ФЕСТИВАЛЬ  А знаешь, как они называют Биг Мак?!

Фестиваль французской музыки Le Jazz триумфально прошёл сразу в пяти российских городах. Звуки рассказывают о московской части фестивальной программы.

С 8 по 11 апреля 2010 г. на концертных площадках пяти российских городов состоялись концерты VI-го фестиваля французской музыки "Le Jazz".
Напомню, что 2010 год объявлен "годом дружбы России и Франции", и в течение года в обеих странах запланировано проведение более трехсот мероприятий, в том числе – и культурных. Так что в нынешнем году фестиваль принял невиданный размах: он проводился при поддержке Французского культурного центра, Министерства культуры РФ, Французского института в Санкт-Петербурге и Посольства Франции в России.
И если москвичи и петербуржцы уже успели привыкнуть к тому, что по весне к ним в город приезжают лучшие французские музыканты, то вот любители музыки из Казани, Архангельска и Брянска получили возможность побывать на фестивальных концертах "Le Jazz" впервые. Концерты во всех этих городах прошли с огромным успехом, и настолько удачное расширение географии фестиваля – это, наверное, главное событие "Le Jazz 2010". Делать концерты вне столиц - занятие особенно непростое, но вместе с тем не является секретом тот факт, что именно в провинции музыканты встречают самый тёплый и радостный приём публики, не избалованной выступлениями артистов такого высокого уровня.

Тут необходимо сказать слова благодарности в адрес людей, придумавших и много сделавших для того, чтобы у нас был такой замечательный фестиваль. Сама идея показать российской публике всё лучшее, что есть в современной французской музыке, пришла шесть лет назад в голову бывшему французскому атташе по культуре Жоэлю Бастенэру, а подготовку такого фестиваля взяло на себя агентство "Арт-Мания". И вот уже шестой год подряд организаторам "Le Jazz" удаётся предложить зрителям на редкость сбалансированную программу, в которой каждый сможет найти интересного для себя исполнителя.

Направленность фестиваля "Le Jazz" - конечно, более широкая, чем можно было бы предполагать из названия. Основная ценность многовековой французской культуры заключается в том, что она позволяет взаимодействовать с собой многим другим культурным традициям – американскому джазу, этнике Северной Африки, цыганским и балканским интонациям, и многому другому. Всё это можно услышать на современной французской сцене, и всё это в разные годы можно увидеть на фестивале "Le Jazz". Участником фестиваля не обязательно должен быть француз по рождению или музыкант, играющий, традиционную французскую музыку – только в этом году на "Le Jazz" сыграли уроженцы Израиля, Бельгии и Италии – для этого необходимо так или иначе быть причастным к Франции, например, жить и работать в этой стране.

Ну а теперь непосредственно о событиях "Le Jazz 2010". Два основных коллектива-участника фестивальной программы ежедневно перемещались из города в город, и в итоге дали по четыре концерта каждый. Это - совместный франко-русский проект пианиста Эрика Ленини (Eric Legnini) и саксофониста Николая Моисеенко и главный хэдлайнер всего фестиваля - выдающийся аккордеонист Ришар Гальяно (Richard Galliano) с музыкантами ансамбля Tangaria Quartet. Кроме того, российские зрители смогли побывать на выступлениях трио пианиста Ярона Хермана (Yaron Herman) и парижского квартета Beltuner.

Yaron Herman Trio
Главный московский концерт фестиваля состоялся 9 апреля во МХАТе им. Горького. Первыми на сцену вышли музыканты Yaron Herman Trio. Ярон Херман - молодой пианист, ему ещё не исполнилось и тридцати лет. Он родом из Тель-Авива, учился в США в известном музыкальном колледже Беркли, а затем осел во Франции и достаточно быстро выдвинулся в ряд наиболее заметных джазовых музыкантов Европы.
Прошлогодний диск Yaron Herman Trio "Muse", записанный с привлечением струнного квартета на французском лейбле "Laborie", собрал отличную критику и хорошо продался (был признан самым продаваемым джазовым инструментальным альбомом года на iTunes). Как результат - несколько месяцев назад Ярон Херман подписал контракт с престижным немецким лейблом ACT. Выход первой пластинки для этого лейбла запланирован на конец 2010 г.
В Россию Ярон Херман привёз другой состав, нежели тот, с которым были записаны две пластинки трио. На фестивале "Le Jazz" вместе с Херманом выступили контрабасист Симон Талье (Simon Tailleu) и ударник Седрик Бек (Cedric Bec.
Музыку, которую играет Yaron Herman Trio, вполне возможно определить как европейский вариант американского трио The Bad Plus. Помимо собственных композиций, Ярон Херман исполняет немного классической музыки (Скрябин, Равель), и классики джаза (Гершвин, Гиллеспи), а также кавер-версии популярных песен из других жанров - Стинг, Бьорк и др. Из каверов на московском выступлении прозвучала вещь группы Nirvana "Heart Shaped Box", а также, грешным делом, композиция "Toxic" из репертуара Бритни Спирс (Britney Spears). Последняя вещь, кстати, у трио получилась значительно круче оригинала.
Выступление Yaron Herman Trio ожидалось с большим интересом, и надо сказать, музыканты вполне оправдали такое отношение. Было бы очень здорово снова побывать на их концерте, но уже в формате полноценной сольной программы.

Квартет Эрика Ленини и Николая Моисеенко
Завершилось первое отделение концерта выступлением совместного франко-русского проекта – квартета пианиста Эрика Ленини и саксофониста Николая Моисеенко. В квартет, помимо со-лидеров, вошли: с французской стороны – барабанщик Франк Агулон (Franck Agulhon), тоже неоднократно приезжавший в нашу страну с концертами в составе различных групп, а с российской – контрабасист Сергей Гейер, постоянный участник Nikolay Moiseenko Project.
И Эрик Ленини, и Николай Моисеенко очень хорошо известны нашим слушателям. Оба лидера квартета получили джазовое образование в Америке, и оба, хоть и по-разному, но играют современный американский джаз. Бельгиец по происхождению, два месяца назад отметивший 40-летний юбилей, пианист Эрик Ленини раньше в течении пяти участвовал в квинтете итальянского саксофониста Стефано ди Баттисты (Stefano de Battista), много играл в квинтете братьев Бельмондо Belmondo Quintet и т.д., играет в собственном проекте, а также крайне востребован как продюсер и сессионный музыкант для широчайшим спектром музыкальных направлений. В Россию Эрик Ленини приезжает в Россию почти каждый год, а бывает - и того чаще. Он уже участвовал в "Le Jazz" два года назад.
Саксофонист Николай Моисеенко – один из самых ярких российских музыкантов поколения "30-летних". Николай – выпускник РАМ им. Гнесиных и музыкального колледжа Беркли, а ныне - лидер собственного фанк-джазового проекта Nikolay Moiseenko Project, хотя, естественно, занят и в других составах (например, играет с молодым вокалистом Марком Юсимом). В 2007 г. Николай Моисеенко выпустил диск "Perfect World".
В последнее время Николай часто выступает на фестивалях, проводимым агентством "Арт-Мания". Например, осенью 2009 г. Моисеенко выступил на фестивале "City Jazz" в Московском Доме Музыки на одной сцене со своим преподавателем в Беркли замечательным гитаристом Дэвидом Фьючински (David Fiuczynski). Запланировано появление Николая и на "Усадьбе Джаз" в начале июня 2010 года.

Некоторые подробности истории этого фестивального проекта рассказывает со-лидер квартета саксофонист Николай Моисеенко:
- "Когда мне предложили поучаствовать в этом проекте, я не мог даже представить себе лучшей кандидатуры, чем Эрик Ленини - и в человеческом и в музыкальном плане. Мы отнеслись к проекту очень серьезно. Ноты были получены всеми музыкантами ещё за полгода до выступления. Кроме того, Эрик и барабанщик Франк Агулон приехали в Москву за два дня до первого выступления в Казани, и мы имели возможность провести несколько репетиций.
В этой программе Эрик играл на rhodes piano – самостоятельном инструменте, который в своё время ввел в джазовый обиход Майлс Дейвис. Такой выбор был сделан специально, потому что тембр родоса неповторим и придает определенное звучание музыке.
Поскольку основная часть джазовых слушателей привыкла воспринимать меня скорее в качестве фанк-джазового музыканта, то мне хотелось на фестивале "Le Jazz" представить публике несколько другую, более традиционную сторону своего творчества, сыграть мейнстрим.
Никаких новых композиций для совместного проекта мы специально не писали, а просто выбрали из наших регулярных программ ту музыку, которая наилучшим образом прозвучала бы в этом составе. Мы выбрали для фестивальных выступлений четыре композиции Эрика ("Trippin'", "Casa Bomaco", "Where is the Love?", "Night Fall") и три мои пьесы ("Song for Vanya", "Kenny'a", "Untitled").
Эрик - очень опытный музыкант и все, что он делает, пронизано профессионализмом и точностью исполнения, но в то же время он прекрасный интерпретатор. Я старался заранее ничего особенно не говорить ему про свои композиции, мне хотелось просто услышать, как Эрик будет играть мою музыку. И во многом для меня это прозвучало по-новому! Не лучше или хуже, а просто по-другому. И мне тоже пришлось добавить кое-что от себя в его пьесы, играть их несколько по-другому, чтобы мы звучали как ансамбль, представляли собой единый музыкальный организм. Во всех городах нас принимали очень хорошо, причём в провинции – ещё более эмоционально, чем в Москве. В Архангельске – так вообще был танцпол!"

Так или иначе, но на сцену в рамках одного состава Эрик Ленини и Николай Моисеенко вышли впервые, и было очень интересно посмотреть, как они будет взаимодействовать с друг с другом. Дело в том, что в рамках собственного проекта Eric Legnini Trio французский пианист играет качественную, но всё же относительно однообразную музыку, американизированный джаз с оттенками блюза и соула. И Николай не ошибся, отдав более старшему и опытному коллеге общую командную инициативу и сыграв не совсем в свойственном себе ключе. Наш саксофонист сумел ярко продемонстрировать собственные исполнительские и импровизаторские способности, "расцветить" своими соло звучание квартета в целом, показать себя как зрелого и продолжающего расти дальше музыканта. Выступление Николая Моисеенко на фестивале "Le Jazz" приятно удивило многих слушателей и, безусловно, стало одним из главных моментов прошедшего фестиваля.

Richard Galliano &Tangaria Quartet
Понятное дело, подавляющее большинство заполнивших МХАТ слушателей ожидало выступления во втором отделении главного хедлайнера фестиваля - легендарного композитора и аккордеониста Ришара Гальяно (Richard Galliano) и его квартета Tangaria Quartet. Кроме Гальяно, в состав квартета входят скрипач Себастьян Сюрель (Sebastien Surel), контрабасист Филипп Ар (Philippe Aerts) и венесуэльский перкуссионист Рафаэль Мехиас (Rafael Mejias).
Безусловно, самый ассоциируемый с Францией музыкальный инструмент – это аккордеон. А самый известный современный французский аккордеонист – это месье Гальяно, которому 12 декабря 2010 г. исполнится 60 лет. Мэтр очень много гастролирует по всему миру, довольно часто приезжает с концертами и в Россию. Четыре года назад Гальяно с этими же музыкантами уже участвовал во втором фестивале "Le Jazz".
Ришар Гальяно проделал с французским народным танцем "мюзетт" начала прошлого века примерно то же самое, что его друг и учитель Астор Пьяцолла (Astor Piazzola) сделал с аргентинским танго. Пьяцолла изобрёл жанр нового танго, "tango nuevo", а Гальяно – жанр "new musette". Ко времени знакомства с Пьяцоллой 1983 г. Гальяно уже был опытным и известным музыкантом. Но настоящий звёздный час пришёл к нему в начале 1990-ых гг., когда по совету создателя жанра "нового танго" он вернулся к традиционным для Франции истокам, и смешав джаз и народную музыку разработал на основе танца "вальс мюзетт" новую концепцию. Альбом с названием "New Musette" принёс Гальяно настоящую славу и звание лучшего французского музыканта 1993 г.
Вообще, трудно назвать более универсального музыканта, чем Ришар Гальяно – в его обширной дискографии есть и сольные работы, и записи с биг-бэндом, а совсем недавно вышел альбом с интерпретациями музыки Баха. Каждый год на фестивале "Le Jazz" встречается хотя бы один настолько французский по духу музыкант, что, выходя после концерта на улицу, не сразу понимаешь, где именно находишься и легко путаешь Тверской бульвар с Boulevard du Montparnasse. В 2008 г. это был мастер губной гармоники Жан-Жак Мильто, в прошлом году – кларнетист Мишель Порталь. В этом году – это, конечно, Ришар Гальяно.

Beltuner
Но самое яркое, по моему скромному мнению, событие Le Jazz ждало москвичей на следующий день в клубе "16 тонн", где просто с фантастическим успехом состоялся концерт французского квартета "Beltuner". Нечасто удаётся услышать настолько энергичное, яростное, эмоциональное исполнение музыки, но в то же время – доступное для понимания любого слушателя.

Об этой группе стоит рассказать несколько подробнее, тем более что по сравнению с остальными участниками "Le Jazz" она в России пока не так хорошо известна. Определить одним словом стиль, в котором играет этот возглавляемый колоритным коллектив не так просто. Сами музыканты, продолжатели дела Джанго Рейнхардта, Джо Привата и Астора Пьяцоллы определяют свою музыку как джаз в сочетании "swing-musette-gypsy". Основные влияния – конечно, парижское танго, восточноевропейская музыка, цыганские нотки, что-то из классики, и всё это замешано в потрясающий коктейль. Что нужно заметить точно – эта группа прежде всего концертная, на выступлении "Beltuner" надо присутствовать вживую, здесь большая роль отведена артистизму, в основном, конечно, лидера квартета. В прежние годы концерты "Beltuner" могли продолжаться до шести часов. В Москве группа отыграла два с половиной, и, по-моему, могла бы отыграть ещё столько же.
Группа "Beltuner" была создана в Париже в 2001 г. молодыми музыкантами, скорее прошедшими к тому времени реальную школу жизни, чем выпускниками элитных музыкальных заведений. За плечами квартета - два записанных альбома (под нехитрыми названиями "Beltuner" (2005) и "Beltuner 2" (2008)), обложки которых достойны того, чтобы рекомендовать их изучить особо, множество сыгранных концертов, в основном, конечно, на родине, во Франции, но были и зарубежные вояжи – соседние Италия и Англия, Юго-Восточная Азия, Арабские Эмираты. Музыканты уже выступали на постсоветском пространстве (в ноябре 2007 г. в Литве и Латвии), но в России группа выступила впервые.
Лидер "Beltuner" – композитор и аккордеонист Жоанн Риш (Johann Riche). Играть на этом инструменте его научил в раннем детстве дед, профессиональный аккордеонист. В возрасте 19 лет Йохан перебрался из родной Лотарингии в Париж, писал и исполнял музыку для театра, кино и телевидения, ну и, конечно, играл концерты. И таким вот образом понемногу доигрался до собственного проекта.
Гитариста в квартете два. Паскаль Мюллер (Pascal Muller) – разносторонний мультиинструменталист. Музыкой занимается с детства, первый инструмент – рояль. В 1997 г. Мюллер как басист закончил Музыкальную Международную Академию в городе Нанси. Помимо "Beltuner", музыкант играет разноплановую музыку - джаз, фанк, идиш, а также поёт. Другой гитарист, Гийом Жюэль (Guillaume Juhel), появился в группе относительно недавно.
Контрабасист Николя Потрас (Nicolas Pautras) овладевал мастерством игры по большей части самостоятельно, к тому же он полиглот (сайт группы сообщает о том, что он может говорить на добром десятке языков), Параллельно с "Beltuner" работающий в группах, исполняющих музыку в алжирской и восточно-балканской стилистике.
Сказать, что в клубе был аншлаг - это значит не сказать ничего. Публика стояла монолитной стеной – такое я наблюдал в первый раз. В какой-то момент квартет стал квинтетом – к выступлению присоединился "перкуссионист" зал, на диво ритмично выстукивающий аплодисментами нужный рисунок.
По ходу концерта три участника квартета подстраивались под многочисленные и вдохновенные импровизации Жоанна – лидер ансамбля мог в любой момент "съехать" на другую тему, потом на следующую, вернуться к исходной, и так далее. Каждая композиция концерта получалась в итоге продолжительной, но на часы никто не смотрел.
На бис "Beltuner" приготовил московским зрителям специальный подарок – попурри из "Очи Чёрные" и "Калинка-Малинка".


В этом году фестиваль "Le Jazz" прошёл особенно удачно – и по составу музыкантов, и по заполненности залов, и наконец - по отзывам публики. Ждём не менее впечатляющего продолжения следующей весной.
Ну и совсем скоро, буквально через полтора месяца, нас ждёт летний фестиваль под открытым небом "Усадьба.Джаз 2010", который состоится уже в седьмой раз. В программе фестиваля заявлено много интересных имён. Выделю из некоторые, относящиеся к традиционно джазовой площадке фестиваля "Аристократ".
В первый день 5 июня сначала пройдёт третий конкурс молодых исполнителей, а весь оставшийся вечер будет посвящён памяти скончавшегося в январе 2010 г. альт-саксофониста и бенд-лидера Георгия Арамовича Гараняна.
6 июня ожидаются выступления группы Круглый Бенд (лидер - саксофонист Алексей Круглов), певицы Анны Бутурлиной и трио Алексея Беккера, квинтета живущего в США российского трубача Виталия Головнёва. Виолончелист Борислав Струлёв совместно с Московским молодежным камерным оркестром представит программу "От классики до джаза". Завершит фестивальную программу победитель прошлогоднего молодёжного конкурса "Усадьба.Джаз 2009" симфо-джазовый оркестр SumFusion Orchestra при участии валторниста Аркадия Шилклопера и индийского перкуссиониста Трилока Гурту, и это уж точно будет самый неординарный сет фестиваля.

20.04.2010, Александр НИКИТИН (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: