Английский дуэт Groove Armada в последнее время чуть ли не в одиночку отдувается за всю клубную музыку, доказывая что функциональная долбежка с перекачанной, как мускулы культуриста, ритм-секцией – не единственный путь развития. Их недавний альбом "Black Light" – пример совершенно удивительной эволюции. Мягкий "винтажный" синтезаторный звук, аранжировки с заметным кивком в сторону новой волны начала восьмидесятых и, главное, это не треки для танцпола, а самые что ни на есть песни – духоподъемные хиты стадионного масштаба. Не то, чего все ждали от создателей "I See You Baby Shakin' That Ass ", не правда ли?
Том Финдлей (Tom Finday) и Энди Като (Andy Cato) сделали себе имя на рубеже девяностых и нулевых благодаря незатейливым, но заводным сэмплерным танцевалочкам. Groove Armada шли по дорожке, проложенной Норманом "Fatboy Slim" Куком (Norman Cook), не копируя его, но и не предлагая ничего принципиально нового. Максимум, на что хватало Тома и Энди – эпизодические залеты в лаунжевые территории с хитами вроде "My Friend", которую публика частенько принимала за очередное творение группы Air.
Самих музыкантов такая ситуация, похоже, не вполне устраивала. Еще во время записи альбома "Goodbye Country, Hello Nightclub" Энди Като всячески старался избавиться от образа человека с сэмплером, не владеющего при этом ни одним музыкальным инструментом: "Сэмплов в нашей музыке становится всё меньше. Многие вещи для этой пластинки мы записали живьем, группой из девяти человек – тех, с кем я много лет назад играл джазовые концерты. И стартовой точкой для этой пластинки станет именно ощущение нас как настоящей, живой группы".
Электроника в самом деле всегда была для Като не целью, а средством. За плечами у него был богатейший джазовый бэкграунд. "Я вырос, играя джаз и блюз, это была музыка, которую любил мой отец. Эта музыка сопровождала меня примерно с шести до шестнадцати лет. Я играл на тромбоне и на фортепиано, и слушал в основном традиционный джаз, особенно меня увлекал человек по имени Эл Грей (Al Grey), который играл с Каунтом Бейси (Count Basie)". Однако на полноценную трансформацию в живую группу у Groove Armada ушло почти десять лет. Переходной стала пластинка "Soundboy Rock", в которую Като и Финдлей включили несколько отличных песенных хитов, пригласив на роль вокалистов разношерстную компанию – редко где увидишь вместе Мутю Буэну (Mutya Buena) из Sugababes и почтенную соул-диву Кэнди Стэтон (Candi Staton), которая в своё время первой исполнила песню "You Got The Love".
Но настоящее, полное преображение случилось с Groove Armada именно на альбоме "Black Light". Музыка до и после отличается примерно настолько же, насколько Underworld образца "Underneath The Radar" отличаются от той группы, что записала "Born Slippy", ну или Depeche Mode образца пластинки "Songs of Faith and Devotion" – от себя же времен "Violator". Связей с прошлым – практически никаких. На "Black Light" нет ни намека на регги, фанк или вальяжное даунтемпо, которыми изобиловали предыдущие диски. Даже хауса нет и в помине. Мало того, изменилась даже технология – из сэмплерной их музыка превратилась в синтезаторную. Но главное, в чем выиграли Groove Armada – их музыка перестала выполнять чисто развлекательную функцию. В новых песнях появился какой-то внутренний стержень, нерв, подлинная и яркая эмоция. "I Won't Kneel" обладала духоподъемным пафосом, свойственным разве что группам типа U2, от "History" веяло надрывной меланхолией ранних Bronski Beat, а "Warsaw" звучала как ремикс на Arcade Fire.
И хотя намеки на то, что "пойдет хорошо" были (предтеча нового звучания, песня "Song 4 Mutya (Out Of Control)" показала лучший для группы результат в британском чарте, оказавшись на 8-м месте, а также удостоилась восторгов от Pitchforkmedia), риск в такой трансформации был колоссальный. "Это или конец всему, или начало новой жизни", нервно бросил Энди Като своему многолетнему соратнику перед премьерой новой концертной программы, которая состоялась больше года назад в лондонском Victoria Park. "Я выступаю на сцене с шести лет, и никогда я так не нервничал, как перед этим концертом", вспоминает Като. "Это продолжалось первые две минуты, а затем мы заиграли припев к "I Won't Kneel" и я увидел в воздухе тысячи рук".
Groove Armada
Москва, Arena Moscow
10 сентября 21:00
Дата образования:
1 января 1996
1939 – Родилась рок-легенда Тина Тернер (настоящее имя Annie Mae Bullock),- певица, автор песен, актриса и танцовщица. Обладательница 8 премий Grammy. За свой артистизм, темперамент и сценическую экспрессивность она носит титул Королевы рок-н-ролла »»
Tina TURNER (1939)
Rita ORA (1990)