MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-2010, дни 7 и 8: лучшие женщины планеты

Massive Attack, Тори Эймос, Мартина Топли-Берд, Стив Мейсон и целая африканская деревня - в очередной серии звучных рассказов о Montreux Jazz Festival.

Зачем мы ездим на фестивали?
В самом деле, зачем? Не проще ли остаться дома и ждать, пока звезды пожалуют к нам в гости сами? "Не были мы ни на каком Таити, нас и здесь неплохо кормят..."
Причины достаточно очевидны, и, тем не менее, их стоит назвать:
1. В настоящий момент в России все еще не существует фестиваля, на котором можно было бы услышать сразу несколько западных звезд "первого эшелона" наравне с местными группами, что напрочь лишает русскую музыку соревновательного эффекта. К тому же, участие в концерте западного хедлайнера - залог заоблачной цены на билеты. Поездка на недельный европейский фестиваль, включая визу и билет, может в итоге обойтись в те же деньги, что и поход на иной московский концерт той же звезды.
2. Фестиваль в новой стране дает вам бесценный опыт "полезных" путешествий. Что может быть интереснее, чем знакомиться со страной, попутно развлекаясь?
3. Недельный фестиваль - это формат, который позволяет на всю неделю погрузиться в музыку и составить, пусть очень условное, представление об актуальном музыкальном процессе. Особенно полезны такие поездки промоутерам, продюсерам и журналистам, причем продюсеры частенько посещают разные фесты, стремясь занять свое место в мировой ярмарке тщеславия.
4. Нелишне и убедиться в том, насколько "альбомные" версии известных песен отличаются от "живых". А также убедиться, что хороший звук возможен и в формате open air.
5. Каждый фестиваль - это проверка качества для музыкантов: соберет звезда у сцены скандирующую толпу или нет - зависит только и исключительно от ее усилий. Здесь всех оценивают по гамбургскому счету, все получают, что причитается.
6. Многие звезды, которые выступают в Европе, по разным причинам добираются до России гораздо позже, а то и вовсе не добираются. Запасайтесь спойлерами!
7. Это просто очень хороший отдых.
Раньше я очень радовалась, встречая соотечественников на западных фестивалях: ведь это значит, что все больше народа повышает свою слушательскую культуру. Но до последнего времени в Монтре "наших" было маловато. Однако сейчас фестиваль постепенно приобретает популярность, все чаще русская речь слышится в парке Vernex, а на концерте Бена Харпера на меня вдруг вываливается приятельница, которую я реже встречаю в Москве, чем в Европе.
Присоединяйтесь и вы!

8 июля. Что может быть лучше хорошего концерта?

Сегодня - важный день для участников конкурса Jazz On The Road: подведены итоги очередного года, и в Miles Davis Hall дают концерт финалисты. Выиграть такой конкурс очень престижно - победители теперь будут нарасхват в лучших джазовых залах мира. Ликующие победители дают маленький гала-концерт: замечательный пианист Бека Гочиашвили, удивительно тонкий и техничный гитарист Роланд Балог (Roland Balog) и клавишник-универсал Исфар Сарабски (Isfar Sarabski) - уже по именам вы можете оценить широту географических рамок конкурса - а что уж говорить о стилистических!..
А следом за первым конкурсом стартует второй - соревнование пианистов. Кстати, посещение всех конкурсов в Монтре - бесплатное для публики.

Мартина Топли-Берд (Martina Topley-Bird) безмятежна, как маленькое белое облачко. В последнее время певицу интересуют всего два вопроса - материнство и хорошее студийное оборудование. На эти темы она готова распространяться бесконечно, остальные же производят эффект "зависания": певица смотрит на тебя огромными лучистыми глазами и просто молчит ("Мартина, а почему Ваши сольные работы не могут быть записаны в составе Massive Attack?" - "Эммммм..."). К тому же, нас поджимает время и разговор приходится быстро свернуть, поскольку Мартине пора на сцену, где она исполняет микс из двух альбомов с обязательными реверансами в адрес коллег: "Overcome", ремикс от Трики (Tricky), а также, неожиданно, тему Хермана Хапфельда (Herman Hupfeld) - "As Time Goes By".
Сольное творчество Мартины давно не вызывает ни у кого вопросов: после расставания с Трики певица записала уже два неплохих альбома, причем на первом ее гостями стали Дэвид Холмс (David Holmes) и все тот же Трики. А второй полностью спродюсировал Danger Mouse. Интересно наблюдать, как нежный голос Мартины претерпевает изменения: раньше она исполняла многие вещи ровно, чуть ли не на одной ноте, а сейчас я ловлю себя на том, что заслушиваюсь модуляциями в "Baby Blue" и "Poison", голос приобрел теплые "грудные" оттенки. Музыка также меняется на глазах,- на протяжении концерта певица совершает увлекательную прогулку от ска до психоделии - чувствуется, что Мартина серьезно занялась самообразованием.

Спустя полчаса Мартине предстоит выйти на сцену с группой, которая сделала ее голос узнаваемым. Начинается сет Massive Attack - сначала под перезвон колокольчиков вступает тихий голос, и сразу же идет жесткий темп - это "United Snakes". Концерты MA известны тем, что слушателю требуется какое-то время, чтобы адаптироваться и "поплыть", поэтому пока мы просто отмечаем, как умело группа нагнетает саспенс: вот явным образом сгущается, плотнеет звук, вот пошло тревожное эхо в "Babel", а вот в клубах дыма появляется, как привидение, старичок-лесовичок Хорас Энди (Horace Andy) и так задушевно-фолково затягивает "Girl I Love You", что даже не знаешь, как к этому всему относиться, - и тут на заднем плане начинают вспыхивать знаменитые гигантские цифры, обозначающие число вымирающих видов животных и гектары погубленных лесов, и партия синтезатора начинает поддерживать не вокал, а бас, и тьма сгущается над залом.

Далее появляется Мартина, и сплитом идут психоделическая "Psyche" и тревожная "Future Proof" Роберт Дель Найя (Robert Del Naja) исполняет в первой вещи бэк, а во второй - лидирующую партию, Мартина же при этом стенает на верхних частотах, размывая ритмические и мелодические очертания знакомой до боли вещи. Но самое занятное - что на старой доброй "Teadrop" вступление вообще не похоже ни на что, оно носит характер acid-jazz, у него вдруг появилась четкая "кольцевая" структура, и нежнейший голос Мартины повисает в финале одиноким криком...
Но следом звучит "Mezzanine" - и далее, по нарастающей, звук уплотняется, совсем танцевальными звучат "Angel", "Safe From Harm" и "Inertia Creeps", - последнюю, очень красиво интонируя, исполняет Дебора Миллер (Deborah Miller). Публика уже стоит на ушах, в Монтрё в этот день случился первый серьезный рейв. Прямо передо мной танцует потрясающе красивая пара геев, и когда основная часть сета закончена, один из них от полноты чувств садится на пол и обхватывает голову руками...

Разумеется, публике дают возможность дойти до точки кипения. "Мы столько пережили. чтобы добраться сюда... Спасибо вам за теплую встречу!" - Роберт говорит взволнованным прерывистым голосом. Бисы у MA не менее мощны, нежели основная часть концерта: "Splitting The Atom", "Unfinished Sympathy", " Atlas Air" - и под конец, словно ставя большой восклицательный знак, вся группа и все вокалисты выходят на сцену, чтобы исполнить "Karmacoma" в очередной необычной аранжировке: на этот раз знакомая всем с 95-го года дабовая композиция стала контрастной, в верхнем регистре у нее - клавишные, имитирующие флейты, а по низу стелется гулкий бит.
Это - действительно великолепный концерт, и ближайший визит группы в Москву обещает стать новым открытием.

Ну, а что же творится на остальных сценах? В Miles Davis Hall доигрывает второй бис Пако Де Лусия (Paco De Lucia), а в Sudio 41 устроили dj-сет Midnight Juggernauts, и вот здесь-то можно просто попрыгать, с удовольствием распевая "Into the Galaxy" и "Road To Recovery". Для ночи такое времяпровождение подходит как нельзя лучше.


9 июля. Нет, сынок. Мама - это я!

Каждый год фестиваль демонстрирует миру широту взглядов - и как нельзя лучше для этого подходят дни франкофонной культуры и так называемые "этно-дни". Традиционно один день на фестивале отдается экзотике, когда в Auditorium Stravinsky устраивают тематический вечер одной страны - и чаще всего это Бразилия либо Африка. В этот раз здесь организован большой трибьют знаменитой африканской певице и правозащитнице Мириам Макеба (Miriam Makeba), которую все африканцы называют Mama Afrika. "Рулит" вечером одетый в национальные африканские одежды Клод Ноббс, а также частая гостья Монтрё - Анжелик Киджо (Angelique Kidjo), классическая звезда world music. Лысая высокая красавица с очень богатым тембром и великолепными организаторскими способностями, Анжелик подписала на участие в тусовке пару деревень - и сейчас на сцене царит буство красок и голосов. Штук десять перкуссий, клавишные, джембе, нгони, пара гитар и несчетное число великолепных характерных тембров... Все это похоже на сумасшедшую ярмарку: разноцветное безумие, диалог перкуссий, смех и шутки, чем-то напоминающие наши частушки, только в диковинном размере. А также, разумеется, известные на весь мир мелодии - "Malaika", "The Click Song" и другие.

"Именитыми гостями" в этот раз работают знаменитый этно-фанкер Бааба Маал (Baaba Maal) и начавший бронзоветь Юссу'н'Дур (Youssou N'Dour) - тот, появившись на сцене, приводит с собой еще одну толпу музыкантов и тележку перкуссий, в итоге на всех даже не хватает микрофонов во время исполнения знаменитой "Pata Pata".
В программе вечера - традиционные африканские мелодии и джазовые элементы - путешествия по пентатонике, импровизации, дуэты. Вечер обещает быть насыщенным, но сегодня у нас - другие приоритеты.

Скажите мне, где логика? Почему Регина Спектор (Regina Spektor) выступает в большом зале, а вот поклонники Тори Эймос (Tori Amos) вынуждены наступать друг другу на пятки в малом? Так или иначе, этот неприлично камерный зал, кажется, все же сумел вместить в себя всех желающих - но Тори запаздывает, а на сцене тем временем мается юноша Стив Мейсон (Steve Mason), которого спустя полчаса нытья в бесконечной тональности "фа диез" хочется пристрелить из гуманных соображений. Мейсон тянет время - кажется, ему уж и самому не в радость этот разогрев. К тому же, у него ломается джек, и бедняга вынужден устраивать импровизированный конферанс: "Ну ладно, раз ничего не работает - давайте устроим политическую дискуссию!".

Спустя полчаса после официального начала (неслыханно и очень невежливо!) Тори в разметавшихся одеждах вылетает на сцену и извиняется: "Прошу прощения за опоздание, но я сидела в гримерке Куинси Джонса. Куинси - мой крестный папа, именно он впервые привез меня в Монтре 19 лет назад". После чего, слегка путаясь в словах, начинает сет с "Original Sinsuality" - но быстро выравнивается, и дальше программа идет как по маслу.
Напомним для тех, кто не следит за погодой, что в этом году Тори катает по всему миру программу "Solo Piano" - предназначена она для вдумчивого прослушивания, поэтому очень выигрывают сидячие залы. Танцевать под этот сеанс душевного стриптиза не придет в голову никому. Вообще говоря, ассоциация со стриптизом неслучайна: исполняя "Concertina", Тори устраивается в привычной "распятой" позе между органом и фортепиано и улыбается такой сексуальной улыбкой, что мгновенно рождает в наших головах воспоминания об эротических фильмах Тинто Брасса. А когда следом начинает звучать "Leather" - аналогия приобретает полноту и завершение.

Если вы еще не разжились многотомником "Piano Album", обязательно сделайте это - не только потому, что в нем многие любимые вещи аранжированы совершенно необычно, но и потому, что этот альбом, по сути, обнажает академическую и госпел-основу творчества Тори. Во время концерта ловишь себя на отрывочных мыслях: ага, в "Rattlesnakes" и "Dragon" она поглощена изложением бесхитростной житейской истории с явным библейским сюжетом, в то время как в "Mrs. Jesus " она акцентирует внимание на битловских цитатах. Такими - резко акцентированными - предстают "Girl" и "Another Girl's Paradise", в "Icicle" Тори использует резкие перепады голоса - от нежного высокого вокала до утробного низкого рычания разъяренной ведьмы. А в "Hey Jupiter" Тори очень помогает ее "yamaha", которая позволяет исполнить партии верхнего регистра в режиме электроскрипок. На бис счастливая и разомлевшая Тори с улыбкой сытой кошки исполняет "Pretty Good Year" и "Tear In Your Hand", а мы чувствуем себя переполненными эмоциями и счастливыми.

Звуки благодарят своего постоянного партнера - компанию SWISS. Именно здесь наша редакция каждый год находит авиабилеты на все фестивали по специальным ценам. Специальное предложение на лето от компании SWISS находится здесь. Продажа билетов происходит по 15.08.10, путешествие - по 30.09.10.

11.07.2010, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации: