Музыкальные фестивали не зря считаются самой прогрессивной формой окультуривания и воспитания вкусов отечественных меломанов — за очевидным расширением слушательского кругозора, стоит и расширение кругозора промоутерского. Иными словами, фестивальные выступления открывают дорогу в Россию многим группам, которые не решились бы на полноценный сольник, не будучи ободрены блестящим фестивальным приемом. История с американскими авант-рокерами Deerhoof – из таких. За это следует сказать "спасибо" Авант-фесту, где в прошлом году команда Грега Сонье (Greg Saunier) дала впечатляющий, пусть и короткометражный, концерт — и не менее впечатляющее интервью Звукам.RU. Тем более отрадно видеть, что Deerhoof оказались востребованы здесь — их непростая и неконвенциональная музыка оказалась способна не только стучатся в сердце избранных, но и покорять толпу.
Обычная схема описания группы за счет смежных и родственных ему проектов (т.н. "сцены") не срабатывает в случае с Deerhoof. Белые вороны в авангарде независимого стана, они как будто нарочно садятся на ветки, где разместились их антиподы. Подчеркивая свою оригинальность, Deerhoof скрывают свое происхождение, морочат голову и искренне смеются над всеми попытками их поймать за хвост. И в самом деле — даже в сухой википедической справке попытка определить жанровую принадлежность квартера вылилась в шесть строчек взаимоисключающих (но только не в их случае!) определений — там нойз-рок мило соседствует с инди-попом и даже с "21 century classical music", как выразился составитель статьи. И все это правда — за шепчущий девичий вокал в духе японского движения шибуйа-кей в группе отвечает Сатоми Мацузаки (Satomi Matsuzaki), за матроковую сложность ритмического рисунка — сидящий за обрубком ударной установки Грег, а за гитарные пассажи в диапазоне от дерганного ноу-вейва до вполне связных атак перегруза, что хоть в репертуар Motorhead вставляй – Эд Родригез и Джон Дитрих (Ed Rodriguez, John Dietrich). Такое перечисление участников неслучайно — в Deerhoof каждый представляет самостоятельную творческую единицу, что, правда, начинает потихоньку мешать легендарной производительности коллектива, в былые времена выпускающего строго по пластинке в год. Сейчас Сатоми занята в любопытном токийском проекте One One, любитель семечек Грег выступает как академический музыкант, исполняя произведения таких композиторов, как Дьёрдь Лигети, чья музыка звучит в "Космической Одиссее" Стэнли Кубрика. Как бы то ни было, это еще не значит, что новые песни не сочиняются — напротив, часть грядущего альбома наверняка можно будет услышать в "Икре".
Возвращаясь к попытке расположить Deerhoof на музыкальной карте мира, в их ближайших соседях можно указать Сергея Курехина, Xiu Xiu (Джейми Стюарт - давний друг Сонье, который помогал Xiu Xiu с записью последних пластинок) и Dirty Projectors – но и это не показатель музыкального сходства, а лишь открытости сознания, тяги к экспериментам и славного поп-чутья. Попытки сравнить Deerhoof с музыкантами андеграундного движения "Rock In Opposition" стоит признать несостоятельными — оппозиция предполагает единый фронт сопротивления конкретным оппонентам, Deerhoof же объединяют, а не разобщают — в их песнях рука об рука бредут заклятые неприятели: от сурового шумового гранжа до трогательных шлягеров, от сложнейших авангардных конструкций к песням, которым легко и приятно подпевать. Словом, если вы хотите прикоснуться к лучшему, что было в экспериментальном роке и вместе с тем мельком оглядеть все, что происходило в независимом лагере за последние лет двадцать — лучшей возможности в ближайшем будущем не представится.
Deerhoof
Москва, клуб Ikra
14 апреля 21.00
Irwin "Marky" MARKOWITZ (1923)
Big Mama THORNTON (1926)
Андрей МАКАРЕВИЧ (1953)
Jermaine JACKSON (1954)
Nikki SIXX (1958)
Darryl JONES (1961)
Евгений "Сдвиг" ЗВИДЕННЫЙ (1968)