MASSIVE ATTACK  Через годы, через расстоянья, на любой дороге, в стороне любой

Massive Attack дали "дежурный", но от того не менее впечатляющий концерт в Санкт-Петербурге.

Петербургский концерт Massive Attack хоть и проходит в огромном СКК, однако и тот поделен надвое – так что перед сценой вполне себе сполпотворение. И на трибунах весьма оживленно – и звук не отскакивает от пустых сидений. Хитро сформированное назидание столице.
Хотя и в случае полупустого зала все звучало бы хорошо – проверено на саундчеке, где я по воле случая оказываюсь - на новой "Invade Me". Говорят, что музыканты сердиты после московского концерта, однако они выглядят весьма бодро. Выделяется вокалистка Мартина Топли-Берд (Martina Topley-Bird) – она ходит в ушанке, а в середине свежего трека указывает одному из музыкантов на неверную ноту. Словом, идет рабочий процесс.

Мартина работает на концерте и за группу, и за себя, выполняя роль разогревающей команды. Вначале, прослушав ее продолжительную проверку звука, думаешь, что это будет выглядеть странно. Однако ушанка остается в гримерке и сменяется вечерним платьев и маской. Топли-Берд выступает на этот раз без барабанщика, но вновь рядом с плакатиком со своим именем – это, очевидно, для тех, кто не изучат афишу и не знает, кто сегодня на саппорте. И она вполне управляется в одиночку – бит и кое-какие партии запускает с ноутбука, в иных случаях просто кольцует вокал, хлопки, играет на ксилофоне, клавишах, выстраивая подчас весьма хитрые аранжировки. А в конце изображает битбокс, пускает его лупом, берется за гитару и выдает этакую Пи-Джей Харви (PJ Harvey) в "Too Tuff to Die". И, да, она знает фразу "Здравствуйте, я ваша тетя". Словом, она оказывается невероятна мила и уместна для большого зала, к тому же и песен звучит совсем немного. Очень рентабельный вариант. Все то же самое можно послушать на альбоме "Some Place Simple", где певица исполняет песни с первых двух своих дисков в очень аскетичных версиях – особенно хороша тропическая «Poison». Да, кстати, великий голос трип-хопа исполняет и песню "Karmacoma", облегчая основной группе задачу.

Концерт MA, в целом, идентичен московскому по набору треков. Сначала продолжительная "United Snakes", которая, разумеется, гораздо эффектнее в лайве – в записи не очень-то и легко выдержать девять минут. Когда вступают в середине басы (а ты стоишь прямо у сцены, перед колонками), начинаешь, что называется, штырить. Далее "Babel", фотографы, кажется, уже немного устали – песни-то длинные. Но тут выходит долговязый, не влезающий в камеры Daddy G на "Risingson" - и они начинают щелкать его. Жаль, что Хорас Энди (Horace Andy) появляется уже на четвертой, на "Girl I Love You" - он донельзя эффектно завершает презентацию мультикультурного состава.

Вот тут-то в концерте звучат две песни, проигнорированные в московском сетлисте. Это еще одна песня с Мартиной – словно бы в продолжение ее разогрева звучит тихая и скромная "Psyche", потом наступает черед "Future Proof". После чего 3D выдает вторую фразу концерта на русском. "Шла Саша по шоссе и сосала сушки". И они переходят к "Invade Me". Все это повторялось в Москве, думаю, нечто подобное было и в других городах.

Massive Attack – группа очень обезличенная. Главный человечище хоть и поет в микрофон, но не производит впечатления героя – благо, в свое время 3D был граффитчиком, а такие люди вообще светиться не любят, верно? Daddy G и вовсе показывается на сцене раза три за вечер. Кажется, чаще всего ближе к залу выходит только гитарист, ибо ему положено все делать, как настоящие рок-гитаристы. Мощь концерта – в русских и английских текстах, мелькающих на световом табло, в мастерстве аккомпаниаторах, в хороших песнях, а не в накопленном звездном стаже. В принципе, можно, к примеру, сказать, что это играла некая офигенно крутая русская группа, поющая по-английски и живущая в мире, состоящем из площадей (для митингов), небоскребов (для гостиниц) и аэропортов. Очень кощунственно. Но, возможно, в этом и суть электронной музыки – в глобальности.
Вот и "Teardrop" - песня-обманка. Узнаваемая мелодия возникает где-то в середине, в основном – бит и вокал опять же Мартины. Почти тоже самое происходит с "Angel" - ведь такую знаковую вещь можно было тянуть до бесконечности. Но гитара вступает даже, кажется, как-то чересчур быстро, а Хорас Энди не позволяет себе лишнего.

Знаменитые желтые заголовки на экране под "Inertia Creeps" конкретизированы – тут тебе и Фрунзенский район, и Невский. Особое воодушевление у публики вызывают факты, что Борис Моисеев перенес день своей свадьбы. И что Геннадий Малахов написал новую книгу: лечимся арбузами. Боже, в каком ужасе мы живем. А это уже, оказывается, почти конец. На "Safe From Harm" выпускается секретное оружие – Дебора Миллер (Deborah Miller). Звучит донельзя ностальгически – расслабленная танцевальная музыка.
Энкор продолжителен: сначала новинка "You Were Just Leaving", построенная на бешеном ритме – пока что не очень понятно, чем она еще должна привлекать, развития в ней не наблюдается. Потом лирическая "Splitting The Atom" аж с четырьмя вокалистами. Еще одна женская песня "Unfinished Sympathy" с повторным приветом 90-х. И "Atlas Air". И все тут – как по расписанию: только музыканты отыграли крещендо, не успели аплодисменты стихнуть, а уже бегут техники и собирают оборудование. Есть ли катарсис? Вряд ли. Но есть желание хотя бы ежегодно ходить на такие концерты. Для отрезвления.

28.09.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)

MASSIVE ATTACK - свежие публикации:

  • События - Звезды за нас, 09.03.2025
    Песня Егора Летова "Все идет по плану" улетела в космос »»
  • События - Дышать нечем, 18.12.2024
    Massive Attack отказались на Coachella 2025 ради заботы об экологии »»
  • События - Это не наша атака, 12.06.2024
    Massive Attack отменяет концерт в Грузии из-за "атаки правительства на права человека" - это произошло на фоне массовых протестов против закона об иноагентах »»