Ирландские пост-рокеры God Is an Astronaut: "космическое" название, "космическая" музыка – музыка для летних опен-эйров с природой, большим пространством вокруг, прохладой и звёздным небом над головой. Однако последний московский концерт GIAA прошёл в прямо противоположных условиях: переполненный зал клуба "IKRA", тесно и душно. Когда я вошёл в зал, (примерно 21:15) к сцене было не протолкнуться, и единственное, что я увидел, это надпись на спине стоявшего впереди парня (что-то про "смертельный тур" Сержа Танкяна) и небольшой кусочек сцены с одиноким микрофоном в голубоватом свете. Зрителей было так много, что их голоса, звучавшие отовсюду, сливались в неразборчивый гул. Речь была настолько неразличима, что казалось, будто люди говорят на разных языках.
Музыкантов в GIAA всего трое: Торстен Кинселла (Torsten Kinsella, гитара, клавишные), Нильс Кинселла (Niels Kinsella, бас), Ллойд Ханни (Lloyd Hanney, барабаны). Первые двое высокие, длинноволосые, во всём тёмном, были похожи на металлистов и играли так же лихо – живо и экспрессивно. Одной из первых композиций прозвучала "From Dust to the Beyond" с дебютного альбома. Музыканты почти исчезали в клубах сценического дыма, в красных и синих вспышках, в мигании белых лихорадочных огней, бежавших по бокам сцены. Музыканты исчезли, и остались только звуки их инструментов. Причём, в данном случае нет необходимости вслушиваться в партии отдельных инструментов – гитары, баса, барабанов. Все они тут работают на создание атмосферы, ни один не выпирает и не подавляет другие инструменты. Это можно сравнить с футболом, где есть команды, состоящие из звездных игроков, каждый из которых стремится выделиться и тем самым мешает другим, и есть команды, играющие в так называемый "командный футбол", где каждый игрок добротно делает своё дело, не пытается выделиться, и это позволяет команде играть чётко и побеждать. Выяснилось, что тесный и переполненный зал не является проблемой для восприятия такой музыки. Закрываешь глаза – и ничего при этом не теряется. Видеть сцену нет особой необходимости – никто там не приковывает себя наручниками к барабанной установке, не играет языком по струнам, всё просто: музыканты играют, зрители слушают.
И хотя GIAA – группа, уделяющая большое внимание визуальному ряду на концертах, не чувствуется, что в нём есть большая необходимость. Музыка самодостаточна. Но если есть видеоряд, почему бы не посмотреть. Во время "All Is Violent, All Is Bright" на заднике сцены появился серый клубящийся гриб от большого взрыва. Затем – линии телеграфных столбов, издали немного похожие на виселицы, или, как писал один мой знакомый поэт: "Падающие иероглифы телеграфных столбов…" Также на экране появлялось солнечное затмение, а иногда частью видеоряда становились тени музыкантов, в одном эпизоде тень Нильса оказалась на фоне прекрасного голубого неба. Одна из важных особенностей этого концерта: прозвучало примерно 13 песен, и каждая из них звучала, как последняя, с каждой из них внутри меня как будто что-то обрывалось и заканчивалось. 13 маленьких концертов в одном большом. Впрочем, первый сингл и первый альбом группы так и назывались – "The End of the Beginning". У них и начиналось всё с конца. Это постоянное угасание вызвало в памяти фразу из фильма "Седьмая печать": "Утрите слёзы и отражайтесь в своей пустоте…" (слова ангела смерти). Эта фраза очень соответствует такой музыке, хотя местами она почти танцевальная, например, песня "Shadows" с последнего альбома (одноимённого, 2008 года). Впрочем, это такая танцевальная музыка, под которую не хочется танцевать, под неё скорее хочется кружиться – на коньках, ночью, под звёздами, на пустом катке (хотя на вкус и цвет… некоторые, например, ухитряются слэмиться под медленных и задумчивых Cult of Luna). Есть у группы и совсем светлые песни, скажем, "New Years End" (на концерте, к сожалению, не прозвучавшая) – это такая вещь, под которую здорово выйти из дома 1 января – в новое снежное утро, с новыми надеждами. Прозвучала в тот вечер и совсем новая "In The Distance Fading" с последнего сингла (2010 г.), и старенькая "Fragile", во время которой Торстен начал петь тонким, едва различимым голоском (похоже, это эффект от примочки). Это напоминало вокал "Йонси" Биргиссона (Jonsi Birgisson) из Sigur Ros, его хрупкий голос, который как бы плывёт сквозь песню. Нежно, потерянно, одиноко. Почему-то представляются печальные хатифнатты, но плывущие не на лодке по реке, а на космической шлюпке-капсуле в безвоздушном пространстве. Само слово "fragile" как раз и означает: ломкий, хрупкий, слабый…
Прозвучали на этом концерте и особенно любимые поклонниками вещи, мгновенно узнаваемые "Forever Lost" и "Suicide by Star", и песни с последнего диска: "Echoes" и "Zodiac". Стоит отметить, что песни с последнего диска ничуть не хуже песен с любимого многими "All Is Violent, All Is Bright" (2005). В последних песнях нет какого-либо новаторства, но они звучат плотнее и массивнее своих предшественниц. В них чувствуются большая тяжесть и сгущение. А в какой-то момент музыка «астронавтов» разогналась до такой скорости, что в голове возникла другая словесная ассоциация ко всему происходящему, строчка из одного стихотворения Лукаса Мудиссона: "Я кровяной шарик что вот-вот лопнет…" В другой момент сцену опять заволокло дымом и видимым остался только один кусочек с одиноким микрофоном. Издалека этот микрофон походил на диковинный инопланетный цветок без лепестков, растущий из тумана на своём длинном, тонком стебельке-лапке. В общем, на сцене творилось что-то загадочное и неясное. Просмотр любительских видеозаписей с этого концерта подтвердил, что эти загадочность и неясность такой музыке не вредят. Смотришь эти ролики: камера то вздрагивает, то блуждает, изображение то в фокусе, то такое, будто вся сцена вместе с музыкантами расплавилась. Временами изображение замедляется, словно в зале меняется сила земного притяжения, и "астронавты" мучительно раскачиваются из стороны в сторону, играют будто уже из последних сил, еле-еле, будто на них тяжёлые скафандры. Смотришь на это и думаешь: вот он, идеальный видеоряд для их клипов.
В целом, концерт длился чуть больше часа и показался несколько скомканным. Особенно это касается единственного короткого выхода на бис. Однако все главные песни группы прозвучали, а после концерта музыканты долго раздавали автографы и фотографировались с поклонниками.
1873 – В Казани родился Федор Шаляпин, знаменитый русский оперный и камерный певец, солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики. Его т.н. "высокий бас" оказал огромное влияние на мировое оперное искусство »»
1961 – В Вашингтоне родился Генри Роллинз - рок-музыкант, вокалист, автор песен, директор лейбла 2.13.61, артист в жанре spoken word, публицист, автор книг, теле- и радиоведущий и актёр. Наибольшую известность получил как фронтмен культовых рок-групп Black Flag и Rollins Band »»
1974 – В графстве Стаффордшир родился Робби Уильямс (настоящее имя - Роберт Питер Максимилиан Уильямс). Робби считается самым популярным британским певцом, исполняющим песни в таких жанрах, как поп, поп-рок, софт-рок, брит-поп и т. п »»
1974 – В Стаффорширде родился Робби Уильямс - певец, автор песен, экс-участник бойз-бэнда Take That. Уильямс считается самым популярным британским певцом, исполняющим песни в жанрах поп, поп-рок, софт-рок, брит-поп и т. п. За характерный тембр голоса и манеру исполнения Элтон Джон назвал его… »»
1976 – В Амхерсте, Новая Шотландия, родилась Лесли Фейст (aka Feist), известная канадская поп-рок-певица, участница группы Broken Social Scene »»
Jack GOLD (1921)
Peter TORK (1942)
Bill SZYMCZYK (1943)
Peter GABRIEL (1950)
Tony BUTLER (1957)
Henry ROLLINS (1961)
Максим ЛЕОНИДОВ (1962)
Дмитрий РЕВЯКИН (1964)