Всем, включая саму Шарлотту Генсбур (Charlotte Gainsbourg), прекрасно известно: и интерес, и внимание, и даже симпатии публики ей перешли по наследству. Разумеется, то же самое можно сказать и по поводу ее артистических талантов – в самом деле, в Каннах абы кого не награждают. Но если успехи Шарлотты в кино - съемки у фон Триера, Иньярриту и Гондри – в целом бесспорны, то ее связи в музыкальной индустрии – это все же наследие Сержа Генсбура (Serge Gainsbourg).
С другой стороны, что в этом плохого? Я, например, очень люблю Генсбура (и за несколько дней до концерта встал с утра пораньше, чтобы одним из первых в Северной Америке увидеть посвященный ему байопик, в российский прокат выходящий летом под названием “Жизнь хулигана”). Неравнодушен я и к маме Шарлотты Джейн Биркин (Jane Birkin), причем не без последствий: однажды в Париже я умудрился наткнуться на генсбурову вдову трижды за один вечер. Говорить же о том, как дороги мне Air, Бек (Beck) или Джарвис Кокер (Jarvis Cocker), пишущие Шарлотте песни, лучше даже не начинать – уж очень долгим получится рассказ.
Судя по всему, в Монреале – по количеству франкофонов уступающем, если что, только тому же Парижу - я такой далеко не один. Все билеты на единственный концерт Шарлотты Генсбур в местной “Олимпии”, изначально запланированный на конец января, были распроданы еще в прошлом году. Потом вся ее североамериканская гастроль перенеслась на весну, потом к первому шоу добавили второе – но аншлагами в результате увенчались оба, тем более что выпали они на пятницу и субботу.
В качестве opening act был заявлен американский певец и песнописец AM, выступлением которого я бессовестно пренебрег во второй раз за месяц (перед Air играл тоже он), появившись в зале на гремевшей из динамиков “Machine Gun” Portishead – записав прошлогодний альбом “IRM” под впечатлением от многочисленных сканирований собственного мозга, Шарлотта явно не собиралась жалеть и чужие. Эта моя догадка подтвердилась уже через пару мгновений, когда артистка вышла на сцену и без промедлений запела титульный трек (“IRM” в переводе с французского – не что иное как томография), безбожно при этом фальшивя.
О том, что это первое в ее жизни концертное турне, знают более или менее все, да и сама Шарлотта об этом сообщила довольно скоро. Немудрено, стало быть, что ее пение, в студии шлифующееся при участии самых чутких ушей планеты, живьем оставляет желать лучшего – если пластинки “5:55” и “IRM” можно слушать, не отвлекаясь на подробности, то на концерте Генсбур вспоминались не Air с Беком, а скорее уж еще одна многими любимая певица Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson). Не то чтобы Шарлотта активно использовала свой сексапил или вообще заботилась об имидже – на ней был заправленный в брюки белый топ, в России известный как майка-алкоголичка. И не то чтобы длинная рука Бека оставила его подопечную без присмотра – прилично отработавший концертный состав возглавляет его клавишник и музыкальный директор Брайан ЛеБартон (Brian LeBarton). Просто ощущение, что все происходящее для Шарлотты слишком в новинку и слегка мимо комфортной зоны, не оставляло ни тогда, когда она пела вещи с “IRM” (прозвучавшего полностью), ни тогда, когда обращалась к песням с “5:55” (их было четыре).
Довольно удивительным образом всякое напряжение артистку покидало лишь в те моменты, когда она бралась за сочинения людей, рядом с которыми даже Бек - ученик начальной школы - Боба Дилана (Bob Dylan) и своего отца. “Just Like a Woman” из саундтрека к “Меня здесь нет” (антибайопика Дилана, сплотившего актерские и музыкальные амбиции Шарлотты), а также “L'Hôtel particulier” и “Couleur Café” из золотого фонда Генсбура стали лучшими моментами шоу, нагляднее других ответившими на вопрос, кто она, Шарлотта, с точки зрения вечности – ну или в первую очередь.
Не певица (тут точно есть, над чем работать), не музыкант (хотя по ходу шоу Шарлотта успела понажимать на кнопки синтезатора и постучать на перкуссии) и даже не актриса – но объект восхищения. Не подлежащего глубокому анализу, освобожденного от мелочных придирок (скажем, зачем надо было уродовать одну из лучших на “IRM” песню “Le Chat Du Café Des Artistes”), а главное – того, что можно с удовольствием разделить: с Беком ли, с Air или с парой тысяч односельчан-франкофонов.
Дата рождения:
21 июля 1971
Sam PHILLIPS (1923)
Maynard SOLOMON (1930)
Johnny ADAMS (1932)
Arthur WHETSOL (1940)
Louis STEWART (1944)
Chris STEIN (1950)
Scott ALARIK (1951)
Martin ALLCOCK (1957)
Iris DEMENT (1961)
Phil THORNALLEY (1964)