Tori AMOS  Обнаженная натура

Москва дождалась американской пианистки Тори Эймос - одной из самых интересных и необычных исполнительниц современной поп-сцены, чьи работы на стыке джаза, поп-рока и фолка пользуются огромным успехом во всем мире. Концерт оказался выше всяких похвал.

Лето 2010 года оказалось щедрым на концертные премьеры - в Москву во всеоружии пожаловали звезды, которых мы ждали с начала 90-х. Что можно было противопоставить грандиозному, технологически совершенному шоу U2, симфоническому мафиозному шоу Майка Паттона или триумфу ностальгии от Джеффа Бека? - пожалуй, только утрированно лаконичную программу, в которой артист выступает полностью "обнаженным", без сопровождения, без спецэффектов. Но для того, чтобы такой концерт стал успешным, это должен быть поистине обожаемый артист. 3 сентября Москва дождалась американской пианистки Тори Эймос (Tori Amos) - одной из самых интересных и необычных исполнительниц современной поп-сцены, чьи работы на стыке джаза, поп-рока и фолка пользуются огромным успехом во всем мире.

Ожидание Тори, действительно, несколько подзатянулось: пик мировой славы этой великолепной певицы и автора пришелся на 90-е, она успешно концертирует более 20 лет, а в России у 47-летней артистки есть небольшое, но вдохновенное сообщество фанатов, которые на протяжении многих лет переводили ее песни, кропотливо собирали материалы и ездили за Тори по всему миру, тщетно надеясь, что во время очередного турне она почтит нас своим присутствием. При этом именно сольная программа Тори - одна из самых неоднозначных, вызывающая довольно пограничные мнения. Пожалуй, в этой связи знакомить публику с Тори при помощи unplugged было достаточно рискованным шагом для организаторов. Тем отраднее, что концерт, прошедший в столь непривычном для русских слушателей формате, прошел при заполненном зале и с двумя выходами на бис.

Я уже имела удовольствие наблюдать сольные выступления Тори - в 2005-м году на Glastonbury и этим летом, на Montreux Jazz Festival, и каждый раз поражалась тому, насколько уверенно певица в полном одиночестве удерживает внимание зала на протяжении полуторачасового сета. В этот раз программа заняла практически два часа, и публика, просидевшая все это время не шелохнувшись, явно не была настроена отпускать Тори со сцены, заваливая ее цветами и заливая счастливыми слезами. Мы заслужили это - и мы, и Тори, которую ждали так долго.
Она и сама прониклась настроением публики: "У меня заняло много времени, чтобы добраться сюда. Конечно, я должна была сделать это гораздо раньше - сразу после рождения. Я встретила здесь столько невероятных людей, которые создали для меня абсолютно домашнюю атмосферу, спасибо вам!" - тепло говорит Тори, здороваясь с залом.

От концерта к концерту на протяжении нынешнего турне сет-лист Тори Эймос претерпевает изрядные изменения, но еще никогда он не казался настолько "архаичным". В отличие от недавних выступлений в Монтрё или в Лондоне, в Москве певица вообще не включила в программу ни одной песни с неоднозначного релиза "Abnormally Attracted To Sin", и всего одну композицию - с "Midwinter Graces": "Star of Wonder", переделанную из рождественского гимна "We Three Kings" Джона Хопкинса (John Henry Hopkins, Jr.). А основная часть вечера пришлась на программу, которая, собственно, и подарила Тори мировую известность - "Little Earthquakes" 1992 года. Более того - впервые за долгое время, по признанию самой певицы, была исполнена редкая вещь "Indian Summer".

Разгадать замысел Тори несложно: по сути, она предложила российскому зрителю познакомиться с ее творчеством "с самого начала", с исходной позиции. При этом заботливо собрала для нас несколько песен, полных культурных ассоциаций с Россией и русскими реалиями: "наполеоновская" "Josephine", сетующий на русские холода рок-н-ролл "Take to the sky" (резко и саркастически звучит "This house is like Russia, With eyes cold and grey...") и знаменитая баллада о последней принцессе дома Романовых - "Yes, Anastasia". Такое внимание к публике лестно и рождает уважение даже у тех, кто изначально настроен критично по отношению к артисту.

Что представляет собой концерт Тори Эймос как зрелище? - посреди сцены глыбой возвышается шикарный австрийский рояль Bosendorfer, который певица специально привезла с собой, не доверяя местному райдеру; слева от него расположен синтезатор Yamaha (до недавнего времени это был Хаммонд). Основные партии Тори исполняет на рояле, но в какой-то момент разворачивается к залу ан фас, "распятая" между двумя инструментами. При этом она принимает провокационные эротические позы, которые вызывают у мужской части публики страстное желание немедленно превратиться в ее фортепианную табуретку.
Звук, надо признать, несколько громче, нежели это необходимо (похоже, на пульте избыточно беспокоились за галерку). Свет в "Крокусе" традиционно хорош, однако в этот раз светорежиссер выделывает чудеса, достигая истинно кинематографического эффекта.

Лаконичность антуража предполагает некоторую аффектацию в исполнении: все жесты, и аккорды несколько акцентированны, паузы чуть глубже, голос приобретает мелодраматизм и глубину. Композиции зачастую теряют в темпе по сравнению со студийными версиями (особенно это заметно в "Space Dog" и "Indian Summer"), зато обретают значительность и монументальность. Ключевые приемы Тори - звонкий капельный перебор клавиш в верхнем регистре, на который вдруг накладывается уверенное глиссандо, поддержанное тяжелыми акккордами в нижнем регистре и экспрессивная вокальная партия без слов. Клавесинные партии в "Dragon", электроскрипки в "Indian Summer" и почти муговский звук в "Mother Revolution" - не изыск, а необходимый элемент аранжировки, но понимаешь это только тогда, когда остаешься наедине с голосом Тори, без привычных "поддерживающих" партий группы на заднем плане.
В отдельных партиях аранжировка упрощена до предела и песня исполняется с особой экспрессией, опираясь на голый бит, что несколько смущает слушателей, привыкших к "каноническим" версиям. Такими предстают перед нами "Bouncing Off Clouds" и "Star of Wonder" (последнюю без ее "восточных" струнных партий поначалу даже трудно разгадать).

Очевидно, Тори ставит перед собой задачу вызвать в слушателях предельно конкретные эмоциональные ощущения - этой задаче подчинено все, что она делает на сцене.
Певица прогоняет зал через спектр пограничных переживаний, провоцирует и завораживает: она может схватить себя за интимные места в "Precious Things" или молитвенно простирать руки в зал. Может урезать рок-н-ролл, приколачивая ритм о бок рояля или рычать басом, а может вдруг наклониться и что-то нежно прошептать Бозендорферу, погладив рояль, словно большую собаку. Все это происходит так естественно, словно перед нами разворачивается картина из жизни множества героинь (привет "странным девочкам" Тори). Дар сценического перевоплощения у певицы поразительный, однако во всех ролях и ипостасях она остается собой - ранимой, прекрасной и тонко чувствующей. Потрясает энергия и талант человека, который, не сбавляя темпа и ни разу не сбив дыхание, поет столь непростую программу на протяжении двух часов, а потом находит в себе силы пойти пожимать руки разом вставшему в восторге залу.

Концерт трио "Tori + Bosendorfer + Yamaha" длился 1:50 мин. без перерыва.

Сет-лист:

Little Earthquakes
Icicle
Beauty Of Speed
Lust
Dragon
Josephine
Precious Things
Bells For Her
Star of Wonder
Silent All These Years
Take to the sky (Russia)

И неожиданный переход в Muhammad My Friend
Mother Revolution
Space Dog
Indian Summer
China +

Бис1:
Yes, Anastasia
Winter +

Бис 2:
Bouncing Off Clouds
Leather

По окончании последней композиции Тори счастливо улыбнулась, вплела в финальную строку обещание 'I'll be coming back!" и погладила по боку старого друга-Бозендорфера. Такой концерт, определенно, обещает еще одну - будем надеяться, скорую - встречу.

04.09.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

Tori AMOS - свежие публикации:

Сайт: www.toriamos.com

Tori AMOS

Дата рождения:

22 августа 1963