О мексиканском электронщике Murcof, в миру - Фернандо Корона (Fernando Corona), заговорили в начале "нулевых". Его вынесло на поверхность модной тогда волной "clicks & cuts" – музыкой, построенной вокруг звуков заедающего компакт-диска, электростатического треска и прочего аудиомусора, собранного в затейливую мозаику. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что Фернандо обладает талантами не только и не столько саунд-дизайнера, сколько настоящего, большого композитора. За размеренным стуком бочки и паутиной синтетического шума скрывались самые что ни на есть классические произведения. Так же охотно, как с электроникой, синьор Корона обращался со звуками струнных, фортепиано, органа и клавесина (мексиканец не столько играл сам, сколько сэмплировал). Вскоре, о его мимолетном альянсе с экспериментальным техно все забыли, и Фернандо превратился в одного из столпов жанра modern classical. Сегодня он записывает саундтреки к кинофильмам, озвучивает барочными пьесами световое шоу у фонтанов Версаля и много играет с живыми музыкантами. На московском фестивале Transmusicales Фернандо выступит дуэтом с джазовым трубачом Эриком Трюффазом (Erik Truffaz).
Звуки.Ru: - Фернандо, первый вопрос, конечно, будет о проекте с Эриком Трюффазом, с которым вы приезжаете сюда. Как возник ваш дуэт, чья это была идея изначально?
Murcof: Это была идея Эрика. Один мой знакомый устраивал концерт Трюффаза в Мексике и там он показал Эрику один из моих альбомов. Ему музыка очень понравилось, и вскоре он связался со мной и прислал запись, где он играет на трубе поверх 15 моих композиций. Мне эта затея очень понравилась, и тогда мы просто договорились о совместном концерте. Дело было во французском городе Нанте на фестивале Scopitone, еще с нами играл Талвин Синх (Talvin Singh). Тогда мы впервые встретились живьем, до этого мы только переписывались. И у нас был всего один день на репетиции!
Звуки.Ru: - Твоё имя чаще ассоциируется с классической композиторской школой. Каково это было, работать с джазовым музыкантом, тут ведь совершенно по-иному должна голова работать?
Murcof: Эрик Трюффаз не видится мне таким уж стопроцентным закоренелым джазменом в классическом смысле. Его, так же как и меня, в музыке интересует текстура, это главный элемент, который нас объединяет. Мы оба исследуем текстуры, просто он делает это при помощи своей трубы, а мой инструмент – компьютер и прочие электронные гаджеты. Кроме этого, его также интересуют мелодия и гармония, неважно что он подходит к этим вещам скорее со стороны джазовой школы. Когда мы стали записываться с Эриком, я сразу почувствовал себя "в своей тарелке". Это было очень легко, в его музыке есть хорошо понятное мне течение.
Звуки.Ru: - Трюффаз ведь далеко не единственный музыкант, который пришел в восторг от твоих записей. Пару лет назад я брал интервью у Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre), и он назвал твой альбом "Cosmos" лучшей электронной пластинкой последнего времени.
Murcof: Серьезно??! Я понятия не имел об этом! Это удивительно! Я ведь тоже большой его поклонник. Его альбомы "Oxygene" и "Equinoxe" просто прекрасны, это ведь именно они вдохновили меня на то, чтобы самому заняться электронной музыкой. Просто невероятно, как он делал всё это еще в семидесятые.
Звуки.Ru: - Что первично в твоей музыке - ритмические структуры или мелодия и гармония? С чего всё начинается?
Murcof: Ммм, иногда одно, иногда другое. На самом деле главной является та самая текстура.
Звуки.Ru: - То есть чёткого разделения на бит и гармоническую часть для тебя не существует?
Murcof: Пожалуй, нет. У меня есть много записей акустических инструментов – фортепиано, струнных. И я просто начинаю играть с этим акустическим материалом, вырезать оттуда какие-то короткие куски, изолированные фрагменты, которые красиво звучат сами по себе. Потом я пытаюсь их комбинировать и обрабатывать. Постепенно в этом беспорядочном процессе появляется какое-то направление, сюжетная линия. Чаще первой все-таки появляется гармония, но случается и так, что я начинаю трек с ритмического рисунка. По всякому бывает. Это, как правило, зависит от того, какой звук изначально попал ко мне в руки - мелодический или, скорее, перкуссионный.
Звуки.Ru: - Что ты используешь в процессе сочинения и записи - софт, железо, сэмплы, живые инструменты?
Murcof: У меня есть огромная библиотека записей – акустических инструментов, электронных инструментов, просто каких-то "field recordings". Мне интересны любые источники звука. Когда я понимаю, что какого-то конкретного звука мне не хватает, я иду в студию и записываю его - или, бывает, приглашаю домой или в студию кого-нибудь из друзей, которые могут сыграть на инструменте. На самом деле, тут все средства хороши - был бы звук интересный. А дальше работа с материалом уже идёт в компьютере, в качестве мультитрека я использую Cubase с сотней плагинов. Так что вся моя музыка – в компьютере.
Звуки.Ru: - А как организован твой "лайв", на концертах ты тоже используешь Cubase?
Murcof: Нет, для живых выступлений я делаю специальные версии, перегоняю отдельные звуки и петли из "Кубейза" в Ableton Live. Когда у меня в руках такая заготовка, играя, скажем, какую-то вещь с альбома, я могу живьем её как-то переиначивать, менять на ходу структуру или обрабатывать "живьем" какие-то отдельные звуки. Тут есть, где повеселиться.
Звуки.Ru: - Какую музыку ты слушаешь дома? Назови пятерку своих любимых пластинок на данный момент.
Murcof: Я очень много слушаю новый альбом Autechre, отличная пластинка. Еще новый диск Hope Sandoval "Through the Devil Softly", потом несколько альбомов Stars of The Lid, еще Thomas Koner… разная музыка в общем. А вот классики в этом году я как-то немного слушал.
Звуки.Ru: - Hope Sandoval и впрямь выбивается даже из этого ряда. Там ведь песни! Ты сам не думал поработать с вокалом, с песенными структурами?
Murcof: Ну, идею попробовать сделать что-нибудь в поп-структуре я совершенно не отвергаю, мне очень нравится такая музыка. Я подумываю записать альбом кавер-версий, интерпретаций классики и, может быть, даже каких-то поп-песен, но сделать это на свой лад, и пригласить разных музыкантов, в том числе и певцов. Думаю, ближе всего к этому формату я подошел, работая с проектом Public Domain. Я сделал для них два ремикса, один на Монтеверди, другой на Шуберта. И для записи "Lamento Della Ninfa" Монтеверди, мы пригласили японскую певицу Пиану (Piana), она даже специально прилетела из Японии, чтобы записаться с нами. У неё такой приятный акцент и такой красивый голос!
Звуки.Ru: -
А как поживает твой проект с пианистом Франческо Тристано (Francesco Tristano), вы по-прежнему работаете вместе?
Murcof: Да, вот как раз буквально пару дней назад мы записывались у него в домашней студии. Мы уже заложили фундамент для нашего первого совместного альбома – в конце концов, мы решили записать уже наконец диск и отправиться в нормальный тур. Так что этот проект как раз перешел на новую стадию.
Звуки.Ru: -Твоё имя иногда встречается на пластинках в качестве мастеринг-инженера. Очень удивился, узнав, что ты делал мастеринг для Port-Royal. Расскажи, как это вообще работает, они сами предложили тебе сделать для них мастеринг или инициатива шла от лейбла?
Murcof: Да, с Port-Royal мы знакомы (ну пару раз виделись, если быть точнее), и они сами связались со мной по этому поводу, но честно говоря, я даже не знаю, почему им пришла на ум идея предложить эту работу мне. По правда говоря, даже не помню подробностей, это было так давно!
Звуки.Ru: - Ну что ж удачи, ждем вашего с Эриком выступления на Transmusicales!
1946 – В Чикаго родилась Патти Смит (полное имя - Patricia Lee Smith), американская певица и поэтесса. Патти Смит принято называть "крёстной мамой панк-рока", отчасти благодаря её дебютному альбому "Horses", который сыграл существенную роль в образовании этого жанра »»
1947 – Родился Джефф Линн -британский певец, мультиинструменталист, автор песен, аранжировщик, продюсер. Лауреат Grammy, известный миру в качестве лидер-вокалиста группы Electric Light Orchestra и участника группы The Traveling Wilburys »»
1969 – В Манчестере родился Джей Кей (полное имя - Jason Kay), вокалист британской группы Jamiroquai. Один из наиболее ярких представителей британского джаз-фанка и acid jazz 90-х, любитель спорткаров и популяризатор марихуаны »»
Bo DIDDLEY (1928)
Jack MONTROSE (1928)
Del SHANNON (1934)
Mike AULDRIDGE (1938)
Felix PAPPALARDI (1939)
Robert QUINE (1942)
Patti SMITH (1946)
Jeff LYNNE (1947)
Chris JASPER (1951)
Олег КОВРИГА (1958)