Можно не знать его имени, но нельзя не знать его музыки - самой лирической электроники в мире. Основатель знаменитой "научно-фантастической" группы Space, композитор и клавишник Дидье Маруани (Didier Marouani) пользуется у русской публики любовью, которая пережила две волны синти-попа. И, пожалуй, трудно что-то добавить к тому, что сам музыкант говорит о своих отношениях с Россией: "Мне понадобились бы многие страницы, чтобы передать свою любовь к российским зрителям, - любовь, которая живет в моем сердце вот уже почти тридцать лет. В разное время я приложил множество усилий, чтобы приехать в Россию, и не только для того, чтобы дать концерты, но и чтобы убедить моих музыкантов и техников разделить мою любовь к вашему народу. Вы вернули мне эти усилия сторицей, полюбив мою музыку еще в далеком 1978 году. Сегодня вы отправляете своих детей на мои концерты, и со сцены я вижу как перед моими глазами повторяется эта прекрасная история взаимопонимания зрителей и музыкантов"...
Наш диалог с Дидье Маруани -
Звуки.Ru: Дидье, Вы уделяете нашей стране большое внимание в своей концертной деятельности практически с самого начала создания группы Space. Многие французские артисты и музыканты признаются, что в Россию их влечёт не только коммерческий интерес. Действительно ли российская публика отличается от европейской, и где, по-Вашему, она более приветлива?
Дидье Маруани: Вы же знаете, что я люблю Россию и русскую публику еще с моих первых концертов в СССР в 1983 году. В то время я дал 21 концерт: 9 в Москве в "Олимпийском", 6 в Санкт-Петербурге и 6 на Украине. В общей сложности на те концерты пришло более 600 000 русских и украинцев. С этих концертов и началась моя love story с русским народом, которая продолжается и по сей день. С первого дня я чувствовал неодолимое притяжение к вам, вашей культуре, вашей душе. На сегодняшние концерты приходит новое поколение со своими родителями, которые приходили на концерты в 1983-м. Самый большой подарок для артиста - это когда он видит, что новое поколение ценит его музыку. Российская публика очень приятная и верная своим интересам, и это большая честь для артиста - быть любимым ею, потому что в России культурный уровень гораздо выше, чем в Европе.
Звуки.Ru: 2010 год, как известно, был объявлен годом культур России и Франции. Планируете ли Вы какой-либо тур, посвящённый этому событию, и не скажется ли на нём прошлогодняя неудача с концертом в Кремле?
Дидье Маруани: Надеюсь, мне удастся принять участие в этом годе культур России и Франции. Последние 26 лет я стараюсь как-то поддерживать культурные отношения между нашими странами. Надеюсь, в следующем году у меня получится дать концерты не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах, где люди так давно уже ждут выступления Space. 4 года назад мы были в Новосибирске, и там реакция публики была просто великолепной; 2 года назад были в Казани - оттуда мы привезли интересный сувенир; еще очень хочу выступить в Екатеринбурге.
Звуки.Ru: Не могли бы Вы поподробнее рассказать, в чём причина отмены Вашего выступления 9-го марта 2009 года? Ходят слухи, что подвели российские организаторы...
Дидье Маруани: Да, это была их вина. Во-первых, они развесили афиши и начали продажу билетов еще до того, как был подписан контракт с нами. Это была их первая большая ошибка. Как указано в контракте, они должны были нам выслать билеты на самолет за три недели до концерта, при этом номера в отеле были заказаны, но не оплачены. Вторая часть оговоренного гонорара вообще не была выплачена. Что я мог сделать? Во время наших поездок я вожу с собой команду из 16 человек (музыканты, техники, менеджеры), и все эти люди сидели два дня перед отлетом и ждали, потому что промоутер нам говорил: "Завтра, завтра… Завтра вы получите билеты… Завтра у вас будут деньги…" Все завтра! Я думаю, это все потому, что промоутер - не профессионал, тем более что у них уже однажды были проблемы с другим европейским артистом, который должен был выступать в "Олимпийском". Мне же остается только надеяться, что людям, купившим билеты на концерт Space, вернули деньги за билеты. Медиа-группа, поддерживавшая наш концерт, была в курсе всех событий, происходивших тем мартом, и уж они-то знают, как долго мы терпели этого промоутера. Вы знаете, что подобного рода вещи могут не очень хорошо отразиться на моей репутации, поэтому я буду подавать в суд на организаторов. Я очень уважаю свою публику. С подобной ситуацией мне приходилось сталкиваться уже два раза. Собираясь в Россию и понадеявшись на организаторов, в конце концов приходилось оплачивать все расходы самому, так как это так и не сделала компания-промоутер, а участники моей группы были просто не в состоянии все это оплатить. Так что в этот раз мы просто не могли заплатить за все, что было заказано, потому что так и не получили полную стоимость нашего гонорара.
Звуки.Ru: Грустная история. Господин Маруани, хочу спросить Вас о Вашей музыке вне концертов. Вы все еще пишете музыку для кино?
Дидье Маруани: Да, я однажды писал музыку для двух фильмов, и мне очень понравилось. Очень здорово, когда ты находишься на одной волне с режиссером и прекрасно понимаешь, что от тебя требуется. Мне хочется все больше и больше работать для кино, и я готов найти какого-нибудь хорошего русского режиссера, который захочет работать со мной как с композитором. Мне очень нравятся русские фильмы, и в ближайшее время у меня намечена встреча с русским режиссерами. Попытаемся с ними сработаться.
Звуки.Ru: А как Вы относитесь к новым интернет-технологиям, позволяющим людям, находящимся порой на разных континентах, писать музыку так, будто они играют в одной студии?
Дидье Маруани: Это правда очень здорово, так как новые технологии действительно позволяют музыкантам работать вместе, даже если они живут в тысячах километров друг от друга.
Таким образом я работал над своим новым альбомом совместно со Space "Back to the future". Мой программист и преданный клавишник Джефф Пэрент (Jeff Parent) живет на юге Франции, и мы работаем с ним по Сети. Конечно же, лучше работать ближе друг другу -так гораздо лучше узнаешь музыкальные пристрастия друг друга, но интернет экономит много времени... Например, бывает такое, что Джефф ищет какой-то определенный звук, и продолжается это час или два. Найдя что-то подходящее, он отсылает это мне. Мне же проще потом судить, действительно ли это нужный нам звук, или нет, потому что я не сидел целый час и не слушал сотни разных вариаций. Я корректирую композиции, меняю структуру и отправляю обратно Джеффу. Так продолжается до тех пор, пока композиция не будет завершена, и она меня будет полностью удовлетворять.
Звуки.Ru: Давайте предположим, что таким образом Вы можете работать буквально с кем угодно - ведь это, по сути, так и есть. С кем из мировых музыкантов Вам хотелось бы написать совместный альбом?
Дидье Маруани: Я подумываю над тем, чтобы в следующем альбоме попробовать смешать разные стили, поработать с другим музыкантом... Но в настоящее время это очень сложно - в первую очередь, из-за очень завышенного эго многих артистов!
Звуки.Ru: Дидье, а кого Вы считаете своим учителем в музыке, какие у Вас творческие увлечения, помимо музыки, в чём Вы находите вдохновение?
Дидье Маруани: Меня вдохновляли очень многие композиторы, особенно классики. Мой любимый композитор - Фредерик Шопен. Я люблю Моцарта и Бетховена. Что касается современных авторов, то мне очень нравится Пол Маккартни (Paul McCartney): у него отличный музыкальный вкус. А у Элтона Джона (Elton John) - прекрасные мелодии с отличным чувством ритма.
У меня много интересов в жизни. Я люблю копаться в своем огороде, выращивать цветы. Я считаю, что весна - лучшее время в году, так как именно в это время я вижу, как все деревья и цветочки растут в моем саду, и чувствую себя неимоверно счастливым человеком. Я люблю кино, люблю готовить, обожаю проводить время с друзьями, пусть их и не так уж много. У меня есть три или четыре друга, которые мне как семья, и я люблю встречаться с ними, говорить о том о сем. Мне удалось сохранить прекрасные отношения с несколькими друзьями детства. Мы росли с ними вместе, развивались в одном направлении. И даже несмотря на то, что мы могли не видеться с ними с тех пор, как я уехал от них в 15 лет, мы все равно поддерживаем с ними связь.
Звуки.Ru: Однажды Вы сказали, что музыка приходит к Вам из космоса. Как Вы считаете, может, это и есть универсальный язык, который понятен любым цивилизациям, в том числе и инопланетным?
Дидье Маруани: Я думаю, что музыка - наивысшая степень искусства. Сочинение композиций уже само по себе волшебство, потому что ты никогда сам не знаешь, откуда к тебе приходят ноты. Иногда, когда ко мне в голову приходит какая-нибудь мелодия, я тут же стараюсь ее записать до того, как она придет в голову какому-нибудь другому композитору! Иногда действительно кажется, что эти ноты приходят к тебе из Космоса, но этим дело не исчерпывается. Ведь после того, как ты "получил" эти нотки, еще необходимо впоследствии проделать огромную работу: закончить песню, сделать аранжировку, подобрать , на каком инструменте можно будет сыграть то или иное, записать песню, смикшировать её.. Но, безусловно, первоначальный вариант - это чистой воды магия!
Я полностью согласен с Вами, что Музыка - это какой-то универсальный язык, и что музыканты именно посредством нот и композиций могут передать публике свой эмоциональный настрой. Иногда музыканты с помощью своих произведений гораздо лучше могут общаться с публикой, чем это делает какой-либо политик при выступлении с речью. И вот это "общение" я очень хорошо прочувствовал, когда ездил по России со Space-туром в 1983 году. В то время российская публика была очень заинтересована в моей музыке, и мои "любовные послания" дошли до многих, в том числе и до их детей.
В 1988 году на станцию "Мир" были отправлены CD-диск группы Space с альбомом "Space Opera" и CD-проигрыватель. Позже они были отправлены в открытый космос. И все это было сделано в надежде на то, что когда-нибудь пришельцы найдут этот диск и у человека появится возможность связываться с будущим.
Звуки.Ru: Электронщики первой волны совершали путешествия в свои музыкальные миры на аналоговых синтезаторах, и многие из них испытывают ностальгию по их звучанию. У Вас не возникало желания создать нецифровой проект?
Дидье Маруани: Наши первые альбомы "Magic Fly" и "Deliverance" были полностью сыграны на аналоговых синтезаторах. А потом уже началась эра цифрового звука, и тогда работать над всем в цифровом формате стало гораздо проще. В 1977 мы могли часами подбирать необходимые звуки и мелодии, пока не находили то, что нужно. И в этом плане на аналоговых синтезаторах получается совсем иной звук, чем в цифровых системах. Мне кажется, когда совмещаешь звук аналогового синтезатора с цифровым звуком, то получается какое-то особое "космическое" звучание. Вот в таком формате я сейчас и работал над своим новым Спейсовским альбомом "Back to The Future". В этом альбоме две композиции исполнены…. Я не буду раскрывать секрет, кем, потому что вы все сами узнаете.
Звуки.Ru: Не секрет, что французская школа электронной музыки по праву считается одной из самых сильных и представительных. Признайтесь, Дидье, в чём причина этого феномена? Уж не во французской ли кухне?
Дидье Маруани: Думаю, что очень многие французские музыканты, после того, как услышали Kraftwerk и Tangerine Dream, начали исследовать просторы электронной музыки и познавать возможности синтезаторов. Отсюда и появились наши пионеры-элекронщики. Вы же знаете, что когда где-то зарождается какое-либо новое музыкальное течение, многие очень хорошо себя чувствуют, будучи представителями этого течения, и продолжают дальнейшие исследования в этой сфере.
Что касается французской кухни, то это, скорее, вопрос культуры. Во Франции очень много разных мест, где кухня и сами ингредиенты абсолютно разные. И культура уже на протяжении многих веков учит их, как правильно совместить тот продукт с другим.
Про себя же я скажу, что я - эстет в еде и вине, и я сам обожаю готовить для друзей, когда они ко мне приходят. Я все время нахожусь в поисках новых и интересных ингредиентов и рецептов, и я уверен, что однажды я их найду.
Звуки.Ru: Дидье, а кого Вы считаете своими последователями или учениками? Кто-нибудь из них живёт в России?
Дидье Маруани: Никогда бы не подумал, что в один прекрасный день меня назовут "учителем"!!! Я ведь до сих пор сам учусь чему-то и в жизни, и в музыке.
Я рад, что стал одним из родоначальников нового музыкального направления, появившегося в 1976 году. Иногда я даже горжусь, когда мне на электронную почту приходят письма от людей со всего света, в которых говорится о том, что моя музыка повлияла на них и помогла стать музыкантами и композиторами. Очень много людей из России начали свою музыкальную карьеру, после того, как услышали композиции Space, поэтому их письма очень много значат для меня. Однажды в Киеве ко мне за кулисы пришел шестилетний мальчик с родителями, и они мне сказали, что их сын начал учиться игре на фортепиано, слушая композиции Space, представляете?! Тогда я попросил мальчика сыграть на столе какие-нибудь мелодии. И когда он начал играть (перебирая пальцами по столу) "Just Blue", "Magic Fly" и другие песни, я, даже не слушая, понял, что он совершенно верно ставил пальцы и играл правильные ноты…. И тогда я сказал ему, что у меня есть очень одаренные друзья. Я назвал ему Шопена, Моцарта, Бетховена и предложил ему начать изучать классическую музыку при помощи этих мастеров. В тот день я пообещал ему, что если он достаточно хорошо изучит классику, то я однажды дам ему возможность сыграть на одной сцене со Space. Десять лет спустя Гения Хмара стал известным музыкантом, и я предложил ему сыграть со Space на одном из концертов в Киеве вместе с симфоническим оркестром. Потом он один раз выступал с нами в Кремлевском Дворце. Мы стали с ним очень близкими друзьями, и я знаю, что у него сейчас блестящая карьера музыканта и композитора. Когда я приезжаю с концертами на Украину или в Россию, мы всегда с ним встречаемся и эти несколько дней проводим вместе.
Звуки.Ru: Не можем не задать Вам этот вопрос: Дидье Маруани и группа Space - это одно лицо, или у Вас есть ещё сольная карьера?
Дидье Маруани: В настоящее время я очень много работаю с ребятами из Space: мы пишем альбомы, устраиваем концерты, участвуем в телевизионных передачах.. Но в то же время у меня есть и сольная карьера: я пишу песни и музыку для кино. Оба эти занятия меня вполне устраивают, тем более, что, по опыту работы, знаю, что одно дело помогает другому. Но, помимо этой работы, мне нравится продюсировать каких-нибудь других артистов.
Звуки.Ru: Какой из Ваших альбомов Вы бы назвали самым космическим, а какой - самым близким земным реалиям?
Дидье Маруани: Мне непросто ответить на этот вопрос, потому что все мои альбомы мне как родные дети. Пусть лучше слушатель выберет, какой из альбомов более "космический" или "земной". Я могу только предположить, что мои собственные альбомы гораздо более "земные", чем альбомы Space.
Звуки.Ru: В последнее время Вы большую часть своей общественной деятельности уделяете проблемам экологии, и даже собираетесь пересесть на гибридный автомобиль. Что, по-Вашему, способно заставить человечество пересмотреть своё недальновидное отношение к родной планете?
Дидье Маруани: Да, я очень обеспокоен защитой окружающей среды. Думаю, Человечество еще не донца поняло, сколько проблем мы принесли нашей Земле, загрязняя её всеми возможными способами.
Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: "Мы не унаследуем Землю от наших родителей, мы преподносим её нашим детям ". Меня очень потрясли эти слова, и они стали моим лозунгом, когда я впервые понял, насколько же загрязнена наша матушка-Земля. Я очень горжусь принцем Альбертом Монакским (я зову его "своим" принцем, так как я родился в Монако и жил там с 15 лет), когда он отменил сооружение огромного острова прямо напротив Монако, сказав, что сам процесс создания этого острова очень сильно загрязнит воздух. Сейчас люди все больше и больше озабочены проблемой загрязнения окружающей среды, поэтому все чаще и чаще, перед тем, как построить или соорудить что-либо грандиозное, они советуются со специалистами и учеными, даже если строительство может принести стране кучу денег.
Думаю, каждый отдельно взятый человек на Земле должен задуматься: а какой вред Земле приносит лично он сам? Политические люди, имеющиеся огромное влияние на массы, должны как-то воздействовать на публику в плане защиты нашей планеты. Это произойдет не быстро, но все же наша цель передать нашим детям Землю как можно более чистой и нужно уметь предугадать, что же будет с ней годов через 4-5. Детей этому должны воспитывать родители, но многое зависит и от того, как к природе относятся сами дети. Они должны быть заинтересованы и озабочены этими проблемами, дети - это ведь наше будущее, и мы должны передать им ключи от "безопасной" и "чистой" планеты Земля.
Звуки.Ru: Многие композиторы сейчас стали вести личные блоги - куда без них. У Вас, наверное, тоже есть свой интернет-дневник? Если да, о чём Вы пишете в нём?
Дидье Маруани: У меня однажды был блог на французском и даже на русском, но я закрыл его, потому что очень много времени забирает надобность писать там что-либо каждый день. Я не люблю писать, когда меня заставляют. Мне гораздо приятней общаться так, как мы сейчас общаемся с Вами. Я не хочу каждый раз писать что-то очень личное, а в блоге нужно писать именно о своих мыслях или о том, что ты сделал за день. Я думаю, небольшая загадочность артисту никогда не помешает.
Звуки.Ru:И последнее, Ваши светомузыкальные спектакли предназначены к постановке, главным образом, в закрытых помещениях. Однако известно, что несколько лет назад Вы готовили мега-концерт под открытым небом по случаю трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Можно ли надеяться, что однажды, пусть уже и не в Петербурге, эта идея будет притворена в жизнь?
Дидье Маруани: Я устраивал очень много концертов на открытом воздухе, в том числе и на огромных стадионах. И огромным подарком для меня была возможность устроить большой концерт на Красной Площади в 1992 году. Тогда получилось потрясающее шоу, тем более, что сыграть на Красной Площади было моей мечтой с 1982 года. И поэтому, когда министр культуры спросил меня, не хотел бы я приехать в Россию с концертами, я ему ответил: "Конечно, я хочу приехать в СССР! Только я хочу играть для огромной аудитории, а не только перед представителями номенклатуры! И после московского концерта я хочу дать бесплатный концерт на Красной Площади для всех москвичей!" Министр посмотрел на меня как на пришельца, и сказал: "Мсье Маруани, Вы даже не можете и мечтать о концерте на Красной Площади! Разве вы не знаете, что там находится? Мы готовы предоставить Вам и вашей команде самый большой стадион в Москве, но разрешить выступать на Красной Площади…. НЕТ!" Некоторое время спустя мне удалось встретиться с господином Лужковым, и через 9 месяцев работы и встреч с ним, он, наконец, дал мне абсолютно все права на возможность устроить концерт на Красной Площади.
Через девять лет на моем выступлении на Красной Площади собралось около 360 тысяч человек. И когда я стоял за кулисами и посмотрел на лифт, который должен был поднять меня на сцену, я сказал себе: "ПОБЕДА!!! Я сделал это! ". Я был невозможно счастлив, и тогда я понял, что, когда ты ужасно чего-то хочешь и прикладываешь к этому все усилия и возможности, то…ТЫ ДОБЬЁШЬСЯ СВОЕГО!
Возвращаясь к Вашему вопросу о концерте на открытом воздухе - могу сказать, что такие концерты очень отличаются от концертов в закрытом помещении. Выступая на улице, находишься очень далеко от публики, поэтому приходится делать огромные световые, лазерные и видео-установки, чтобы публика, находящаяся очень далеко от сцены, смогла вполне насладиться всеми музыкальными и визуальными эффектами шоу. Но сам я предпочитаю концерты в закрытом помещении, потому что там ты очень близок к публике, ты чувствуешь ту Любовь, что они тебе посылают... Я счастлив, когда докасаюсь до их рук и вижу огромную улыбку на их лице.. Для артиста самое главное - просто видеть и понимать, что ты приносишь человеку столько счастья…
1901 – Родилась Марлен Дитрих - немецкая и американская актриса и певица, икона стиля. Смелая женщина, пославшая нафиг Йозефа Геббельса »»
Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ (1931)
Scotty MOORE (1931)
Michael PINDER (1941)
Mick JONES (1944)
David KNOPFLER (1952)
YOUTH (1960)