Первые ощущения от камбэка Мегаполиса - легкая неожиданность вкупе с понятной осторожностью. Все-таки четырнадцать лет прошло. И хотя Олег Нестеров все это время неизменно находился в центре музыкальных процессов,- как в качестве продюсера, так и в роли "играющего тренера", подобных перерывов в работе, в мировой музыкальной практике известно не так уж и много. Впрочем, у "настоящего московского ансамбля" всегда был свой путь. Да и о распаде группа официально не заявляла, балуя своих поклонников эпизодическими клубными эксклюзивами.
Презентационный концерт в "Шестнадцати тоннах" стал, возможно, первым за эти годы выступлением на широкой публике. Нестерову и команде концерт был явно важен для того чтобы показать новый "Мегаполис" и взглянуть в глаза аудитории, оценивая, насколько она изменилась. Изменилась, прямо скажем, не сильно. "Мегаполис" как был, так и остался командой для небольшой, но весьма приятной группы просвещенных лиц, которых в любом городе-миллионнике наберется на небольшой стильный клуб. Кроме Нестерова и Габолаева, на сцене работают молодой гитарист Дмитрий Павлов и барабанщик Леонид Хайкин. Павлов молод, но идеально вписывается в контекст "Мегаполиса", выпиливая самые сложные соло - привычные для себя с нового альбома, и даже чуть усложненные - в старых песнях. Михаил Габолаев и Леонид Хайкин - одна из самых успешных приобретений ритм-секций за всю историю "Мегаполиса".
"Вы настоящие молодцы, вы прослушали альбом полностью", - сообщает Нестеров, после того, как "Супертанго" было сыграно от первой до последней песни и врубил по-старому: "Цыганочка", "Все не кончится старость". "Карл-Маркс Штадт", "Волга", подробные симпатичнейшие монологии-байки Нестерова, все это остается стабильным и главное уместным. Как и чувство меры и вкуса, в которых "Мегаполису"всегда отказать было сложно. Сейчас у группы уже есть немало предложений для участия в опен-эйрах и пикниках, и как воспримет коллектив новая публика, не очень понятно. Но то, что "Мегаполис" вернулся, чтобы жить - штука несомненно радостная. С места в карьер - рискну предположить, что новый альбом "Супертанго"- лучшая работа "настоящего московского ансамбля" за всю его историю. Хотя бы потому, что музыкальный язык (здесь я говорю и о песенной поэтике), хотя и остался неизменен в своем прелестной столичной породистости, но и претерпел умеренные изменения с некоторой оглядкой на время.
Первая же, открывающая альбом тема "Супертанго" все сразу же ставит на свои места, выдвигая четкую заявку на победу. Почти шестиминутная пьеса - звучит мягким извинением за долгое отсутствие, посылая привет из нового века. Лирический герой Нестерова неизменен, музыка - спокойный гитарный рок, с отменными соло-проходами в духе 60-х, этакий нео-серф. К серфу "Мегаполис" обратился лет пятнадцать назад, став со своей "Цыганочкой" из фильма "Начало", одной из первых российских групп "новой волны", обратившейся к жанру, на волне интереса, поднятой известным тарантиновским саундтреком. За это время нежные чувства не иссякли. Кстати, о чувствах - эпитет "чувственный" в отношении всего альбома "Суперганго" будет, пожалуй, вполне уместен. Настоящее, пронзительное, не выставленное напоказ и не втоптанное в бравурную модно ориентированную показуху - неизменные отличительные черты "Мегаполиса". И меняться ему уже поздно.
Песни Нестерова - размышления печального романтика. Сентиментального, но при этом отнюдь не ворчливо-брюзжащего москвича. Старый мегаполис, в котором обитает "Мегаполис", уходит. На его место приходит новый. Лирический герой "Танго" смотрит на перемены без энтузиазма, но и не зло. Ему уютнее в переулках старого центра, но он свой и в любом месте запруженного центра и Садового. Он не борец, но созерцатель. Не можешь изменить? Наблюдай. Некий московский дзэн? Не исключено.
"Dark Waltz" - ночная история, почему-то вынесенная в начало, что возможно должно настроить слушателя на правильную волну: шутить про ландыши и заигрывать с москвичками автор больше не будет. Брайан Ферри (Brian Ferry) сейчас ему куда ближе Роберта Смита (Robert Smith). Очень интересные гитарные фразы, показывающие что ни Нестеров, ни его неизменный подельник и басист - Михаил Габолаев если что-то и делают, то сил и времени не щадят. Драматическому фону, создаваемому в финале плачущей гитарной перекличкой, позавидуют западные мастера жанра. "Мария Египетская" - почти романс, чуть ли не в бардовском духе, "спасенный" блестящим девичьим вокализом и гитарным проходом, воскрешающими в памяти картины московского утра из фильмов 60-х годов прошлого века. Не верите - посмотрите не слишком известный фильм "Любовь". Интересная временная коллизия: рассуждавший в том фильме о любви молодой священник Александр Мень и ныне обращающийся к библейской истории о покровительнице падших женщин лидер "Мегаполиса" - как две стороны одной медали.
"Одиночка" - одна из сложнейших пьес альбома, невольно вызывающая в памяти творения сразу двух весьма полярных грандов - Led Zeppelin и Тома Уэйтса (Tom Waits). Если по музыке здесь можно нафантазировать в качестве исходника риффы от LZ, то по тексту - всплывают вполне уэйтсовская история, с характерным открытым финалом. "Посвящение Денису Сылку"- очень органичный и четкий серф-номер, оснащенный сочнейшим гитарным соло - привет The Ventures. Короткий текстовой пассаж песни настраивает на серьезные размышления, но развитие темы, как это частенько случается у "Мегаполиса", приходится додумывать самому. Впрочем, можно и не думать ни о чем, а просто расслабиться и внимать тому как нежно плачет гитара. "Ангел" - самая светлая песня альбома, где теологические изыскания героя настолько прозрачны и невесомы, что даже вариант не самого веселого исхода, звучит очень легко: "Откроет ангел книгу происшествий и познакомится со мной". "Январь" - настоящая уютная московская песня "в теплых носках". Если бы "Мегаполис" решил сделаться по-настоящему эстетски-бархатным, что, возможно принесло бы ему успех у аккуратной молодежи, то все песни были бы именно в "январском" ключе. "Один Одна", воспоминательно-грустное повествование, которое можно рассматривать как ранее неопубликованного коллекционного бисайда, просящегося как минимум на коллекционный винил. Ну, или уж точно как легкий флэш-бэк к "Грозе в деревне" с отдельными ее непростыми, лирическими историями. "Раны на стекле" - одна из самых важных песен "Мегаполиса", в очередной раз четкой, но вежливо, сообщающая для кого, собственно, поет там самая гитара. "Раны на стекле" - это легкий Гришковец времен "Как я съел собаку", осторожно, но при этом уверенно беседующий со зрителем, понимая, что свой найдет, чужой уйдет, но, возможно уйдет оглядываясь. "Тихий гимн" - очень милый гитарный акустический гитарный номер, этакий десерт после изысканного обеда, поданного на лужайке перед старым дворянским особняком на фоне уходящего солнца. Прекрасно и необычно.
Необычно это потому, что Нестеров и Габолаев все-таки сделали этот альбом, а иные обещают и не делают. А выполнять все, что намечено, в такой эфемерной субстанции как творчество не слишком принято. Делать это качественно и так, чтобы не удостоиться лишь снисходительной критики с оглядкой на опыт, получается и того реже. "Супертанго" привычно сделано без оглядки ни на творческо-коммерческие приоритеты как издателей, так и политиков от ТВ и - радио форматов и демонстрирует, что "Мегаполис" - все так же сами себе хозяева и неизменно делают только то, что хотят и по-другому уже не будет. Впрочем, немного жаль только, что при легионе последователей многих из их коллег по музыкальной сцене 80-х-90-х, у Нестерова и Ко, даже на уровне даже нерадивых учеников, смена так и не подросла.
Дата образования:
27 мая 1987
1941 – В Мадриде родился Пласидо Доминго - всемирно известный оперный певец, вместе с Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом входит в уникальный проект "Три Тенора" »»
1987 – Би Би Кинг пожертвовал свою коллекцию из 7 000 аудиозаписей Университету Миссиссипи »»
1991 – Песня Led Zeppelin "Stairway To Heaven" транслировалась в эфире KLSK FM на протяжении суток в знак смены формата вещания станции. Полиция получила множество звонков: один из слушателей решил, что у диджея случился сердечный приступ, а другой - что радиостанцию захватили боевики Саддама Хуссейна »»
2012 – В Бристоле родился Роберт "3D" Дель Наджа, английский музыкант, певец и граффитист. Первоначально стал известен благодаря своим граффити и как член бристольской группы The Wild Bunch. Приобрел мировую славу как один из основателей группы Massive Attack »»
Richie HAVENS (1941)
Placido DOMINGO (1941)
Mac DAVIS (1942)
Edwin STARR (1942)
Kristian SCHULTZE (1945)
Billy OCEAN (1950)
Дмитрий ВАРШАВСКИЙ (1964)
Дмитрий "Snake" ХАКИМОВ (1971)