Москва встретила Билли Айдола (Billy Idol) ровно так, как оно этого заслужил за годы рок-н-ролльного угара — сначала мотопрогулкой по ночному городу с последующим ужином в логовище байкеров, клубе "Сэкстон", а на следующий день и переполненными "Лужниками", скандирующими имя своего кумира.
Билли (если он, конечно, запомнил свой не самый успешный в плане кассовых сборов визит в 2006-ом году в полупустой питерский Ледовый Дворец) в этот раз должен был убедиться в преданности российских фанатов неразменному капиталу хитов, заработанному им еще четверть века назад. Впечатление от общение с легендой не смог перебить и невнятный разогрев от Radio Чача, новой формации от старых людей. И пусть материал группы Александра Иванова, лидера распавшегося "Наива", не так уж и плох (особенно приятно слуху ловкое паронимическое подражание английской речи при том, что песни-то на русском), но выпускать перед Билли Айдолом столь прямолинейных панков — значит в корне не понимать его музыки. Впрочем, подходящих нововолновых групп в России-то, похоже и нет вовсе (была такая программа у "Тараканов" когда-то, но где те времена) – а Билли стоило бы задуматься над тем, чтобы взять под патронаж кого-нибудь из числа "американских молодых", да присвоить им свои навыки, а то ведь пропадет втуне — останутся только клипы на ютюбе, да наклейки на холодильниках.
Несомненная польза от разогрева была — за время выступления Радио Чача можно было успеть десять раз расстроиться нелепой организацией пространства внутри Дворца Спорта и попытаться найти удобное место. С этим оказалось непросто: несмотря на возгласы негодования со стороны зрителей, компания Riff Entertainment продолжает экономить на насущном — как и в случае с недавним концертом The Cranberries сцена была сделана непомерно низкой (объяснение этому только одно — чем выше сцена, тем дальше от нее должно стоять ограждение и зрители, значит и билетов можно будет продать меньше), но даже это устроители концерта решили не компенсировать установкой видеоэкрана, жизненно необходимого на такой площадке. Учитывая, что перед самой сценой расположилась фан-зона (изначально такой ход не был запланирован), те зрители, что приобрели билеты в танцевальный партер оказались от Билли Айдола на расстоянии, на котором уже стоит задуматься о приобретении бинокля — желательно, армейского образца, чтобы можно было в случае чего и стукнуть тех, кто в жажде увидеть кумира, лезет по головам.
Про судьбу тех, кто разместился в сидячем VIP-секторе, даже говорить не хочется — их мы уже предупреждали год назад после концерта Dream Theater. Впрочем, до концерта мысль провести время сидя казалось в высшей степени нелепой — но когда отгремел первый блок хитов стало понятно: танцы отменяются.
И дело не в том, что "Билли не тот" (такая постановка вопроса кажется более чем странной), и не в состоянии его голосовых и прочих, в общем-то, не менее значимых для шоу, связок (с этим все хорошо, но только хорошо — не больше) — все знакомые до дрожи жесты и крики Билли выдавал как заведенный. Речь лишь о необычности и, прямо скажем, сырости той программы, которую "белокурый дьявол" привез в Москву, ставшую отправной точкой для его мирового турне. Если вспомнить тот самый питерский концерт (выдающийся во всем, кроме количества проданных билетов — но это не вина артиста), то тогда Билли не так еще уверенно стоял на ногах (во всех смыслах), давал первые концерты после длительного перерыва и задокументировал процесс реабилитации отличной, пусть и несколько старомодной пластинкой "Devil's Playground". В Питере Айдол явно чувствовал себя несколько неуютно со старыми хитами, но исполнял их максимально близко к тексту, удачно дополняя их новым материалом, парой каверов и лучшими песнями Generation X, прозвучавшими мощнее, чем когда-либо.
Второе же пришествие Айдола в Россию стало одним из самых неровных выступлений на моей концертной памяти — высочайшие его моменты можно легко сравнить с отдельными провалами, и непонятно, что еще тут перевешивает — радость узнавания или горечь от сравнений с золотыми годами. Виноват и не самый очевидный сетлист, где игнорировались целые пластинки — ладно, то, что не было ни одного номера с "Cyberpunk" еще можно понять (хотя это было бы настоящим панк-поступком — назло всему миру зарядить ряд от "Adam In Chains" к "Concrete Kingdom") — старые раны, но "Devil's Playground"-то за что пострадал? Стоящих вещей там не меньше чем на до-кризисных пластинках Айдола — чего стоят хотя бы "John Wayne", "Rat Race", "Sherri". Выбор песен Айдолом еще можно списать на его благие намерения удивить заждавшуюся публику и то, что после российского мини-тура ему предстоит нелегкий фестивальный галоп, где особо эксклюзивы не поиграешь — только проверенные хиты.
Но ладно бы то наследие, что ("Prodigal Blues" и "Kiss Me Deadly") практически никогда не звучит на концертах — это, в самом деле, все-таки приятный бонус, своего рода подарок изголодавшейся аудитории, но зачем между ними вставлять новые, еще не записанные и даже толком неотрепетированные композиции (по которым можно судить, что грядущая пластинка Билли будет не в меру сентиментальной) и полностью забытый материал Generation X, для исполнения которого Билли вытащили на сцену злополучный пюпитр с текстами? Отрицательную роль сыграла и бурлескная манера исполнения труппы — в ней было слишком много не от тех 80х, которые дали нам Билли Айдола, а от тех 80х, которые мы предпочли бы забыть. Гитарист Стив Стивенс (Steve Stevens), чье имя организаторы предусмотрительно вынесли на афишу, в своем хэйро-металлическом обличьи похожий на старушку Шер, зарядил полный набор клише: скоростную "мельницу" на гитаре, игра на закинутом за спину инструменте, дергание за струны зубами, балалечные соляки, неуместные фрагменты бондианы и "Norwegian Wood", разбросанные по знаковым вещам Айдола, колченогое фламенко... Все это настолько зримо рушило обаяние элементарных, в сущности, но эффектных песен Айдола, что Стивенса хотелось попросту сослать в состав прогметаллических божков Dream Theater, даром, что оттуда в команду Билли попал клавишник Дерек Шериньян. Зачем все это нужно Айдолу — непонятно. Его песни — это настоящий поп-хиты, точеные, выверенные, в них нет и не должно быть ничего лишнего, никаких помпезных конструкций, смотрящихся как, простите, Балчуг Кемпински посреди Москвы. В конце концов, крутые парни не слушают прог-рок.
Попытки адаптировать материал под местечковый колорит залом были приняты на ура (первой пострадала "L.A. Woman" превратившаяся в "Moscow Woman"), но остальный "пост-модернизм" от Айдола явно пролетел мимо адресатов, которым подавай "Rebel Yell" и "White Wedding" (к слову, после этих вещей, перекореженных акустическими прелюдиями, посетители стали стекатся к выходу), тем более, что одним из основных элементов такого подхода к старым песням является ирония. А она уж Билли точно противопоказана — если без нее на сцене стоял пусть и потрепанный, но все такой же крутой рок-герой прошлого, то с ней перед залом оказывался счастливо переживающий калифорнийскую старость (сделавшую его до мурашек похожем на еще одного идола тех лет — Арнольда Шварцнеггера) пластиковый Кен, распевающий про свои чувства к 16-летней девчушке, ну бррр же, в самом деле.
Тут важно на минуту остановиться: если отмести все вышеперечисленные недостатки, то Билли тот, каким мы его полюбили. Пусть не так задорно гнется верхняя губа, да и из сердцееда, он превратился в свеклоеда, что не слишком вяжется с образом хулигана, гедониста и ледибоя, но когда дело касается трансляции бешеной энергии в зал — то на остальное хотелось просто закрыть глаза. Лучшие же его вещи ничуть не устарели, даром что были записаны четверть века назад: урчащее начало "Blue Highway" до сих пор подбрасывает людей вверх, а "Flesh For Fantasy" заставляет скандировать заветные слова, не жалея голоса. Точнее Билли никто так и не выразил тонкую грань между поп-музыкой и панком.
Бывают концерты, которые проходят изумительно, но оставляют впечатление, что это последний визит группы в Россию (из сравнительно недавних – Spiritualized, iLiKETRAiNS, Mercury Rev) – тут же было понятно, что при всех шероховатостях свойственных прошедшему выступлению, Билли к нам пожалует еще не раз. Ждать стоит.
Дата рождения:
30 ноября 1955
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)