Летние музыкальные фестивали в Финляндии – хороший повод недалеко от дома посмотреть не только на мировых звёзд, но и на не слишком известных, но талантливых финских музыкантов, которыми, похоже, местная земля не оскудеет. Может, вы слышали, что журнал Newsweek тут признал Финляндию самой подходящей для жизни страной мира – так, наверное, они имели в виду немножко и музыку тоже.
Так получилось, что автору данного текста посчастливилось побывать на нескольких музыкальных фестивалях в соседней Финляндии.В одном из предыдущих текстов для Звуков я уже выдвигал тезис, что финская музыка – это гораздо большее количество интересных исполнителей, чем мы можем здесь себе представить. А если иметь в виду, что Финляндия среди прочих стран Евросоюза, пожалуй, наиболее доступна (особенно для жителей Петербурга и окрестностей), то отчёт превращается во вполне практическую рекомендацию.
Начать надо с того, что фестивалей в Финляндии МНОГО. Летние концерты – одна из важнейших составляющих современной музыкальной культуры. Практически все группы, включая самые почитаемые, не считают зазорным летом поколесить по континенту, играя не в оперных залах и лучших клубах, а в демократичной обстановке под открытым небом. Впрочем, рок-музыка примерно оттуда и выросла – так что это правильно. Из относительно недавних событий мне удалось побывать на фестивале Flow в Хельсинки и на Wanaja Festival в Хямменлинне.
Начнём с первого. Flow – наиболее городской, столичный фестиваль. Он проходит относительно недалеко от центра Хельсинки, на территории электростанции Сувилахти. Как это нынче модно, часть промзоны перестроена в культурный центр, и вот там и располагаются несколько сцен – от большой открытой до средних "клубных" и совсем маленьких "экспериментальных", где играют, как правило, разные необычные финские электронщики.
В рамках глобализации Flow в основном зовёт заграничных хедлайнеров: в прошлом году очередной великолепный концерт там дали Kraftwerk, а кроме них выступали Roots Manuva, Ян Тирсен (Yann Tiersen) с какой-то космической программой и многие другие. Впрочем, иногда самая интересная алхимия творилась в небольших ангарах, где мрачноватые люди извлекали самые причудливые звуки из разнообразных электронных коробок. Традиция такой музыки в Финляндии сильна еще со времён Pan Sonic. В этом году музыкальная программа Flow заняла аж три дня: с пятницы по воскресенье. В первый день привлекали внимание Air и Big Boi; в субботу – M.I.A., а в воскресенье в Хельсинки сыграли аж два интереснейших исполнителя: Йонси (Jonsi) из Sigur Ros и молодая, но уже набравшая себе вистов группа The xx. В придачу – еще около 30 групп, которые отбирают явно обладающие хорошим вкусом организаторы.
Wanaja Festival, наоборот, нарочито провинциален. Хямменлинна – небольшой городок, основной достопримечательностью которого является эффектная крепость (собственно, linna - по-фински и есть крепость). До Хельсинки – меньше часу езды, однако никакого наплыва столичных гостей нет. Если бы у нас фестиваль проходил, скажем, в Раменском, то картина была бы иная (это не хорошо и не плохо – просто по-другому). В Хямменлинне никто не суетился, не назначал дополнительный транспорт и не перекраивал жизнь города. Люди просто собрались на большой поляне между крепостью и озером и слушали музыку. Здесь ставка, в отличие от Хельсинки, делалась на местных музыкантов. В целом средний уровень их в Финляндии довольно высок, причём бросается в глаза, что ни одна уважающая себя группа не обходится без Electronic wizard за синтезаторами.
Из интересного хотел бы отметить атмосферную группу TV Off с мягким электронным звуком – кажется, у них есть будущее; а также забавную металлическую группу Mokoma. Я вот металл не люблю и не разбираюсь, но вот эти ребята интересные: их вокалист даже не пытается петь, а в основном издаёт рыки разной тональности, что иногда звучит довольно колоритно. Хедлайнером фестиваля была очень популярная ныне в Северной Европе шведская группа Kent. В небольшом пасторальном городке шведы выглядели ребятами из другой лиги, но свои полтора часа отыграли честно, представив публике, на мой взгляд, крайне удачный альбом "Rod". В общем, рекомендую.
Оба фестиваля объединяли следующие организационные тенденции:
Во-первых, нет никаких проблем с едой и туалетами. Хот-догами, пловом, рыбой, овощами торгует множество киосков – причём можно найти даже вполне здоровую еду. Есть и специальные алкогольные зоны, где можно спокойно пить пиво, но вот выходить из них близко к сцене с напитками уже нельзя. Очередей практически нигде нет.
Во-вторых, очень хороший звук. Я бы не занудствовал и не писал об этом, если бы спустя неделю после Хямменлинны не посетил "Пикник Афиши", по итогам которого был весьма расстроен. В Финляндии звук строят очень умелые люди.
В-третьих, всегда есть какие-то сопутствующие развлечения. В Хельсинки они были более эстетскими – перформансы и танцы; в Хямменлинне подошли к делу проще – устроили бейс-джампинг (что-то в этом есть – полетать во время концерта своей любимой группы), турнир по псевдо-сумо и даже открыли небольшой секс-шоп. Обязательно везде есть сауна – в виде собственно домика с баней и двух огромных чанов: с горячей и холодной водой.
В-четвёртых, на каждом фестивале обязательно будет заметный процент металлических групп. Вот есть у финнов слабость не только к электронике, но и к металлу, и "тяжёлых" ансамблей там ну просто очень много. Поклонники одного из них, кстати, скупили резиновых людей в упомянутом абзацем выше секс-шопе и сварганили под звуки музыки небольшой перформанс с их участием.
Чтобы не создавалось впечатление, что в Финляндии всё так уж шикарно по сравнению с нашей пожароопасной действительностью, скажу, что и некоторые организационные недостатки тоже есть. Скажем, фестивали, как правило, никак не влияют на работу транспорта, и к концу концертов ничего уже не ходит: только такси или пешком. Ну и цены, которые для нас тоже великоваты: 30-60 евро только за вход на один из дней фестиваля. А ведь еще транспорт, еда, жильё… Правда, в вопросе жилья большинство провинциальных фестивалей демократичны: предлагают поставить палатку в палаточном городке. В Хельсинки такого нет, но там и гостиницу найти проще.
В заключение пробегусь по некоторым другим основным музыкальным фестивалям Финляндии.
Анккарок (Ankkarock) проходит в середине августа в пригороде Хельсинки – Ванта. По идее, можно совместить с Flow. В этом году обещаны Editors, The Ark, Amy MacDonald, The Sounds, Apocalyptica и еще один из культовых финских музыкантов – Ismo Alanko. Тоже, кстати, рекомендую. Фестиваль Rockoff на Аландских островах между Швецией и Финляндией интересен своим форматом. Летом на курортах обычно никуда не спешат, вот и тут – фестиваль длится неделю, и каждый день проходит только один концерт вечером. Я лично очень люблю Аланды (прекрасное место посреди моря) и надеюсь-таки при случае узнать их и с музыкальной стороны.
Крупнейший фестиваль Финляндии – Provinssirock – проходит в июне около городка Сейнайоки. Это такой серьезное глобальное мероприятие, где в этом году играли, в частности, Rammstein, Bullet For My Valentine, A Day To Remember, Jello Biafra and the Guantanamo Scholl of Medicine и Paloma Faith. Недалеко от российской границы – в Йоэнсуу – проходит фестиваль Ilosaarirock. Правда, по эту сторону границы – глухие карельские леса, а по ту в июле выступали уже упомянутый Исмо Аланко, а также UNKLE, Bad Religion и Faith No More.
В самом географически близком городе Финляндии к Петербургу – Лаппенранте – проходит не очень большой фестиваль Antifarock. В последние годы там в основном представлены местные исполнители. Наверняка это еще не всё. К тому же, не роком единым жив человек: в Финляндии есть и джаз-фестивали, и праздники классической музыки, и смотры хоров, и многое другое на самый разный вкус. Так что очень рекомендую – близко и музыка хорошая. Вот только не забывайте брать с собой куртку – летними вечерами в Финляндии бывает прохладно.
1913 – В газете города Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз» »»
1946 – Родился Дэвид Гилмор, сооснователь и гитарист Pink Floyd, Командор ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности. Входит в список список величайших гитаристов мира »»
Wes MONTGOMERY (1925)
Flora PURIM (1942)
Mary WILSON (1944)
David GILMOUR (1946)
Kiki DEE (1947)
Юрий МОРОЗОВ (1948)
Skip EWING (1964)
Chris BRODERICK (1970)