DEERHOOF  Серебряное копытце

Обычная схема описания группы за счет смежных и родственных ему проектов в случае с Deerhoof не срабатывает. Белые вороны в авангарде независимого стана, они как будто нарочно садятся на ветки, где разместились их антиподы. Подчеркивая свою оригинальность, Deerhoof скрывают свое происхождение, морочат голову и искренне смеются над всеми попытками их поймать за хвост. Нойз-рок? Инди-поп? Классическая музыка 21-го века? Whatever.

Музыкальные фестивали не зря считаются самой прогрессивной формой окультуривания и воспитания вкусов отечественных меломанов — за очевидным расширением слушательского кругозора, стоит и расширение кругозора промоутерского. Иными словами, фестивальные выступления открывают дорогу в Россию многим группам, которые не решились бы на полноценный сольник, не будучи ободрены блестящим фестивальным приемом. История с американскими авант-рокерами Deerhoof – из таких. За это следует сказать "спасибо" Авант-фесту, где в прошлом году команда Грега Сонье (Greg Saunier) дала впечатляющий, пусть и короткометражный, концерт — и не менее впечатляющее интервью Звукам.RU. Тем более отрадно видеть, что Deerhoof оказались востребованы здесь — их непростая и неконвенциональная музыка оказалась способна не только стучатся в сердце избранных, но и покорять толпу.

Обычная схема описания группы за счет смежных и родственных ему проектов (т.н. "сцены") не срабатывает в случае с Deerhoof. Белые вороны в авангарде независимого стана, они как будто нарочно садятся на ветки, где разместились их антиподы. Подчеркивая свою оригинальность, Deerhoof скрывают свое происхождение, морочат голову и искренне смеются над всеми попытками их поймать за хвост. И в самом деле — даже в сухой википедической справке попытка определить жанровую принадлежность квартера вылилась в шесть строчек взаимоисключающих (но только не в их случае!) определений — там нойз-рок мило соседствует с инди-попом и даже с "21 century classical music", как выразился составитель статьи. И все это правда — за шепчущий девичий вокал в духе японского движения шибуйа-кей в группе отвечает Сатоми Мацузаки (Satomi Matsuzaki), за матроковую сложность ритмического рисунка — сидящий за обрубком ударной установки Грег, а за гитарные пассажи в диапазоне от дерганного ноу-вейва до вполне связных атак перегруза, что хоть в репертуар Motorhead вставляй – Эд Родригез и Джон Дитрих (Ed Rodriguez, John Dietrich). Такое перечисление участников неслучайно — в Deerhoof каждый представляет самостоятельную творческую единицу, что, правда, начинает потихоньку мешать легендарной производительности коллектива, в былые времена выпускающего строго по пластинке в год. Сейчас Сатоми занята в любопытном токийском проекте One One, любитель семечек Грег выступает как академический музыкант, исполняя произведения таких композиторов, как Дьёрдь Лигети, чья музыка звучит в "Космической Одиссее" Стэнли Кубрика. Как бы то ни было, это еще не значит, что новые песни не сочиняются — напротив, часть грядущего альбома наверняка можно будет услышать в "Икре".

Возвращаясь к попытке расположить Deerhoof на музыкальной карте мира, в их ближайших соседях можно указать Сергея Курехина, Xiu Xiu (Джейми Стюарт - давний друг Сонье, который помогал Xiu Xiu с записью последних пластинок) и Dirty Projectors – но и это не показатель музыкального сходства, а лишь открытости сознания, тяги к экспериментам и славного поп-чутья. Попытки сравнить Deerhoof с музыкантами андеграундного движения "Rock In Opposition" стоит признать несостоятельными — оппозиция предполагает единый фронт сопротивления конкретным оппонентам, Deerhoof же объединяют, а не разобщают — в их песнях рука об рука бредут заклятые неприятели: от сурового шумового гранжа до трогательных шлягеров, от сложнейших авангардных конструкций к песням, которым легко и приятно подпевать. Словом, если вы хотите прикоснуться к лучшему, что было в экспериментальном роке и вместе с тем мельком оглядеть все, что происходило в независимом лагере за последние лет двадцать — лучшей возможности в ближайшем будущем не представится.

Deerhoof
Москва, клуб Ikra
14 апреля 21.00

05.04.2010, Феликс САНДАЛОВ (ЗВУКИ РУ)

DEERHOOF - свежие публикации:

  • События - Краткая и неполная история музыки, 29.09.2020
    Deerhoof сыграли 43 кавера за 35 минут и сделали из этого альбом »»
  • Интервью - Не бей копытом, 16.04.2010
    Deerhoof подтвердили свой статус самой смекалистой группы из числа независимых — их музыкальные чудачества не разрушили хрупкое очарование самих песен, но и не дали заскучать зрителям, которые затем еще два раза вызывали группу на бис. После концерта Звуки.RU решили проведать лидера коллектива Грега Сонье и узнать, что общего у русских с японцами, как ему работалось с Xiu Xiu и почему стоит хлопать во время песен »»
  • Интервью - Желающие странного, 14.05.2009
    Американцы Deerhoof выбиваются из стройного ряда коллег по цеху независимой музыки: в их творчестве нашли применение не только и не столько гитарные эксперименты первопроходцев жанра Sonic Youth и Dinosaur Jr., сколько богатство и сложность академического авангарда. Deerhoof прошли путь от маловразумительного арт-проекта, до влиятельного коллектива, без которого сцена американского инди-рока смотрелась бы плоской и невыразительной. Звуки.RU поговорили с основателем группы Грегом Сонье о личности вождя социалистической революции, улыбке Сергея Курехина, судьбе Игоря Стравинского, гранже и телепатии »»