В начале апреля участники канадской группы Godspeed You! Black Emperor объявили о своем возвращении. Концерты, курирование декабрьского фестиваля "All Tomorrows parties", никаких новых дат, кроме согласованных, никаких интервью. Все - как и полагается пост-рок-формации, которая некогда отметилась на обложке авторитетного музыкального издания не фотографией и даже не обложкой диска, а текстом: "Машина в огне, и за рулем никого, и сточные трубы забиты тысячами самоубийц-одиночек, и черный ветер дует. Правительство погрязло в коррупции, а мы сидим на препаратах, включив радио и задернув занавески...". Обратите внимание - журнал просто процитировал заглавный трек с дебютного альбома группы, а сколь эффектно это прозвучало!..
Они назвали себя Godspeed You Black Emperor! (в первой версии названия – с восклицательным знаком в конце), вдохновившись японским фильмом 1976 года о байкерах. Монреальцы начали играть вместе в 1994-м. Сначала их было трое – Эфрим Менук (Efrim Menuck), Майк Мойя (Mike Moya) и Мауро Пецценте (Mauro Pezzente). Две гитары, бас и магнитофон, воспроизводящий "кольца".
Сперва – много дрона, потому что так проще играть одну ноту целый час.
Первая запись группы (Мауро+Эфрим+шумы), похоже, так и не станет достоянием общественности – это 27 пьес под названием "All Lights Fucked on the Hairy Amp Drooling", выпущенных тиражом в 33 экземпляра. В сети гуляют различные фейковые варианты.
Менялся состав, количество участников группы в иные времена доходило до 12, но в итоге осталось 9 – три гитары, две бас-гитары, две барабанные установки, виолончель, скрипка. Иногда – глокеншпиль и валторна. А также предварительно заготовленные записи с эмбиентом и речью. Хаос уступил место импровизациям и занятным риффам. Симфоническая музыка пост-индустриальной эпохи, в которой одинаково важны и панк-рок, и Кшиштоф Пендерецки (Krzysztof Penderecki) с Филиппом Глассом (Philip Glass).
У них нет лидеров, хотя пресса выделяет Менука как человека, который больше всего общается со СМИ. По сути, это коммуна. У них есть студия Hotel2Tango в монреальном артистическом районе Mile End, где пишутся и сторонние проекты, и гости (типа Arcade Fire). Тут же живут люди и проходят некоторые концерты.
Группа четко и бескомпромиссно формулирует свое отношение к корпорациям и войнам. Скажем "09-15-00" посвящается армии Ариэля Шарона (Ariel Sharon). В конверте EP "Slow Riot for New Zerø Kanada" (1999) в качестве оформления прописана инструкция по изготовлению коктейля Молотова на итальянском, а в текстах упоминаются истории из Библии и "Божественной Комедии" Данте. На обложке этого EP на идише написана фраза из "Бытия" - "потерянная земля".
Первый крупный релиз команды – пластинка "F♯A♯∞". Ее выпустил местный лейбл "Constellation" в 1997-м тиражом в 500 экземпляров, после чего группа нашла поклонников в Чикаго - и ради релиза на "Kranky" в следующем году запись сделали еще раз, так что она стала звучать несколько иначе. Вместо двух крупных треков (по одной на сторону, в названии альбома обозначены их тональности) на диске теперь было уже три.
Почти все работы GY!BE, условно, похожи друг на друга. Композиции поделены на логические части, которые развиваются от тихого и тревожного до громкого и насыщенного. Но за счет насыщенности звука и грамотно выстроенного процесса совместной записи они не напоминают набор механически собранных паттернов, а, напротив, выражают целый спектр чувств – от скорби до надежды. Здесь нет ярости Mogwai или джазового задора Do Make Say Think. Зато есть место идеология хард-кора, когда сама жизнь заставляет взяться за инструменты.
На концертах часто не видно ничего, кроме фильмов на экране (их снимает, в основном, скрипачка Софи Трюдо (Sophie Trudeau). Многие выступления записаны с разрешения группы и доступны в сети – благо, музыканты каждый раз играли пространные треки чуть по-другому. Все-таки панк-воспитание дает о себе знать. Спасибо людям с магнитофонами - теперь мы можем хранить на компьютере некоторые вещи, которые так и не попали на официальные релизы.
После дебютника вышел "Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven" на четыре треки. По сути, опера с характерными настроенческими названиями композиций – "Storm", "Static", "Sleep" и "Antennas to Heaven" - и еще более крутыми именами отдельных фрагментов. Типа "She Dreamt She Was a Bulldozer, She Dreamt She Was Alone in an Empty Field"
Третий альбом появился в 2002-м – его уже записывал сам Стив Альбини (Steve Albini). У "Yanqui U.X.O." - интересная расшифровка. Первая часть – это "янки" на испанском, а также обозначание "олигархии мультинациональной корпорации". А "U.X.O." - "неразорвавшиеся боеприпасы". Он более мелодичен и, скажем так, четок. Здесь звучат трубы и постоянно раздаются приветы ранней британской психоделии.
Надо заметить, что постепенно аура загадочности вокруг группы рассеялась – появились концертные фото, интервью, треки появлялись в фильмах (хотя Оливеру Стоуну и было отказано). Группа постоянно указывала, что отвечает на вопросы как единый организм, так что личные вопросы отметались – что там, даже фамилии участникок стали известны не сразу.
Тем не менее, случилось неминуемое: GYBE! стали популярны. Они играли в значительных залах, о них с восхищением писала пресса. Так ли этого хотелось самой группе, чья музыка заполнена печалью и лучше описывает Апокалипсис, нежели сотня фильмов в духе "2012"? В чьих заявлениях не щадились ни политики мира, ни группа Radiohead?
В 2003-м музыканты объявили о перерыве, в 2008-м в прессе появилась новость, что бэнд распался, однако слухи не подтвердились. Вообще, в период "спокойствия" участникам было не до отдыха. У каждого имелись проекты, не менее важные. Самыми известными стали Thee Silver Mt. Zion Memorial Orchestra & Tra-La-La Band (это самое длинное из череды названий коллектива, выпустившего недавно шестой альбом), Fly Pan Am, HṚṢṬA и Set Fire to Flames. А всего их почти 40! Думаю, они сами и не заметили паузы, которая длилась в темпе с их музыкой.
Мир оказался на краю пропасти, и певцы, что поют при помощи струн, барабанного пластика и Старого завета, подоспели вовремя.
Дата образования:
1 января 1994
1965 – Родился Майк Ди (полное имя - Micheal Diamond), участник нью-йоркского "белого" хип-хоп-трио Beastie Boys. Трио примечательно тем, что исполняет не только хип-хоп, но и инструментальные джазовые, панк-рок и рок-композиции »»
Майя ПЛИСЕЦКАЯ (1925)
Norman GREENBAUM (1942)
Meredith MONK (1942)
Mike VERNON (1944)
Duane ALLMAN (1946)
Joe WALSH (1947)
Robert POSS (1956)
Петр САМОЙЛОВ (1958)