Лето 2010 года оказалось щедрым на концертные премьеры - в Москву во всеоружии пожаловали звезды, которых мы ждали с начала 90-х. Что можно было противопоставить грандиозному, технологически совершенному шоу U2, симфоническому мафиозному шоу Майка Паттона или триумфу ностальгии от Джеффа Бека? - пожалуй, только утрированно лаконичную программу, в которой артист выступает полностью "обнаженным", без сопровождения, без спецэффектов. Но для того, чтобы такой концерт стал успешным, это должен быть поистине обожаемый артист. 3 сентября Москва дождалась американской пианистки Тори Эймос (Tori Amos) - одной из самых интересных и необычных исполнительниц современной поп-сцены, чьи работы на стыке джаза, поп-рока и фолка пользуются огромным успехом во всем мире.
Ожидание Тори, действительно, несколько подзатянулось: пик мировой славы этой великолепной певицы и автора пришелся на 90-е, она успешно концертирует более 20 лет, а в России у 47-летней артистки есть небольшое, но вдохновенное сообщество фанатов, которые на протяжении многих лет переводили ее песни, кропотливо собирали материалы и ездили за Тори по всему миру, тщетно надеясь, что во время очередного турне она почтит нас своим присутствием. При этом именно сольная программа Тори - одна из самых неоднозначных, вызывающая довольно пограничные мнения. Пожалуй, в этой связи знакомить публику с Тори при помощи unplugged было достаточно рискованным шагом для организаторов. Тем отраднее, что концерт, прошедший в столь непривычном для русских слушателей формате, прошел при заполненном зале и с двумя выходами на бис.
Я уже имела удовольствие наблюдать сольные выступления Тори - в 2005-м году на Glastonbury и этим летом, на Montreux Jazz Festival, и каждый раз поражалась тому, насколько уверенно певица в полном одиночестве удерживает внимание зала на протяжении полуторачасового сета. В этот раз программа заняла практически два часа, и публика, просидевшая все это время не шелохнувшись, явно не была настроена отпускать Тори со сцены, заваливая ее цветами и заливая счастливыми слезами. Мы заслужили это - и мы, и Тори, которую ждали так долго.
Она и сама прониклась настроением публики: "У меня заняло много времени, чтобы добраться сюда. Конечно, я должна была сделать это гораздо раньше - сразу после рождения. Я встретила здесь столько невероятных людей, которые создали для меня абсолютно домашнюю атмосферу, спасибо вам!" - тепло говорит Тори, здороваясь с залом.
От концерта к концерту на протяжении нынешнего турне сет-лист Тори Эймос претерпевает изрядные изменения, но еще никогда он не казался настолько "архаичным". В отличие от недавних выступлений в Монтрё или в Лондоне, в Москве певица вообще не включила в программу ни одной песни с неоднозначного релиза "Abnormally Attracted To Sin", и всего одну композицию - с "Midwinter Graces": "Star of Wonder", переделанную из рождественского гимна "We Three Kings" Джона Хопкинса (John Henry Hopkins, Jr.). А основная часть вечера пришлась на программу, которая, собственно, и подарила Тори мировую известность - "Little Earthquakes" 1992 года. Более того - впервые за долгое время, по признанию самой певицы, была исполнена редкая вещь "Indian Summer".
Разгадать замысел Тори несложно: по сути, она предложила российскому зрителю познакомиться с ее творчеством "с самого начала", с исходной позиции. При этом заботливо собрала для нас несколько песен, полных культурных ассоциаций с Россией и русскими реалиями: "наполеоновская" "Josephine", сетующий на русские холода рок-н-ролл "Take to the sky" (резко и саркастически звучит "This house is like Russia, With eyes cold and grey...") и знаменитая баллада о последней принцессе дома Романовых - "Yes, Anastasia". Такое внимание к публике лестно и рождает уважение даже у тех, кто изначально настроен критично по отношению к артисту.
Что представляет собой концерт Тори Эймос как зрелище? - посреди сцены глыбой возвышается шикарный австрийский рояль Bosendorfer, который певица специально привезла с собой, не доверяя местному райдеру; слева от него расположен синтезатор Yamaha (до недавнего времени это был Хаммонд). Основные партии Тори исполняет на рояле, но в какой-то момент разворачивается к залу ан фас, "распятая" между двумя инструментами. При этом она принимает провокационные эротические позы, которые вызывают у мужской части публики страстное желание немедленно превратиться в ее фортепианную табуретку.
Звук, надо признать, несколько громче, нежели это необходимо (похоже, на пульте избыточно беспокоились за галерку). Свет в "Крокусе" традиционно хорош, однако в этот раз светорежиссер выделывает чудеса, достигая истинно кинематографического эффекта.
Лаконичность антуража предполагает некоторую аффектацию в исполнении: все жесты, и аккорды несколько акцентированны, паузы чуть глубже, голос приобретает мелодраматизм и глубину. Композиции зачастую теряют в темпе по сравнению со студийными версиями (особенно это заметно в "Space Dog" и "Indian Summer"), зато обретают значительность и монументальность. Ключевые приемы Тори - звонкий капельный перебор клавиш в верхнем регистре, на который вдруг накладывается уверенное глиссандо, поддержанное тяжелыми акккордами в нижнем регистре и экспрессивная вокальная партия без слов. Клавесинные партии в "Dragon", электроскрипки в "Indian Summer" и почти муговский звук в "Mother Revolution" - не изыск, а необходимый элемент аранжировки, но понимаешь это только тогда, когда остаешься наедине с голосом Тори, без привычных "поддерживающих" партий группы на заднем плане.
В отдельных партиях аранжировка упрощена до предела и песня исполняется с особой экспрессией, опираясь на голый бит, что несколько смущает слушателей, привыкших к "каноническим" версиям. Такими предстают перед нами "Bouncing Off Clouds" и "Star of Wonder" (последнюю без ее "восточных" струнных партий поначалу даже трудно разгадать).
Очевидно, Тори ставит перед собой задачу вызвать в слушателях предельно конкретные эмоциональные ощущения - этой задаче подчинено все, что она делает на сцене.
Певица прогоняет зал через спектр пограничных переживаний, провоцирует и завораживает: она может схватить себя за интимные места в "Precious Things" или молитвенно простирать руки в зал. Может урезать рок-н-ролл, приколачивая ритм о бок рояля или рычать басом, а может вдруг наклониться и что-то нежно прошептать Бозендорферу, погладив рояль, словно большую собаку. Все это происходит так естественно, словно перед нами разворачивается картина из жизни множества героинь (привет "странным девочкам" Тори). Дар сценического перевоплощения у певицы поразительный, однако во всех ролях и ипостасях она остается собой - ранимой, прекрасной и тонко чувствующей. Потрясает энергия и талант человека, который, не сбавляя темпа и ни разу не сбив дыхание, поет столь непростую программу на протяжении двух часов, а потом находит в себе силы пойти пожимать руки разом вставшему в восторге залу.
Концерт трио "Tori + Bosendorfer + Yamaha" длился 1:50 мин. без перерыва.
Сет-лист:
Little Earthquakes
Icicle
Beauty Of Speed
Lust
Dragon
Josephine
Precious Things
Bells For Her
Star of Wonder
Silent All These Years
Take to the sky (Russia)
И неожиданный переход в Muhammad My Friend
Mother Revolution
Space Dog
Indian Summer
China +
Бис1:
Yes, Anastasia
Winter +
Бис 2:
Bouncing Off Clouds
Leather
По окончании последней композиции Тори счастливо улыбнулась, вплела в финальную строку обещание 'I'll be coming back!" и погладила по боку старого друга-Бозендорфера. Такой концерт, определенно, обещает еще одну - будем надеяться, скорую - встречу.
Дата рождения:
22 августа 1963
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)