РЖБ  Хип-хоп для прогулок по Неве

Хабаровский битмейкер РЖБ о русском авангарде, месседже в современном рэпе и о том, как из-за него однажды упал сайт drugoyhiphop.ru.

Хабаровский битмейкер РЖБ внезапно оказался в Петербурге и дважды выступил c небольшим сетом – сначала на фестивале "Стереолето", а потом в клубе "Грибоедов". РЖБ, к которому можно обращаться по имени (Роман), в силу своей географической удаленности от столичной прессы и тусовки, личность загадочная и, в некотором смысле, культовая. Он записал несколько синглов и EP (в одиночку и при участии коллег по цеху). После прошлогоднего альбома "Сны" на Романа, кажется, обратила внимание пресса. РЖБ занимается тем, что собирает из чужих слов и звуков (иногда – с добавлением собственных проигрышей) романтичные/дерзкие композиции, которые проходят под условным обозначением "инструментальный хип-хоп". Каждый релиз интернет-слушатели ожидают с диким нетерпением. В его записях много интересного для себя найдут любители джаза и киномузыки.
Характерно, что изначально РЖБ вообще не хотел давать интервью. Потому что все, чего он добился, было достигнуто одной лишь музыкой. Чистый эксперимент. Не хотел он разговаривать о самом себе.

Звуки.Ru: Роман, у тебя столько релизов, что сложно разобраться в их хронологии и классификации…
РЖБ: Так же интересней!
Звуки.Ru: Скажем, последний "Вам" - это что?
РЖБ: EP, посвященный футуристам. До этого еще был сингл "Дайте мне". Вообще, намечалась трилогия – футуристы, обэриуты и современный авангард. Сейчас я сомневаюсь насчет современного искусства. А вторая часть будет точно, большая часть - по Хармсу. Его прозе. К стихам я как-то так поскольку постольку отношусь. А тут будут, в основном, его "Случаи". В моей интерпретации. Вырезки из аудиокниг с разного рода прочтениями. Плюс биты.

Звуки.Ru: А что не так с современным авангардом?
РЖБ: Не сформировался конкретный взгляд. Может, потом что-то и выйдет... Я ведь думал, что закончу уже зимой. Очевидно, попозже.

Звуки.Ru: У тебя ведь все треки – это музыкальные коллажи?
РЖБ Верно.
Звуки.Ru: Сколько ты делаешь один трек?
РЖБ: Вот слушаешь разную музыку. Слышишь интересный кусок. Тут же в голове придумываешь, чего ему не хватает, на твой взгляд. Добавляешь. Иногда развиваешь. Длится это недолго. Не люблю зализывать треки. Хотя какой-то мастеринг производится. Не шибко, впрочем. Зачем менять звучание, если на старых пластинках всегда звук интереснее? На современных – все пластмассовое, пресное, по большей части...

Звуки.Ru: Ты, помимо "Стереолета", играл вчера в "Грибоедове".
РЖБ: Да, там был мой лив-сет, потом выступление в составе группы Урбанхлеб (наш проект с Бывшим Слимом) и диджейский сет. Ставил турецкий фанк, саундтреки из фильмов в жанре "еxploitation" и тому подобное. То, что в основном я и слушаю сейчас. Музыку не популярных лейблов, а малоизвестных. Вообще, мне больше всего нравится Sun Ra. Хотя сейчас я перенасыщен я джазом.

Звуки.Ru: Ты как-то "чистишь" права на сэмплы?
РЖБ: Зачем? Вот Quasimoto (один из псевдонимом Мэдлиба – прим. Звуков) выстроил многие треки на репликах и сэмплах Мелвина Ван Пиблза (Melvin Van Peebles). А тот решил решил с ним судиться... По сути, Мэдлиб людям открыл исполнителя! Энди Уорхол (Andy Warhol) брал фото из газет и журналов, делал трафарет и разрисовывал разными красками. Я не считаю, что это плохо.

Звуки.Ru: Ты думаешь писать песни?
РЖБ: Мне все интересно. Я купил в Питере барабанные щетки, хочу собрать нормальную перкуссионную установку с сэмплером – пока у меня все разрозненно лежит. И живой контрабас хотел приобрести – но он очень дорогой, долларов 800 стоит, даже б/у. Хотя есть даже человек, который может играть на нем. Электронная музыка мне не так интересна. Ну, я слушаю вонки (того же Flying Lotus’a - раз шесть). А, допустим, старье я могу слушать на репите весь день и не уставать.

Звуки.Ru: Много ли ты сыграл в рамках проекта концертов?
РЖБ: А где? Если бы не позвали на "Стереолето", не было бы и вчерашнего выступления. Во Владивостоке - один раз, в Хабаровске пару. Он тухлый в этом плане.
Звуки.Ru: Ты бы хотел переехать в мегаполис?
РЖБ: Мне мегаполисы не нравятся. Мне нравится Питер, такие более провинциальные по атмосфере города, где все течет плавно. И ты получаешь энергетику от города. Интернет, конечно, решает многие проблемы. Но, если, скажем, я жил бы в Питере, то мог бы путешествовать и обмениваться энергией. Намного эффективнее и продуктивнее работал бы, чем сейчас, когда связываешься с людьми по сети. Словом, не нравится мне жить в Хабаровске. Хотя он очень хороший. Но атмосфера и люди там не особо...

Звуки.Ru: Насколько верна история, что однажды сайт drugoyhiphop.ru упал по твоей вине?
РЖБ: Это больше преувеличенные слухи. Блогосфера виновата, в хорошем смысле. Пользователи разрекламировали релиз. И случилось так, что выложили мы его на одном только сайте. Туда все ломанулись. И он упал.

Звуки.Ru: Это вообще домашняя музыка? Хотя есть и у тебя качовые вещи…
РЖБ: Даже не домашняя. А фоновая. В Питере вообще идеально слушается. Включил – и пошел по Фонтанке на Невский.

Звуки.Ru: А ты режешь сэмплы с каких носителей?
РЖБ: В основном с винила, иногда с CD, иногда - FLAC. MP3 реже – качество все же не то. Но, если альтернативы нет, то и такие дела режу. Например, есть первые релизы Sun Ra, у которых не найдешь флаков – никто из коллекционеров не захочет поделиться. Есть же такое чувство собственничества – мол, я один из ста человек... Тут mp3 и спасает. Вытягиваю звук, как могу, но очень редко так поступаю.

Звуки.Ru: Почти все релизы у тебя короткие, кроме альбома "Сны", хотя в некоторых есть идеи на большие пластинки, вроде "японского" EP "Гора"
РЖБ: Бывает какое-нибудь настроение, которое длится пару недель - и я за это время делаю треки. Обычно я режу гораздо больше материала, чем мог бы сделать из этого треков. Как наброски – карандашиком порисовал, а потом дома дорабатываешь. Также и с музыкой – сделал 20 набросков с разных альбомов, которые нашел или скачал. А потом наступает время, когда хочется не дигить, а выстраивать композиции. И фрагменты сами складываются в картину. "Гора" в набросках есть в полной версии. У меня просто пропали настроения, ностальгия по Японии (был там, когда ходил на кораблях – я по специальности судомеханик). Когда, кстати, готовил программу для Питера, решил, что, раз народу понравилось, исполнить несколько треков новых оттуда, которых на EP не было. Думаю, может, к осени и альбом доделаю.

Звуки.Ru: У тебя довольно много битов, записанных для рэперов. Как происходит отрудничество?
РЖБ: В основном, предлагают сотрудничать. Я русский рэп не люблю как явление. Мало ребят, у которых есть месседж интересный. Крипл вот, например, хорошо рифмует, но месседж у него – банальный репрезент. А зачем слушать мисктейп из сплошных репрезентов? У MF DOOM’а нет смысла в треках, а в релизах - есть. У Бабангиды интересный месседж. Но вряд ли я с Думом буду работать, а с Бабангидой – конечно.

Звуки.Ru: Ты изначально определился с отношением к нашему рэпу?
РЖБ: Интуитивно понял сразу. С появление новых артистов осознаю, что ничего не меняется. У наших MC есть стереотипы и рамки в мышлении. Там ничего такого нет. Они читают, о чем хотят. А наши реперы хотят немногого...

Звуки.Ru: То есть ты в эту тусовку не входишь?
РЖБ: Я поддерживаю отношения с некоторыми командами, чье творчество мне нравится. У EK Playaz вот добрые песни. Тот же "Валера": "Валера – человек с большой буквы Ч, Валера – человечище". Хит моей молодости, можно сказать, хотя это, впрочем, не такой старый трек. Пьянству бойс также были самобытным явлением. Сейчас более однообразно все…

Звуки.Ru: Ты находишься на позиции аутсайдера в творчестве? Хочешь заниматься этим профессионально?
РЖБ: Если ты делаешь музыку, и тебе за это платят, но ты себе не изменяешь – это и есть творчество. Если меняешься, чтобы заработать – шоу-бизнес. Зачем делать то, что мне не привлекает. Я этого не понимаю. Я бы не смог так - морально. Пару разу я продавал биты. То есть ребята просто решили заплатить. Но это совсем необязательно – если мне самому интересно…

28.06.2010, Радиф КАШАПОВ (ЗВУКИ РУ)