Александр БОРОДИН  "Князь Игорь". Опера трех композиторов

"Князь Игорь" - опера, созданная тремя выдающимися композиторами на "Слово о полку Игореве"

"Князь Игорь" — опера русского композитора Александра Бородина в четырёх действиях с прологом. Основой для ее либретто послужила поэма «Слово о полку Игореве», рассказывающая о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев.

В основе сюжета — поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году на половцев, возглавляемых ханом Кончаком, окончившийся неудачей. Амбициозный князь отправляется на врага один с дружиной (а не с другими князьями), несмотря на дурную примету — солнечное затмение в начале пути. Погубив своих людей, он, раненый, с позором попадает в плен.

Александр Порфирьевич Бородин начал работу над оперой по предложению своего соавтора и мецената В. В. Стасова, который принял участие в написании либретто. В процессе создания оперы композитор побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.

В 1870 году композитор остановил работу над оперой: она требовала огромных временных затрат, и завершить столь значительную работу, совмещая её с научной деятельностью и преподаванием, композитор не мог. Уже написанный для оперы материал частично вошёл в Симфонию № 2.

Однако в 1874 году, Бородин снова увлекся этим замыслом, возобновил работу над оперой и продолжал ее до самой смерти. Таким образом, опера писалась в течение девятнадцати лет.

Когда в 1887 году композитор скончался, опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано - впрочем, сам Глазунов это отрицал.

Глазунов также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. А Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и написал Половецкий марш.

Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.

"Слово о полку Игореве" - уникальный памятник литературы Древней Руси конца XII века. В контексте освящения событий маленького эпизода русско-половецкой войны автор затрагивает проблемы куда большего масштаба, основная идея звучит как призыв к князьям прекратить внутренние распри, сплотиться и дать достойный отпор внешним противникам.

Создатель "Слова…" работал над произведением в те времена, когда отношения между Киевом и Великой Русью были крайне непростыми: огромные территории государства, объединённые Олегом, благоденствующие и при Владимире Святославиче, и при Ярославе Мудром, начали распадаться на многочисленные малые княжества, постепенно приходя в упадок. Киев же во что бы то ни стало старался сохранить доблесть былых обычаев, киевского князя называли "Великим".

Связав воедино фольклорные и книжные традиции, неизвестному литератору в итоге удалось создать поистине удивительный образец в лироэпическом жанре: в частности, обозначив авторскую явно христианскую позицию, он смело оперирует в том числе и языческими образами, терминами из других религий.

В "Слове о полку Игореве" поразительно точно передан и самобытный образ Древней Руси: темперамент русского народа, живописания природы, особенности каждодневного существования, упорного и тяжёлого труда. Основным чувством, судя по всему и побудившим автора к написанию "Слова…", является всеобъемлющая любовь к Родине: родным просторам, земле, простому люду. Неподдельной скорбью о разобщении Великой Руси пропитана каждая строка произведения.

Особняком в исследованиях и переводах "Слова…" стоит вопрос об установлении авторства, по масштабам дискуссий и научных изысканий способный соперничать разве что с "Илиадой" и "Одиссеей".

Большинство учёных, указывая на точность и детальность описанных событий, склоняются к версии, что автор входил в ближайшее княжеское окружение и являлся непосредственным участником военных действий. А факт владения грамотой на таком высоком уровне наводила некоторых исследователей на мысль, что неизвестный автор - вельможа при дворе князя или даже сам князь Игорь Святославич.

Первая официальная публикация "Слова…" состоялась в 1800 году. В дальнейшем произведение оказало существенное влияние на развитие и становление не только русской литературы (многочисленные исследования и переводы Жуковского, Заболоцкого, Майкова), но и изобразительного искусства (картины Перова, Васнецова, Фаворского). И, разумеется, легендарной "оперы трех композиторов".

05.04.2010, Дед ЗВУКАРЬ (ЗВУКИ РУ)

Александр БОРОДИН