forever is the World оказался, по сути, логическим продолжением "Aegis" - только отчего-то намного более мрачным.
Впрочем, скорее всего, причина была всё та же, по которой весной 2010 года группа объявила о начале своего прощального тура, каковой и завершился концертом 2 октября. Всё, finita la tragedia.
Возможно, роспуск команды был самым верным решением. В своём прощальном заявлении члены группы говорили о желании проводить больше времени с семьями и обычной работе - что ж, такие вещи пишутся лишь в том случае, если в музыкальном плане команда себя исчерпала. Сцена - это почти наркотик, отказаться от неё очень трудно, иногда даже невозможно. А если отказ и происходит, значит на то были очень весомые причины. Творческая исчерпанность - одна из них.
С другой стороны, за 17 лет своего существования Theatre of Tragedy добились и всемирной известности, и статуса "корифеев" и "первопроходцев" (пусть и в таком достаточно узком сегменте, как doom-death и gothic metal), и - преданной аудитории, несмотря на все "творческие метания". Красноречивейшим доказательством тому стала история с выпуском первого и последнего DVD группы.
Лейбл Candlelight в последний момент отказался финансировать выпуск "прощального подарка фанатам", хотя группа была уверена, что всё уже давно решено. После долгих переговоров представители лейбла нехотя согласились дать часть необходимой суммы. Ещё часть денег группа выплатила из собственных карманов. Недоставало 4000 евро. И вот их за одну неделю собрали поклонники группы. Так что история Theatre of Tragedy заканчивается, можно сказать, мажорным аккордом.
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)