Голландский городок Зутермиер находится в предместьях Гааги, путь туда из Амстердама неблизкий, а информация о том, как добираться до места проведения концерта (а клуб "Borderej" по расположению что-то вроде нашего "Крокуса") весьма скудна. Добравшись до города и преодолев несколько остановок на трамвае, нашей делегации приходится в сумерках пройти еще часть пути пешком по шоссе. Но, как в попсовом голливудском кино, саспенс заканчивается хэппи-эндом. У дверей клуба мы оказываемся за пять минут до объявленного начала концерта (в Европе непременно указывают время, когда группа выйдет на сцену).
Внутри Borderej оказывается чем-то средним между "Главклубом" и Б1 в слегка уменьшенном варианте. Высокая сцена, большой танцпартер с баром сбоку, а надо всем этим возвышается сидячий балкон. На первом этаже в фойе продают диски и футболки - не упускаю случай пополнить гардероб. Зал полон. Публика удивляет, средний возраст зрителей – лет пятьдесят. Седые дядьки при этом ведут себя в точности так же, как молодежь, пришедшая на концерт любимой группы – кричат, ломятся к сцене и затариваются в баре алкоголем. Случайных людей – ноль, что понятно: поди доберись случайно до этой глуши.
В 20.35 на сцене появляются трое – многолетний лидер TD Эдгар Фрёзе (Edgar Froese), второй клавишник Торстен Кёшинг (Thorsten Quaeschning) и барабанщица Айрис Камаа (Iris Camaa). С первых же нот мурашки по коже. Чёрт, да это же "Rubycon"! Вот уж что не чаял услышать! Но этот мини-тур – изначально "сюрпризный", группа уже третий год отмечает сорокалетие (на этот раз – сорокалетие первого альбома) и обещает играть даже то, что не играла никогда раньше. После первого трека на сцене появляются еще двое, теперь перед нами полный состав Tangerine Dream образца 2010-го.
Фрёзе, колоритный седовласый старикан с косой, в ковбойской шляпе, сидит слева, а симметричную позицию справа занимает массивный Торстен Кёшинг. Оба обложены батареями синтезаторов. Выбор несколько удивляет – похоже, TD "подсели" на цифру, причем подавляющее большинство их машинок – цифровые копии классического арсенала электронщика из семидесятых. У обоих – Pro 12 от Creamware (к залу обращены огромные мониторы с панелями управления, но не вполне понятно, к чему такой почёт, ведь синт сам по себе с ручками на "морде"), белоснежные Memotron'ы (копии меллотронов), помимо этого у Эдгара есть Nord Lead, у Торстена – Access Virus. Есть какие-то еще машинки, но их уже не разглядеть, возможно, это просто миди-клавиатуры, благо перед обоими стоят ноутбуки. Никаких "Маков" – разноцветные "инженерские" PC.
По центру расположился гитарист Бернхард Бейбл (Bernhard Beibl) – пуделеобразный моложавый дядька, похожий на Зинчука. Бейбл склонен позировать и рисоваться перед публикой, что с интровертной музыкой TD никак не сочетается. Вдобавок к этому, он еще и норовит играть хард-рокерские запилы, однако когда надо может выдать и краут-роковый переборчик. Некоторая несуразность гитариста компенсируется эффектным видом его инструментов. Гитару без деки увидишь не каждый день, а уж когда на ней играют электросмычком… Вдобавок к этому, Бейбл еще и на скрипке умеет, хотя пользуется ей крайне редко. В арьергарде расположились две блондинки – чуть левее Линда Спа (Linda Spa) с духовыми (флейта, саксофон) и клавишами, правее – Айрис Камаа с тамтамами и электронной ударной установкой.
Первые 25 минут пролетают на одном дыхании – TD делают то, чем и заработали себе репутацию отцов: играют краут-рок и классическую ретро-электронику. Циклические секвенции, неторопливые клавишные пассажи, меллотрон, гитарные переборы с дилеями. Материал разный – кое-что было вообще не узнать (все ж таки потрековым знанием 140 альбомов Tangerine Dream я похвастаться не могу), но "важное и значительное" было в изобилии. Главным хитом первой трети концерта (помимо "Рубикона" разумеется) стал фрагмент из "Stratosfear" – тут даже дядьки расплясались как на хорошем рок-концерте, очень неплохо пошло медленное диско из "Tangram". Было полное ощущение "причащения к великому", тот случай, когда слушаешь концерт с открытым от восхищения ртом.
Но видимо TD решили за один концерт показать нам всё, что умеют, а биография их совсем не линейна. По прошествии получаса на поверхность стала вылезать тёмная сторона. Вернее сказать, не темная (если бы TD вдруг заиграли "Zeit" или "Atem", никто бы не расстроился), а скорее не в меру светлая, пошловатая. Гитарист окончательно перешел за мачо-соло, клавишники поменяли тембры на отдающее пластиком general midi, а Линда что есть мочи принялась дуть в свои дудки, иногда давая этакой Кэнди Далфер (Candy Dulfer). Не поймите меня неправильно – в роли сопровождения к фильмам эта музыка может и неплоха, когда главный герой умирает или наоборот, встречает любовь своей жизни, этот пафос вполне уместен, но слушать это в формате "рок-стоячки" решительно невозможно. В своих реакциях я был не одинок. Старики поначалу стали мяться, а вскоре уныло потянулись в бар.
Потихоньку стали вскрываться и недочёты звука и аранжировок. Даже когда TD играли нетленную классику вроде треков с "Force Majeure", картину сильно портил гитарист, а секвенции (самое красивое в музыке группы) отчего-то всегда были уведены далеко на задний план и звучали уж совсем статично. Оставалось восхищаться клавишными соло Эдгара и Торстена. Звук вообще-то был неплох, но, как у многих электронщиков, слегка замыливался. Одних инструментов не было слышно вовсе, другие (например, Эдгаровский "Норд"), напротив, прорезали общий микс насквозь. Не лучшим решением были и виртуальные ударные. Ладно бы Айрис пользовалась бы каким-то небанальным набором барабанных сэмплов, но грузить в v-drums стандартные барабаны "под живые" и при этом не использовать по полной стоящую рядом живую установку – странный ход. Когда Tangerine заиграли этакую "нью-эйджевую псевдо этнику", дела стали совсем плохи, но к счастью затмение оказалось краткосрочным и вскоре весь зал снова рубился в экстазе под "Cinnamon Road".
Отыграв часа полтора, TD чинно удалились, а в зале прозвучало неразборчивое объявление на голландском. Ожидание биса затянулось, и вскоре выяснилось, что вместо пары треков по просьбам трудящихся, нас ждёт второе отделение! Пересказывать его большого смысла нет – происходило примерно то же самое. Мэтры играли гениальное старое (не лучшим образом аранжированное) вперемешку со средним и новым, иногда отличным, но чаще спорным. Нет, Tangerine Dream не исписались. Уже одним треком "Leviathan" их деятельность в двухтысячные вполне оправдана, а этот хит далеко не единственный среди их недавних записей. Но вот отделить мух от котлет Эдару Фрёзе удаётся с большим трудом. Если у Жана Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre) в какой-то момент хватило духа забыть об альбомах "Metamorphoses", "Geometry of Love" и "Teo & Tea" как о страшном сне, и отправиться в тур с материалом первого "Oxygene" и полным набором аналоговых синтезаторов, то Tangerine Dream решают вывалить на нас три часа музыки, которые распадаются на треки, вызывая то восторг, то скуку.
Конечно, хотелось бы увидеть TD в более классическом составе (от первоначального остался один Фрёзе), в сидячем зале, с оригинальными аналоговыми инструментами, с репертуаром и без этих вот "новых версий" образца 2008-го и 2010-го. TD обновленчество удаётся куда лучше, чем Guru Josh или Chicane, но "Phaedra" или "Rubycon" попросту уже ничем не улучшить. Но привередничать грешно – этот скромный в общем-то концерт ценен уже хотя бы эффектом "я видел Ленина".
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)