Ozzy OSBOURNE  Дедушка старый, ему все равно

В любом музыкальном стиле есть своя священная корова, которой за былые заслуги прощается все и вся. Но новый альбом Оззи Осборна вселил в сердца поклонников музыканта долгожданную надежду...

Давайте представим, что у вас есть любимый старенький дедушка. Дедушке уже много-много лет, он сделал в своей жизни все, что только можно и все, что нельзя, он сделал тоже. За плечами у дедушки – жизнь полная приключений, опасностей и подвигов, за которые вы ему честно прощаете то состояние маразма, в которое он впал лет эдак дцать тому назад. В общем, заслуженный старикан.

Простить старичку приходится многое: то он воду в ванной не закроет и соседей зальет, то в суд подаст на Мариванну из пятой квартиры, за то, что она напустила к нему отравляющих газов. Но старичок, повторяю, заслуженный и боевитый, так что прежние подвиги существенно перевешивают нынешнюю старческую шизу. И любое просветление старичка – надо же, сам себе пожарил яичницу! – воспринимается, естественно, как событие из ряда вон выходящее, вполне сопоставимое с прежними старичковыми подвигами, когда он один, да на белом коне, да с шашкой наголо... Ну, в общем, вы меня поняли.

Такой старичок есть не только в каждом доме – в любом музыкальном стиле есть своя священная корова, которой за былые заслуги прощается все и вся. Так что новый альбом старого недоброго Оззи Осборна (Ozzy Osbourne) под названием "Scream" вполне можно приравнять к яичнице, собственноручно пожаренной маразматичным дедушкой: надо же, это еще и съедобно, хотя никто такого даже не предполагал!

Начиная с появления на телеэкранах шоу The Osbournes, старина Оззи покатился под гору со скоростью камня, отпущенного Сизифом. Как-то позабыли про прежние, весьма достойные альбомы: у всех в глазах стоял склочный персонаж со скрипучим тембром и трясущимися руками, по-утиному семенящий по кухне. Что поделать, популярность требовала жертв – но жертвы оказались несоизмеримы с качеством оной популярности.

Что только Оззи не делал! И альбом каверов "Under Cover" записал, и даже снялся в рекламе игры World Of Warcraft. Но слава бывшего Принца Тьмы почему-то упорно отказывалась к нему возвращаться. Оззи еще припоминали некоторые недавние заслуги, вроде весьма сильной пластинки "Ozzmosis", на которой возник бывший товарищ по Black Sabbath Гизер Батлер (Geezer Butler). Вот, мол, собрать бы Sabbath, и вот тогда...

Но собираться Sabbath упорно не желали. Батлеру и Айомми (Tony Iommi) было куда комфортнее в проекте Heaven & Hell – те же Black Sabbath постоззиевского периода с Ронни Джеймсом Дио (Ronny Jams Dio) на вокале. Дио сохранил голос куда лучше Оззи (да, пожалуй, получше всех стариков рока), да и сочинительского таланта не растерял, так что все попытки Оззи реанимировать свою старую группу воспринимались как очередное чудачество, если не сказать похуже. Он даже пустился в судебные тяжбы с бывшими товарищами, но ни к чему хорошему это не привело – Айомми даже комментировать поступки Осборна отказался.

Старый верный оруженосец Закк Уайлд (Zakk Wylde) тоже начал подводить своего господина. Песни, сочиненные им для альбома "Black Rain" меньше всего напоминали былое творчество Оззи. Они скорее подходили собственной группе Закка – Black Label Society. К последней у Оззи тоже была масса претензий, главная из которых состояла в том, что, играючи на разогреве перед концертом самого маэстро, Black Label Society ухитрялись выдавать рокешник покруче мэтра, да и сеты у них по продолжительности чуть ли не превышали выступление самого Оззи – больше полутора часов старичок петь уже не мог.

Тучи над Закком сгустились – Оззи бросился искать нового гитариста. Призрак покойного Рэнди Роудса (Randy Rhoads) по-прежнему маячил за спиной Осборна, и поиски привели к молодом и перспективному Костасу Карамитрудису (Kostas Karamitroudis) по прозвищу Гас Джи (Gus G). Гас, в отличие от Закка Уайлда, на лавры главного сочинителя не претендовал, а делал все то, что ему говорили Оззи и продюсер Кевин Черко (Kevin Churko). Отставленный Уайлд же заперся в домашней студии сочинять новый материал для Black Label Society, предварительно сообщив, что зла на Оззи не держит.

Работа закипела. К записи подключился еще один представитель перспективного молодняка – сын знаменитого Рика Уэйкмана (Rick Wakeman) Адам (Adam Wakeman). Молодого клавишника допустили к процессу сочинения песен и вскоре, в декабре 2009 года, Оззи анонсировал выход нового альбома под скромным, неброским названием "Soul Sucka". Российские поклонники Осборна оживились.

Тем временем, дабы продемонстрировать, что отсыревший порох просушен и может бабахнуть как следует, Оззи успел посотудничать со Слэшем (Slash), спев на сольном альбоме знаменитого гитариста песенку "Crucify The Dead", и выступив на конгрессе BlizzCon, организованной фирмой Blizzard, разработчиком игры World Of Warcraft (не зря же старик снимался в рекламе!). Концерт с участием нового гитариста посмотрели в режиме он-лайн почти два миллиона подписчиков, одобрительно высказались по поводу нового шестиструнного самурая, и Оззи несколько успокоился.

И вот – новый альбом обрушился на прилавки музыкальных магазинов. Правда, от провокационного названия в последний момент было решено отказаться и пластинку нарекли просто "Scream". И каково же было удивления всех любителей хард-рока, когда вместо ожидаемого объекта для жесткой иронии по поводу прогрессирующего маразма Осборна перед нами оказался вполне достойный рок-н-ролльный диск.

Осборн, Черко и младший Уэйкман сделали невозможное. Да, никакой интонатор уже не вытянет пение Оззи на уровень хотя бы "Sabotage". Но это и не требуется. Новые песни писались специально под сегодняшнего Оззи, под его нынешнюю кондицию, одновременно расставляя все точки над i. Уже с первой же композиции, "Let It Die", где хрипло-металлический тембр Оззи не пропевает, а просто проговаривает текст, становится ясно, с кого тридцать лет назад старина Лемми (Lemmy) копировал свой фирменный хрип. А электронные пассажи Уэйкмана добавляют аранжировкам столь необходимую современность звучания, о которой частенько забывал отставленный Уайлд.

Гнусавя в "Let Me Hear You Scream", Оззи забивает последний гвоздь в гробы завистников – он еще всем покажет, он еще может сочинять запоминающиеся мелодии и писать тексты, которые мгновенно запоминаются и которые хочется орать на концертах. А пауэр-баллада "Life You Want" вполне может войти в число лучших композиций музыканта.

Есть на пластинке и излюбленные Оззи "обманки" - начинающаяся с ориент-перебора "Diggin’ Me Down" вдруг обрушивает на слушателя мощный гитарный водопад, в котором Гас даже превосходит своего предшественника по тяжести звучания.

Во второй половине альбом несколько "проседает", но еще одна баллада – "Time" – приходит на помощь. Интересно, сколько затянутых в кожу поклонников Оззи признаются в любви под эту мелодию?

Одним словом, Оззи удивил. Мы ждали от него невнятного сумбура, а получили крепкий хард-рок, который хочется слушать не один раз. А еще интересней – посмотреть, как эти песни будут звучать вживую. Ну и, конечно же, уход из жизни Ронни Джеймса Дио породил новые слухи о возможном воссоединении Sabbath. И вот сейчас, когда Оззи снова вошел в приемлемую творческую форму, подобный альянс был бы как никогда кстати. Впрочем, время покажет. Не стоит забывать о том, что периоды просветления у героических старичков бывают весьма и весьма кратковременны.

Может, стоит ловить момент?

08.07.2010, Павел СУРКОВ (ЗВУКИ РУ)

Ozzy OSBOURNE - свежие публикации:

Ozzy OSBOURNE

Дата рождения:

3 декабря 1948