ФЕСТИВАЛЬ  Melt!, день первый: первый на хх

Jonsi, The xx, Delphic и другие участники первого дня немецкого фестиваля Melt - в прямом репортаже Звуков.

Раньше корреспондентам "Звуков" на немецком фестивале Melt! бывать не приходилось — смущает неочевидная дорога до площадки проведения: две электрички от Берлина, плюс фестивальный автобус, идущий от нескольких маленьких городков в течение получаса. Но место это себя оправдывает: музей под открытым небом Ferropolis населяют гигантские монстроподобные машины — экскаваторы для вычерпывания горных пород величиной с несколькоэтажный дом. Здесь, кстати, снимали свои клипы такие группы, как Metallica, Deep Purple и Элис Купер (Alice Cooper), и Melt! - не единственный фестиваль, который там проводится.

Формат Melt'a — электронная музыка в самом широком ее понимании: от просто электрогитарных инди-групп до сугубо диджейского клубняка. Так, мои русские попутчики оказались любителями минимал-техно, считали главной сценой самую удаленную Wheel Stage, приходя в восторг от имен тамошних диджеев и делали озадаченное выражение лица, когда я упоминала группы Hurts и The Big Pink. Главным спонсором фестиваля значилась фирма Converse, что символично — все трое моих попутчиков взбивали фестивалную пыль парами кедов со звездочками, одну из которых под утро увели прямо из-под носа у пошедшей окунуться в озеро знакомой.

Поставив палатку на территории обширного кемпинга, отправляемся смотреть программу первого дня. Мои попутчики спешно отправляются слушать Pantha Du Prince — худой диджей в надвинутом на самые глаза черном капюшоне играет строгое шуршащее, как песок, техно. Я же иду смотреть на главную сцену и на подступах слышу вступление к «Cape Code Kwassa Kwassa» Vampire Weekend — и не верю своим ушам, при приближении оказывается, что на сцене шведы Shout Out Louds, вольно или невольно копирующие американских собратьев — потом, впрочем, чуть ли не в той же песне они вырулили на «Walk Like An Egyptian» The Bangles под общий восторг растанцевавшейся публики, так что, возможно, мой слух меня и не подвел. В целом группа хорошая — духоподъемное инди с явной оглядкой на «Вампиров» - имеются в виду вот эти вот солнечные и бодрые струнные гитарные переливчики, но более рок-ориентированное. Вживую звучат лучше, чем на майспейсе.

Вслед за ними на соседней сцене появились ирландцы Two Doors Cinema Club — и тут опять в полный рост встал лучистый призрак Vampire Weekend — группа похожа на них и от предыдущих Shout Out Louds отличается большей легкостью и легкомысленностью и уходом в синтипоп, все песни их припевов легко распеть на какие-то простые слоги типа бим-бом, синтезатор звенит, вокалист поет высоким беззаботным голосом, танцы опять же. Все хорошо, но начинаешь немножко недоумевать о том, неужели европейское инди средней руки так явно выбрало себе фаворитов.

В это время на главной сцене уже выступали Tocotronic – довольно популярные у себя немцы, играющие милый немецкоязычный софт-рок в духе R.E.M., со вполне стадионным размахом. Тембром голоса вокалиста и клавишно-гитарными проигрышами они чем-то напоминают группу «Мумий Тролль», хотя немцы, конечно, помягче, попроще и полиричнее, и никакого изощренного жеманства и харизмы «МТ» в них нет. Тексты не самые итнеллектуальные и порой многовато пафоса, но в целом пристойно.

Jamie XX – тот самый участник пресловутых The xx с собственным диджей-сетом. Обещалось, что он будет играть дабстеп или вроде того, вместо этого – плоское и довольно унылое техно с проблесками вокальных сэмплов. Неуныло в это время на Марселе Деттмане (Marcel Dettman), именитом немецком техно-диджее – вьющиеся, как бы увлекательные выстукивания ритма, народ радостно пляшет накручивая перед собой невидимые мясорубки; выдержала минут 10 и ушла. Больше я на двух "диджейских" сценах не появлялась.

Манчестерцы Delphic после своего дебютника нынешнего года «Acolyte» казались мне любопытными: неплохой и интересный звук, но маловато души – таково было ощущение от альбома. Увы, живьем Delphic оказались бессмысленны и беспощадны. Той же степени тупости долбежка, что и у только что услышанного мной стандартного техно. Мнимое нагнетение напряжения в композициях строится на эксплуататорском приеме заикающегося синтезатора, в это время вокалист что-то там завывает. Бездушная синтетика, скомканный звук, всей студийной работы с ним тут вообще не слышно. При этом, выступают музыканты в белых футболках имени себя. Ну и шут с ними.

Темнеет, и на главную сцену выходит Йонси (Jonsi), фронтмен исландских построковых волшебников Sigur Ros, этой весной выпустивший сольный альбом – он одет в рубашку с которой лохмотьями свисают длинные веревки, (его клавишник в темном фартуке похож на кузнеца-отшельника). На экране начинается монохромный видеоряд с разлетающимися совами, окутанными туманом деревьями и бегущими оленятами – вся окружающая многотысячная толпа с гамом и продуктовыми лавочками ухает в небытие и оцепенение. Поразительно, как этот человек (при помощи полноценной группы, конечно) способен в считанные секунды создавать вокруг себя совершенно зачарованное пространство. Я, каюсь, не слышала сольника Йонси до этого момента и не поручусь за сетлист, но большая часть его была, скорее, построковой - состояла из тех самых воздушных и звенящих ледниковых песен с пронизывающей воздух протяжностью, за которые Sigur Ros снискали себе миллион фанатов – на альбоме Йонси такими являются «Tornado», «Kolniður». Йонси нервно дергает головой между выпеваемых строк, устраивает со своими музыкантами эльфийский джем на клавишах, ксилофоне, цимбалах или что там еще может звенеть. Сверху валит дым, всеобъемлющие волны звука взрезает воздушные потоки, я ложусь на раскаленный дневной сорокаградусной жарой асфальт и смотрю, как лазерные лучи рассекают звездное небо.

Кажется, с этого момента уже больше ничего не надо, но потом, как во сне, проносится еще вторая, куда более бодрая половина концерта, когда Йонси нацепил на голову убор из длинных разноцветных перьев и заиграл тот бодренький рочок – он же скачки по пересеченной местности коллектива животных – с бодрыми ударными и вокальной балоболкой, над которым он экспериментирует еще с момента последнего альбома Sigur Ros.

Нью-Йоркцы Yeasayer – поют на три голоса и ручки на пультах крутят. Играют бойкий, но замороченный инди-рок от головы. Все очень хорошо, вроде, но я не смогла опознать ни одной песни, хотя не по разу слушала оба их альбома, и даже писала про них что-то. Идеи есть, техника есть, а вот внятной песни ни одной. Ну как так можно!..

На The xx, тем временем, сбежалась огромная толпа – удивительное дело, народу на этом концерте больше всего, все дико радуются и подпевают песням. На сцене тем временем одетые в черное, действительно некрасивые музыканты, мальчик и девочка поют по очереди свои упаднические песни – предельно оголенный и замедленный электророк, по мне, так вообще не работающий на многотысячной площадке. Прислонившись к сетке кордона прямо под сценой, я засыпаю.
По пути к палатке цепляю выступление Келе (Kele Okereke) – энергичный и яркий как блестящие мускулы певца электропоп – и Lindstrom & Christabelle (девушка поразила внепогодными меховыми джинсами), их выступление походило, скорее, накакой-то междусобойчик: Линдстрем, ставя за пультом свои витиеватые треки, перебрасывался с певицей какими-то вокальными фразами, не плохо, но без драйва.


Продолжение следует...

23.07.2010, Марина ЗЕНКИНА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: