Можно не знать его имени, но нельзя не знать его музыки - самой лирической электроники в мире. Основатель знаменитой "научно-фантастической" группы Space, композитор и клавишник Дидье Маруани (Didier Marouani) пользуется у русской публики любовью, которая пережила две волны синти-попа. И, пожалуй, трудно что-то добавить к тому, что сам музыкант говорит о своих отношениях с Россией: "Мне понадобились бы многие страницы, чтобы передать свою любовь к российским зрителям, - любовь, которая живет в моем сердце вот уже почти тридцать лет. В разное время я приложил множество усилий, чтобы приехать в Россию, и не только для того, чтобы дать концерты, но и чтобы убедить моих музыкантов и техников разделить мою любовь к вашему народу. Вы вернули мне эти усилия сторицей, полюбив мою музыку еще в далеком 1978 году. Сегодня вы отправляете своих детей на мои концерты, и со сцены я вижу как перед моими глазами повторяется эта прекрасная история взаимопонимания зрителей и музыкантов"...
Наш диалог с Дидье Маруани -
Звуки.Ru: Дидье, Вы уделяете нашей стране большое внимание в своей концертной деятельности практически с самого начала создания группы Space. Многие французские артисты и музыканты признаются, что в Россию их влечёт не только коммерческий интерес. Действительно ли российская публика отличается от европейской, и где, по-Вашему, она более приветлива?
Дидье Маруани: Вы же знаете, что я люблю Россию и русскую публику еще с моих первых концертов в СССР в 1983 году. В то время я дал 21 концерт: 9 в Москве в "Олимпийском", 6 в Санкт-Петербурге и 6 на Украине. В общей сложности на те концерты пришло более 600 000 русских и украинцев. С этих концертов и началась моя love story с русским народом, которая продолжается и по сей день. С первого дня я чувствовал неодолимое притяжение к вам, вашей культуре, вашей душе. На сегодняшние концерты приходит новое поколение со своими родителями, которые приходили на концерты в 1983-м. Самый большой подарок для артиста - это когда он видит, что новое поколение ценит его музыку. Российская публика очень приятная и верная своим интересам, и это большая честь для артиста - быть любимым ею, потому что в России культурный уровень гораздо выше, чем в Европе.
Звуки.Ru: 2010 год, как известно, был объявлен годом культур России и Франции. Планируете ли Вы какой-либо тур, посвящённый этому событию, и не скажется ли на нём прошлогодняя неудача с концертом в Кремле?
Дидье Маруани: Надеюсь, мне удастся принять участие в этом годе культур России и Франции. Последние 26 лет я стараюсь как-то поддерживать культурные отношения между нашими странами. Надеюсь, в следующем году у меня получится дать концерты не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах, где люди так давно уже ждут выступления Space. 4 года назад мы были в Новосибирске, и там реакция публики была просто великолепной; 2 года назад были в Казани - оттуда мы привезли интересный сувенир; еще очень хочу выступить в Екатеринбурге.
Звуки.Ru: Не могли бы Вы поподробнее рассказать, в чём причина отмены Вашего выступления 9-го марта 2009 года? Ходят слухи, что подвели российские организаторы...
Дидье Маруани: Да, это была их вина. Во-первых, они развесили афиши и начали продажу билетов еще до того, как был подписан контракт с нами. Это была их первая большая ошибка. Как указано в контракте, они должны были нам выслать билеты на самолет за три недели до концерта, при этом номера в отеле были заказаны, но не оплачены. Вторая часть оговоренного гонорара вообще не была выплачена. Что я мог сделать? Во время наших поездок я вожу с собой команду из 16 человек (музыканты, техники, менеджеры), и все эти люди сидели два дня перед отлетом и ждали, потому что промоутер нам говорил: "Завтра, завтра… Завтра вы получите билеты… Завтра у вас будут деньги…" Все завтра! Я думаю, это все потому, что промоутер - не профессионал, тем более что у них уже однажды были проблемы с другим европейским артистом, который должен был выступать в "Олимпийском". Мне же остается только надеяться, что людям, купившим билеты на концерт Space, вернули деньги за билеты. Медиа-группа, поддерживавшая наш концерт, была в курсе всех событий, происходивших тем мартом, и уж они-то знают, как долго мы терпели этого промоутера. Вы знаете, что подобного рода вещи могут не очень хорошо отразиться на моей репутации, поэтому я буду подавать в суд на организаторов. Я очень уважаю свою публику. С подобной ситуацией мне приходилось сталкиваться уже два раза. Собираясь в Россию и понадеявшись на организаторов, в конце концов приходилось оплачивать все расходы самому, так как это так и не сделала компания-промоутер, а участники моей группы были просто не в состоянии все это оплатить. Так что в этот раз мы просто не могли заплатить за все, что было заказано, потому что так и не получили полную стоимость нашего гонорара.
Звуки.Ru: Грустная история. Господин Маруани, хочу спросить Вас о Вашей музыке вне концертов. Вы все еще пишете музыку для кино?
Дидье Маруани: Да, я однажды писал музыку для двух фильмов, и мне очень понравилось. Очень здорово, когда ты находишься на одной волне с режиссером и прекрасно понимаешь, что от тебя требуется. Мне хочется все больше и больше работать для кино, и я готов найти какого-нибудь хорошего русского режиссера, который захочет работать со мной как с композитором. Мне очень нравятся русские фильмы, и в ближайшее время у меня намечена встреча с русским режиссерами. Попытаемся с ними сработаться.
Звуки.Ru: А как Вы относитесь к новым интернет-технологиям, позволяющим людям, находящимся порой на разных континентах, писать музыку так, будто они играют в одной студии?
Дидье Маруани: Это правда очень здорово, так как новые технологии действительно позволяют музыкантам работать вместе, даже если они живут в тысячах километров друг от друга.
Таким образом я работал над своим новым альбомом совместно со Space "Back to the future". Мой программист и преданный клавишник Джефф Пэрент (Jeff Parent) живет на юге Франции, и мы работаем с ним по Сети. Конечно же, лучше работать ближе друг другу -так гораздо лучше узнаешь музыкальные пристрастия друг друга, но интернет экономит много времени... Например, бывает такое, что Джефф ищет какой-то определенный звук, и продолжается это час или два. Найдя что-то подходящее, он отсылает это мне. Мне же проще потом судить, действительно ли это нужный нам звук, или нет, потому что я не сидел целый час и не слушал сотни разных вариаций. Я корректирую композиции, меняю структуру и отправляю обратно Джеффу. Так продолжается до тех пор, пока композиция не будет завершена, и она меня будет полностью удовлетворять.
Звуки.Ru: Давайте предположим, что таким образом Вы можете работать буквально с кем угодно - ведь это, по сути, так и есть. С кем из мировых музыкантов Вам хотелось бы написать совместный альбом?
Дидье Маруани: Я подумываю над тем, чтобы в следующем альбоме попробовать смешать разные стили, поработать с другим музыкантом... Но в настоящее время это очень сложно - в первую очередь, из-за очень завышенного эго многих артистов!
Звуки.Ru: Дидье, а кого Вы считаете своим учителем в музыке, какие у Вас творческие увлечения, помимо музыки, в чём Вы находите вдохновение?
Дидье Маруани: Меня вдохновляли очень многие композиторы, особенно классики. Мой любимый композитор - Фредерик Шопен. Я люблю Моцарта и Бетховена. Что касается современных авторов, то мне очень нравится Пол Маккартни (Paul McCartney): у него отличный музыкальный вкус. А у Элтона Джона (Elton John) - прекрасные мелодии с отличным чувством ритма.
У меня много интересов в жизни. Я люблю копаться в своем огороде, выращивать цветы. Я считаю, что весна - лучшее время в году, так как именно в это время я вижу, как все деревья и цветочки растут в моем саду, и чувствую себя неимоверно счастливым человеком. Я люблю кино, люблю готовить, обожаю проводить время с друзьями, пусть их и не так уж много. У меня есть три или четыре друга, которые мне как семья, и я люблю встречаться с ними, говорить о том о сем. Мне удалось сохранить прекрасные отношения с несколькими друзьями детства. Мы росли с ними вместе, развивались в одном направлении. И даже несмотря на то, что мы могли не видеться с ними с тех пор, как я уехал от них в 15 лет, мы все равно поддерживаем с ними связь.
Звуки.Ru: Однажды Вы сказали, что музыка приходит к Вам из космоса. Как Вы считаете, может, это и есть универсальный язык, который понятен любым цивилизациям, в том числе и инопланетным?
Дидье Маруани: Я думаю, что музыка - наивысшая степень искусства. Сочинение композиций уже само по себе волшебство, потому что ты никогда сам не знаешь, откуда к тебе приходят ноты. Иногда, когда ко мне в голову приходит какая-нибудь мелодия, я тут же стараюсь ее записать до того, как она придет в голову какому-нибудь другому композитору! Иногда действительно кажется, что эти ноты приходят к тебе из Космоса, но этим дело не исчерпывается. Ведь после того, как ты "получил" эти нотки, еще необходимо впоследствии проделать огромную работу: закончить песню, сделать аранжировку, подобрать , на каком инструменте можно будет сыграть то или иное, записать песню, смикшировать её.. Но, безусловно, первоначальный вариант - это чистой воды магия!
Я полностью согласен с Вами, что Музыка - это какой-то универсальный язык, и что музыканты именно посредством нот и композиций могут передать публике свой эмоциональный настрой. Иногда музыканты с помощью своих произведений гораздо лучше могут общаться с публикой, чем это делает какой-либо политик при выступлении с речью. И вот это "общение" я очень хорошо прочувствовал, когда ездил по России со Space-туром в 1983 году. В то время российская публика была очень заинтересована в моей музыке, и мои "любовные послания" дошли до многих, в том числе и до их детей.
В 1988 году на станцию "Мир" были отправлены CD-диск группы Space с альбомом "Space Opera" и CD-проигрыватель. Позже они были отправлены в открытый космос. И все это было сделано в надежде на то, что когда-нибудь пришельцы найдут этот диск и у человека появится возможность связываться с будущим.
Звуки.Ru: Электронщики первой волны совершали путешествия в свои музыкальные миры на аналоговых синтезаторах, и многие из них испытывают ностальгию по их звучанию. У Вас не возникало желания создать нецифровой проект?
Дидье Маруани: Наши первые альбомы "Magic Fly" и "Deliverance" были полностью сыграны на аналоговых синтезаторах. А потом уже началась эра цифрового звука, и тогда работать над всем в цифровом формате стало гораздо проще. В 1977 мы могли часами подбирать необходимые звуки и мелодии, пока не находили то, что нужно. И в этом плане на аналоговых синтезаторах получается совсем иной звук, чем в цифровых системах. Мне кажется, когда совмещаешь звук аналогового синтезатора с цифровым звуком, то получается какое-то особое "космическое" звучание. Вот в таком формате я сейчас и работал над своим новым Спейсовским альбомом "Back to The Future". В этом альбоме две композиции исполнены…. Я не буду раскрывать секрет, кем, потому что вы все сами узнаете.
Звуки.Ru: Не секрет, что французская школа электронной музыки по праву считается одной из самых сильных и представительных. Признайтесь, Дидье, в чём причина этого феномена? Уж не во французской ли кухне?
Дидье Маруани: Думаю, что очень многие французские музыканты, после того, как услышали Kraftwerk и Tangerine Dream, начали исследовать просторы электронной музыки и познавать возможности синтезаторов. Отсюда и появились наши пионеры-элекронщики. Вы же знаете, что когда где-то зарождается какое-либо новое музыкальное течение, многие очень хорошо себя чувствуют, будучи представителями этого течения, и продолжают дальнейшие исследования в этой сфере.
Что касается французской кухни, то это, скорее, вопрос культуры. Во Франции очень много разных мест, где кухня и сами ингредиенты абсолютно разные. И культура уже на протяжении многих веков учит их, как правильно совместить тот продукт с другим.
Про себя же я скажу, что я - эстет в еде и вине, и я сам обожаю готовить для друзей, когда они ко мне приходят. Я все время нахожусь в поисках новых и интересных ингредиентов и рецептов, и я уверен, что однажды я их найду.
Звуки.Ru: Дидье, а кого Вы считаете своими последователями или учениками? Кто-нибудь из них живёт в России?
Дидье Маруани: Никогда бы не подумал, что в один прекрасный день меня назовут "учителем"!!! Я ведь до сих пор сам учусь чему-то и в жизни, и в музыке.
Я рад, что стал одним из родоначальников нового музыкального направления, появившегося в 1976 году. Иногда я даже горжусь, когда мне на электронную почту приходят письма от людей со всего света, в которых говорится о том, что моя музыка повлияла на них и помогла стать музыкантами и композиторами. Очень много людей из России начали свою музыкальную карьеру, после того, как услышали композиции Space, поэтому их письма очень много значат для меня. Однажды в Киеве ко мне за кулисы пришел шестилетний мальчик с родителями, и они мне сказали, что их сын начал учиться игре на фортепиано, слушая композиции Space, представляете?! Тогда я попросил мальчика сыграть на столе какие-нибудь мелодии. И когда он начал играть (перебирая пальцами по столу) "Just Blue", "Magic Fly" и другие песни, я, даже не слушая, понял, что он совершенно верно ставил пальцы и играл правильные ноты…. И тогда я сказал ему, что у меня есть очень одаренные друзья. Я назвал ему Шопена, Моцарта, Бетховена и предложил ему начать изучать классическую музыку при помощи этих мастеров. В тот день я пообещал ему, что если он достаточно хорошо изучит классику, то я однажды дам ему возможность сыграть на одной сцене со Space. Десять лет спустя Гения Хмара стал известным музыкантом, и я предложил ему сыграть со Space на одном из концертов в Киеве вместе с симфоническим оркестром. Потом он один раз выступал с нами в Кремлевском Дворце. Мы стали с ним очень близкими друзьями, и я знаю, что у него сейчас блестящая карьера музыканта и композитора. Когда я приезжаю с концертами на Украину или в Россию, мы всегда с ним встречаемся и эти несколько дней проводим вместе.
Звуки.Ru: Не можем не задать Вам этот вопрос: Дидье Маруани и группа Space - это одно лицо, или у Вас есть ещё сольная карьера?
Дидье Маруани: В настоящее время я очень много работаю с ребятами из Space: мы пишем альбомы, устраиваем концерты, участвуем в телевизионных передачах.. Но в то же время у меня есть и сольная карьера: я пишу песни и музыку для кино. Оба эти занятия меня вполне устраивают, тем более, что, по опыту работы, знаю, что одно дело помогает другому. Но, помимо этой работы, мне нравится продюсировать каких-нибудь других артистов.
Звуки.Ru: Какой из Ваших альбомов Вы бы назвали самым космическим, а какой - самым близким земным реалиям?
Дидье Маруани: Мне непросто ответить на этот вопрос, потому что все мои альбомы мне как родные дети. Пусть лучше слушатель выберет, какой из альбомов более "космический" или "земной". Я могу только предположить, что мои собственные альбомы гораздо более "земные", чем альбомы Space.
Звуки.Ru: В последнее время Вы большую часть своей общественной деятельности уделяете проблемам экологии, и даже собираетесь пересесть на гибридный автомобиль. Что, по-Вашему, способно заставить человечество пересмотреть своё недальновидное отношение к родной планете?
Дидье Маруани: Да, я очень обеспокоен защитой окружающей среды. Думаю, Человечество еще не донца поняло, сколько проблем мы принесли нашей Земле, загрязняя её всеми возможными способами.
Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: "Мы не унаследуем Землю от наших родителей, мы преподносим её нашим детям ". Меня очень потрясли эти слова, и они стали моим лозунгом, когда я впервые понял, насколько же загрязнена наша матушка-Земля. Я очень горжусь принцем Альбертом Монакским (я зову его "своим" принцем, так как я родился в Монако и жил там с 15 лет), когда он отменил сооружение огромного острова прямо напротив Монако, сказав, что сам процесс создания этого острова очень сильно загрязнит воздух. Сейчас люди все больше и больше озабочены проблемой загрязнения окружающей среды, поэтому все чаще и чаще, перед тем, как построить или соорудить что-либо грандиозное, они советуются со специалистами и учеными, даже если строительство может принести стране кучу денег.
Думаю, каждый отдельно взятый человек на Земле должен задуматься: а какой вред Земле приносит лично он сам? Политические люди, имеющиеся огромное влияние на массы, должны как-то воздействовать на публику в плане защиты нашей планеты. Это произойдет не быстро, но все же наша цель передать нашим детям Землю как можно более чистой и нужно уметь предугадать, что же будет с ней годов через 4-5. Детей этому должны воспитывать родители, но многое зависит и от того, как к природе относятся сами дети. Они должны быть заинтересованы и озабочены этими проблемами, дети - это ведь наше будущее, и мы должны передать им ключи от "безопасной" и "чистой" планеты Земля.
Звуки.Ru: Многие композиторы сейчас стали вести личные блоги - куда без них. У Вас, наверное, тоже есть свой интернет-дневник? Если да, о чём Вы пишете в нём?
Дидье Маруани: У меня однажды был блог на французском и даже на русском, но я закрыл его, потому что очень много времени забирает надобность писать там что-либо каждый день. Я не люблю писать, когда меня заставляют. Мне гораздо приятней общаться так, как мы сейчас общаемся с Вами. Я не хочу каждый раз писать что-то очень личное, а в блоге нужно писать именно о своих мыслях или о том, что ты сделал за день. Я думаю, небольшая загадочность артисту никогда не помешает.
Звуки.Ru:И последнее, Ваши светомузыкальные спектакли предназначены к постановке, главным образом, в закрытых помещениях. Однако известно, что несколько лет назад Вы готовили мега-концерт под открытым небом по случаю трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Можно ли надеяться, что однажды, пусть уже и не в Петербурге, эта идея будет притворена в жизнь?
Дидье Маруани: Я устраивал очень много концертов на открытом воздухе, в том числе и на огромных стадионах. И огромным подарком для меня была возможность устроить большой концерт на Красной Площади в 1992 году. Тогда получилось потрясающее шоу, тем более, что сыграть на Красной Площади было моей мечтой с 1982 года. И поэтому, когда министр культуры спросил меня, не хотел бы я приехать в Россию с концертами, я ему ответил: "Конечно, я хочу приехать в СССР! Только я хочу играть для огромной аудитории, а не только перед представителями номенклатуры! И после московского концерта я хочу дать бесплатный концерт на Красной Площади для всех москвичей!" Министр посмотрел на меня как на пришельца, и сказал: "Мсье Маруани, Вы даже не можете и мечтать о концерте на Красной Площади! Разве вы не знаете, что там находится? Мы готовы предоставить Вам и вашей команде самый большой стадион в Москве, но разрешить выступать на Красной Площади…. НЕТ!" Некоторое время спустя мне удалось встретиться с господином Лужковым, и через 9 месяцев работы и встреч с ним, он, наконец, дал мне абсолютно все права на возможность устроить концерт на Красной Площади.
Через девять лет на моем выступлении на Красной Площади собралось около 360 тысяч человек. И когда я стоял за кулисами и посмотрел на лифт, который должен был поднять меня на сцену, я сказал себе: "ПОБЕДА!!! Я сделал это! ". Я был невозможно счастлив, и тогда я понял, что, когда ты ужасно чего-то хочешь и прикладываешь к этому все усилия и возможности, то…ТЫ ДОБЬЁШЬСЯ СВОЕГО!
Возвращаясь к Вашему вопросу о концерте на открытом воздухе - могу сказать, что такие концерты очень отличаются от концертов в закрытом помещении. Выступая на улице, находишься очень далеко от публики, поэтому приходится делать огромные световые, лазерные и видео-установки, чтобы публика, находящаяся очень далеко от сцены, смогла вполне насладиться всеми музыкальными и визуальными эффектами шоу. Но сам я предпочитаю концерты в закрытом помещении, потому что там ты очень близок к публике, ты чувствуешь ту Любовь, что они тебе посылают... Я счастлив, когда докасаюсь до их рук и вижу огромную улыбку на их лице.. Для артиста самое главное - просто видеть и понимать, что ты приносишь человеку столько счастья…
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)