Кому-то это покажется странным, но новый проект бывших участников серьезных блэк-металлических команд из Норвегии не имеет прямого отношения к металлу. Для тех же, кто "в теме", Wardruna - отнюдь не диковина и не более чем логическое продолжение линии, начатой вокалистом Gaahl и мультиинструменталистом Kvitrafn в группах Gorgoroth, Jotunspor, Sigfader и Trelldom. Поданное, правда, несколько под непривычным прицелом. Давно подмечено: творчество многих, если не большинства местных групп так или иначе пропитано духом национал-романтизма. Именно он — перекидной мостик от пещерного гитарного звучания флагманов жанра Gorgoroth к ритуальному эмбиент-фолку "Runaljod - Gap Var Ginnunga".
Автором концепции альбома, который был задуман в качестве открывающей части трилогии, выступил Kvitrafn. Как следует из названия, тема рун проходит красной линией через всю музыкальную поэму.
В "Речах Высокого" ("Havamal") Один распространяется о своем опыте постижения мудрости рун, в соответствии с нордической традицией имеющих божественное происхождение. Как известно, Один принес себя в жертву самому себе, повесившись на Мировом ясене Иггдрассиле, будучи проткнутым собственным копьем, по прошествии чего впал в своего рода транс, слившись воедино с великой бездной - Ginnungagap. Тогда на него пролился Великий Свет, и он познал тайный смысл знаков. Такова подоплека сюжета.
На "Runaljod - Gap Var Ginnunga" музыканты берутся исследовать различные аспекты восьми рун Старшего Футарка. Сразу оговоримся, что Wardruna не являются такими уж первопроходцами в деле приложения музыкальных навыков к нуждам рунической магии, скорее продолжая начатое Фрейей Асвинн (Freya Aswynn), Hagalaz’ Runedance Андреа Хауген (Andrea Haugen) и Fire+Ice Иэна Рида (Ian Reed). Однако им, несомненно, есть что добавить к сказанному их достопочтенными предшественниками. А по части аутентичности с нашими норвегами вообще мало кто сможет состязаться.
Тот же Gaahl, которого все мы знаем как "харизматика с глазами маньяка и повадками террориста" (парень, помнится, привлекался не по одной статье норвежского УК), предстает тут в неожиданном для большинства обличье — его вокальная подача имеет гораздо больше общего с какой-нибудь религиозной мантрой, нежели с разудалой метал-песней. Он использует, в том числе, технику горлового пения, частично уже апробированную в "Eg Reiste I Minnet..." с последнего альбома Trelldom "Til Minne...". Надо сразу признать: ему есть что предъявить миру. Задействуя весь свой недюжинный арсенал, состоящий из чистого пения, декламации, протяжных завываний, напряженного мычания, шипения, он дает волю шаманским инстинктам внутри себя, транслирует запредельную силу, достойную великих пращуров. Его исполнение убедительно и весомо.
Однако "Runaljod" - не форум для демонстрации пусть неординарных, но талантов одного вокалиста. Было бы неверно считать его единственной или даже главной звездой этого шоу. Здесь слышен целый хор голосов, перекличка мужских и женских характеров. Музыка местами балансирует на грани New Age, но, по счастью, эти моменты не столь многочисленны, и опасную черту музыканты Wardruna стараются не пересекать. Архаичные мотивы наигрывают на разновидности смычкового струнного народного инструмента hardingfele, а также на т.н. "скрипке викингов" - tagelharpe, различных духовых (выделанных из рогов и костей животных) и ударных ручной работы. В эти мистические звуковые пейзажи были интегрированы также звуки леса, шелест деревьев, шум воды и огня. При всей простоте, близости и узнаваемости мелодий, их созвучности фольклору всего североевропейского региона, в том числе и русскому уху, напору не противостоять. А в "Kauna" - одной из самых ярких композиций - ощущается поистине рокерский пыл, словно восставшие древние боги пришли вершить свое возмездие над нерадивыми потомками.
Дата образования:
1 января 2007
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)