"Князь Игорь" — опера русского композитора Александра Бородина в четырёх действиях с прологом. Основой для ее либретто послужила поэма «Слово о полку Игореве», рассказывающая о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев.
В основе сюжета — поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году на половцев, возглавляемых ханом Кончаком, окончившийся неудачей. Амбициозный князь отправляется на врага один с дружиной (а не с другими князьями), несмотря на дурную примету — солнечное затмение в начале пути. Погубив своих людей, он, раненый, с позором попадает в плен.
Александр Порфирьевич Бородин начал работу над оперой по предложению своего соавтора и мецената В. В. Стасова, который принял участие в написании либретто. В процессе создания оперы композитор побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем.
В 1870 году композитор остановил работу над оперой: она требовала огромных временных затрат, и завершить столь значительную работу, совмещая её с научной деятельностью и преподаванием, композитор не мог. Уже написанный для оперы материал частично вошёл в Симфонию № 2.
Однако в 1874 году, Бородин снова увлекся этим замыслом, возобновил работу над оперой и продолжал ее до самой смерти. Таким образом, опера писалась в течение девятнадцати лет.
Когда в 1887 году композитор скончался, опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. Считается, что Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую слышал в авторском исполнении на фортепиано - впрочем, сам Глазунов это отрицал.
Глазунов также почти целиком сочинил и оркестровал третье действие. А Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и написал Половецкий марш.
Премьера оперы состоялась 23 октября 1890 года в петербургском Мариинском театре.
"Слово о полку Игореве" - уникальный памятник литературы Древней Руси конца XII века. В контексте освящения событий маленького эпизода русско-половецкой войны автор затрагивает проблемы куда большего масштаба, основная идея звучит как призыв к князьям прекратить внутренние распри, сплотиться и дать достойный отпор внешним противникам.
Создатель "Слова…" работал над произведением в те времена, когда отношения между Киевом и Великой Русью были крайне непростыми: огромные территории государства, объединённые Олегом, благоденствующие и при Владимире Святославиче, и при Ярославе Мудром, начали распадаться на многочисленные малые княжества, постепенно приходя в упадок. Киев же во что бы то ни стало старался сохранить доблесть былых обычаев, киевского князя называли "Великим".
Связав воедино фольклорные и книжные традиции, неизвестному литератору в итоге удалось создать поистине удивительный образец в лироэпическом жанре: в частности, обозначив авторскую явно христианскую позицию, он смело оперирует в том числе и языческими образами, терминами из других религий.
В "Слове о полку Игореве" поразительно точно передан и самобытный образ Древней Руси: темперамент русского народа, живописания природы, особенности каждодневного существования, упорного и тяжёлого труда. Основным чувством, судя по всему и побудившим автора к написанию "Слова…", является всеобъемлющая любовь к Родине: родным просторам, земле, простому люду. Неподдельной скорбью о разобщении Великой Руси пропитана каждая строка произведения.
Особняком в исследованиях и переводах "Слова…" стоит вопрос об установлении авторства, по масштабам дискуссий и научных изысканий способный соперничать разве что с "Илиадой" и "Одиссеей".
Большинство учёных, указывая на точность и детальность описанных событий, склоняются к версии, что автор входил в ближайшее княжеское окружение и являлся непосредственным участником военных действий. А факт владения грамотой на таком высоком уровне наводила некоторых исследователей на мысль, что неизвестный автор - вельможа при дворе князя или даже сам князь Игорь Святославич.
Первая официальная публикация "Слова…" состоялась в 1800 году. В дальнейшем произведение оказало существенное влияние на развитие и становление не только русской литературы (многочисленные исследования и переводы Жуковского, Заболоцкого, Майкова), но и изобразительного искусства (картины Перова, Васнецова, Фаворского). И, разумеется, легендарной "оперы трех композиторов".
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)