ТЕХНИКА  Распознай мелодию

Программы, способные по нескольким секундам песни определять ее название, существуют не первый год - однако похоже, что теперь они могут выйти на новый виток популярности. Звуки разобрались, что происходит сейчас с музыкальным поиском.

Человечество давно мечтает о более совершенном интернет-поиске, чем Google: таком, где по одной фотографии человека можно было бы получить остальные снимки с ним, нужное место на карте находилось по описанию "там дерево во-от такое и памятник - мужик в пиджаке", а для определения песни The Beatles было бы достаточно, чтобы ее напел Рабинович из известного анекдота. Прогресс идет медленнее, чем хотелось бы, и пока что мы в большинстве случаев вынуждены пользоваться привычной формой запросов. Однако в области музыки был совершен прорыв: удалось сделать вполне эффективным поиск названия трека по его отрывку
Как он работает? Несколько упрощая, можно сказать, что сравниваются спектрограммы. На сервере программы хранится обширная база данных, основанная на спектрограммах треков. Программа у пользователя, получая фрагмент композиции, определяет его спектрограмму и посылает данные на сервер. Сервер ищет их в своей базе, и, найдя совпадение, отправляет обратно название.

Понятно, что песня будет определена лишь в том случае, если в базу сервера она уже была внесена - и, таким образом, успешность сервиса напрямую зависит от обширности его базы. Самым известным стал открытый сервис MusicBrainz.org, стремящийся стать "музыкальной Википедией" (контент добавляют пользователи, а спектрограммы там - лишь часть общей базы данных по релизам) и позволяющий подключаться к своей базе сторонним программам.

Что же могло вывести музыкальное опознание на новый уровень, если алгоритм уже отработан и остается лишь постепенно увеличивать объем баз? Тот факт, что теперь оно приходит на мобильные телефоны, и теперь можно "дать послушать" им музыку, используя их микрофоны. Sony, приобретя в 2008-м компанию Gracenote, стала встраивать в мобильные телефоны Sony Ericsson (сначала серии Walkman, а затем и остальные) приложение TrackID, определяющее трек с помощью принадлежащей Gracenote базы. А приложение Shazam, не принадлежащее конкретному производителю телефонов, расползается уже по всем прогрессивным мобильным платформам - iOS (используется на iPhone и iPad), Google Android, Windows Mobile, BlackBerry OS, также его можно установить на часть моделей Nokia и того же Sony Ericsson. Есть у Shazam и конкурент - SoundHound, пока что работающий только под iOS и Android; обе программы существуют в двух версиях - бесплатной (с ограничением на количество опознаний в месяц) и платной стоимостью около пяти долларов.
Почему переход на телефоны так важен? С помощью компьютера опознают обычно треки, которые уже содержатся в нем же в виде файлов. Но в большинстве из них и так уже есть теги с названиями, к тому же владелец компьютера обычно в состоянии лично опознать музыку, которую сам же в этот компьютер поместил. Поэтому на компьютерах опознание треков чаще всего используется просто для автоматического проставления тегов теми, кому вручную проставлять их лень. С телефоном все иначе: он всегда с собой, поэтому через него можно опознавать песни, которые слышишь, например, в кафе. Раньше, если человек слушал радио вне дома и обнаруживал интересную песню, а ди-джей ее не объявлял, у него были лишь варианты вроде "запоминать строчки текста, чтобы позже их нагуглить", "попытаться позже найти ее на moskva.fm в списке прозвучавшего на станции в тот день" и (в случае, когда радиостанция предлагает такую услугу) "отправить платную SMS на определенный номер". Если же на телефоне есть соответствующий сервис, то вместо всех этих процедур достаточно пару раз прикоснуться к экрану смартфона - после чего, кроме названия песни, можно увидеть и обложку альбома с ней, и ссылку на YouTube-видео, и другую полезную информацию.
Почему то же самое не появилось раньше? В каком-то виде уже существовало: тот же сервис Shazam еще до появления у него приложения позволял звонить на специальный номер, чтобы передать музыкальный фрагмент в ходе звонка, а затем получить ответ по SMS. Однако эта услуга, хоть и действует до сих пор, предоставляется за деньги, действует только на территории Великобритании, а для ее использования нужно помнить этот номер, - в общем, для многих игра просто не стоит свеч. Теперь, когда стало много смартфонов, предназначенных для установки приложений от сторонних разработчиков, а мобильный интернет подешевел до той отметки, когда пользователям смартфонов уже не приходится думать о стоимости пересылки спектрограммы на сервер, все упростилось до той степени, когда стал возможен массовый прорыв.

Насколько сейчас обширны базы этих сервисов и включают ли они российскую музыку? Как следует помучав Android-коммуникатор с установленными на нем Shazam и SoundHound, Звуки выяснили, что мейнстрим опознается отлично, в том числе российский (так что с репертуаром большинства радиостанций проблем не возникнет), а вот с инди-музыкой раз на раз не приходится: скажем, песня ...И Друга Моего Грузовика "Ганда" нашлась без проблем, но "Архитектура" НеГрузовиков (другого проекта тех же музыкантов) осталась неопознанной.

Насколько качественным должна быть сделанная телефоном запись фрагмента песни, чтобы сервис ее узнал? Понятно, что, чем более чистый звук попадает в микрофон мобильника и чем меньше постороннего шума при этом слышно, тем выше шансы на удачу, но, как показывает практика, даже при оживленных разговорах вокруг они все еще остаются весьма высоки.

Чего этим сервисам не хватает? По мнению многих российских пользователей, сталкивающихся с тем, что в России мобильный интернет дороже и медленнее, чем за рубежом, очень пригодилась бы возможность сначала записать фрагмент песни, а уже потом, добравшись до домашней Wi-Fi-сети и подключив телефон к ней, отправить его на сервер для сравнения. Другая, более глобальная проблема: используемый алгоритм позволяет находить лишь ту же самую версию песни, то есть студийная запись, концертная, переаранжированная и ремикс будут для сервиса четырьмя разными треками, и узнать название песни, присутствуя на концерте, вряд ли получится. (С ремиксами, впрочем, вопрос в том, используются ли в нем продолжительные сэмплы из оригинала, доходит до смешного: в кавере Неон Хитч на "Drop It Like It's Hot" Снуп Догга активно сэмплируется "Vaiduokliai" Алины Орловой, и в результате Shazam принял его за песню Орловой.)

Что нас ждет в будущем? Подобные сервисы, видимо, совершат количественный рывок - но пытаются улучшиться и качественно: в SoundHound, кроме использования фрагмента песни, уже есть возможность самому ее напеть. Пока что добиться успеха получается лишь при наличии у песни яркой мелодии (как у "Seven Nation Army" The White Stripes), но, если работа будет продвигаться вперед с той же скоростью, то слова "мне Рабинович напел" вспомнятся еще не раз.

20.09.2010, Евгений ТРИФОНОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации:

  • MusicPro - Тикток-барахолка, 26.12.2024
    TikTok подвел итоги года: 20 из 50 треков, которые были самыми популярными для создания роликов, выпущены более 5 лет назад »»
  • События - Всего одно маленькое условие, 08.12.2024
    Некоммерческий лейбл из Индии решил запретить своим артистам публиковать записи на Spotify »»
  • MusicPro - К высшей лиге готовьсь!, 02.10.2024
    Bandcamp заручился поддержкой Roland. Пока что разовой. Музыкантам, работающим с этой платформой, Roland дарит три месяца бесплатного доступа ко всем своим программным синтезаторам »»