Интересно, сколько гитарных душ сгубил Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen)? Сколько подающих надежды юных сонграйтеров, наслушавшись дисков этого виртуоза, забросили занятия композицией и сосредоточились на технике, дабы играть с такой же скоростью, как их кумир? А сколько юношей в гневе расколотили свои "стратокастеры", поняв, что достичь вершин мастерства, на которых прочно обосновался Мальмстин, не получится ни за что и никогда?
Еще раз убедиться в том, кто возглавляет международную бригаду по распилке гитарных грифов, можно было 22 апреля в клубе "Б1 Maximum". Мальмстин привез c собой, может быть, самый сильный с музыкальной точки зрения вариант состав своей группы Rising Force. Чего стоит. например, вокалист Тим Оуэнс (Tim "Ripper" Owens) в свое время сменивший в Judas Priest самого Роба Хэлфорда (Rob Helford). Отдельной похвалы заслуживает и замечательный барабанщик Патрик Йоханссон (Patrik Johansson). играющий с Ингви на протяжении последних десяти лет, игру которого иногда сравнивают с техникой Кози Пауэлла (Cozy Powell).
Аншлаг случился - несмотря на то, что концерт перенесли. Растреклятый исландский вулкан отменил приезд группы Asia, концерт Мальмстина передвинули на один день, а билеты на ветеранов прог-рока были действительны на концерт гитарного гения. Правда, особых фанатов прогрессива в зале не особо наблюдалось - партер заполонили длинноволосые молодые люди в косухах, ринувшиеся опустошать пивные запасы баров.
Половину сцены занимала гигантская "батарея" из усилителей Marshall, эндорсером которых Мальмстин является уже много лет. Лишь слева притулился одинокий басовый комбо, клавишная стойка и ударная установка - было понятно, кто здесь заправляет, остальные извольте потесниться.
Он вышел на сцену, вооруженный неизменным "стратокастером" цвета слоновой кости и сразу же грянул материал последнего альбома "Perpetual Flame", который соединил и высочайшую технику Мальмстина, и замечательный вокал Оуэнса. Тим, пожалуй, один из немногих "возрастных" металлических вокалистов, кто по-прежнему держит прекрасную форму: он и замечательно пропевает верхние ноты, и рычит агрессивно (порой даже скатывается в гроулинг), и потрясающе работает с залом. Впрочем, не отстает от него и сам Ингви: в запасе у мэтра есть несколько коронных приемов, которые он с радостью демонстрирует.
Прием первый выглядит следующим образом (рекомендую повторять в отдалении от стеклянных предметов): гитара вешается на шею и резким движением отталкивается против часовой стрелки так, чтобы она совершила полный оборот вокруг шеи. Тут главное - поймать инструмент пока звучит последняя нота и продолжить усиленную полировку грифа пальцами левой руки.
Прием второй называется "я сегодня не в духе". Рекомендуется состоятельным пацанам, обладателям большой коллекции музыкальных инструментов. Гитара кладется на сцену и придерживается одной рукой, в то время как вторая рука яростно вырывает струны. Главное - положить гитару таким образом, чтобы она правильно "завелась" от усилителя. Еще необходимо держать за кулисами несколько запасных "стратов", чтобы после выполнения этого искрометного фокуса продолжить концерт к вящей радости фанатов.
Оба приема Мальмстин, конечно же, исполнил: гитару крутил многократно, струны рвал единожды. При этом, помимо лицезрения вышеописанных экзерсисов, фанаты могли порадоваться исполнению не только новых песен, но и всего необходимого набора старых хитов (у Мальмстина недавно вышел очередной сборник лучших вещей под названием "High Impact"). Вот в "Prelude To April" Ингви берется за акустическую гитару, но нежная баллада переходит в яростную мелодику "Dreaming", где главная роль отдается Оуэнсу, который выдает вокальные рулады, вполне способные посоперничать по виртуозности с запилами самого Мальмстина.
Играется, естественно, и "Trilogy" - признанный шедевр техничности Мальмстина. Тут поневоле забываешь, что перед тобой - живой человек, кажется, что с такой скоростью может играть разве что какой-нибудь фантастический персонаж, у которого имеется еще одна третья, невидимая, рука. Правда, за всей этой техничностью, конечно же, не очень заметен главный недостаток творчества Мальмстина - все его композиции удивительно просты гармонически: это единая четырехаккордная блюзовая (порой даже - откровенно рок-н-ролльная) структура, в которую идеально ложится высочайшая техника. Техника, за которой порой можно спрятать даже однообразность мелодий.
Правда, сам Мальмстин и не отрицает блюзовой природы своей музыки. Подтверждением тому - может быть один из самых пронзительных моментов концерта. Ингви сам подходит к микрофону и поет откровенный, мощный, тягучий "Magic City", восхитительно артикулируя блюзовые фразы, не забывая при этом пробежаться шестьдесят четвертыми нотами на зависть всем гитаристам-неудачникам.
Из новых вещей нельзя не отметить блестящую, упругую и заводную "Damnation Game". в которой творит чудеса Йоханссон, выдавая жесткий агрессивный бит, под который Оуэнс даже не пропевает, а прямо-таки "вырубает" текст. Так что порох в пороховницах у ветеранов металла еще есть, зал раскачивается на ура.
Расходились фанаты после концерта оглушенные всеми пятнадцатью усилителями, пресыщенные скоростными пассажами и, в целом, довольные. Кто-то, размахивая руками, доказывал, что может играть "даже быстрее". Окрестная публика скептически отнеслась к хвастуну, ему откровенно не верили. Но, с другой стороны - в одной ли скорости дело? Мальмстина, конечно, трудно перещеголять - но, может быть, все-таки стоит уделять больше внимания гармонии и композиции, а не стрелке секундомера, замеряя скорость движения пальцев?...
Дата рождения:
30 июня 1963
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)