ДахаБраха  Сестры Хаос

"ДахаБраха" рассказали Звукам о том, как можно смешивать украинский фолк с минимализмом Филипа Гласса и дабстепом, европейских гастролях и музыке для "нижних чакр".

Когда Звуки впервые написали об украинской группе "ДахаБраха", то охарактеризовали их как ответ ранним The Creatures. А сами себя они называют коллективом, исполняющим этно-хаос. Несмотря на ярко выраженную «народность» они ни в коем случае не претендуют на аутентичность, честно заявляя, что в их музыке есть всё. Смешение всех жанров получается у музыкантов как-то очень естественно и оттого очень удачно. Их последние два концерта в Москве – в клубах Gogol` и Мастерская - продемонстрировали умение участников группы смешить речитатив с русскими народными напевами и импровизациями под Луи Армстронга (Louis Armstrong). Они сыграли песни как с первых двух альбомов, "Ягудки" и "На межi", - "Заiнька", "Ой за лiсочком", "Ванюша", "Русалочки", так и с готовящегося третьего и даже устроили премьеру совсем нового произведения "Бувайте здоровы". А после одна четвертая "ДахиБрахи" в лице Марко Галаневича рассказал о том, как они собрались и куда идут.

Звуки: Как образовалась Ваша группа?
Марко Галаневич: Всё получилось случайно. В 2004 году в центре современного искусства "Дах" начали проводить так называемые культурные салоны, чтобы творческие люди могли друг с другом общаться и пробовать что-то делать совместно. Руководителем был Владислав Троицкий: он и режиссёр, и директор центра. Я был актёром, хотя, в общем, я им и сейчас остаюсь, вырос в семье, где все поют, но сам профессионально музыкой до этого не занимался.

Звуки: Трудно было бы догадаться.
Марко: Мне кажется, что это видно (смеётся). Видимо, шесть лет практики дают о себе знать. Девушки (Нина Гаренецкая, Алёна Цибульская, Ирина Коваленко) тогда пели в другой группе. Они фольклористки, исполняли именно аутентичную этническую музыку в народном коллективе "Кралiця", ездили по бабушкам, собирали материал и его воспроизводили. Влад предложил девушкам сместить акценты и пойти на эксперименты: включить в украинский фольклор другой фольклор. У него огромная фонотека и мы просто слушали и перенимали различные звуки. Сначала это были барабаны. Девушки тогда сказали, что хотя им это и интересно, но очень непонятно и даже чуждо. После барабанов мы перешли на классический минимализм, который мы сейчас очень часто используем: Майкл Найман (Michael Nyman), Филипп Гласс (Philip Glass) и так далее. В "атмосферных" композициях вы можете это почувствовать.

Звуки: Мне понравилась ваша позиция относительно той музыки, которую вы делаете: смешение всего на свете. То есть, вы не претендуете на то, что вы исполняете нечто аутентичное.
Марко: Да, мы вплетаем даже современные течения. Наш последний эксперимент был с дабстепом. Все эти басовые истории нам очень интересны.

Звуки: Расскажите о своей работе с Инной Желанной в клубе Gogol`.
Марко: Мы как-то пару раз встретились и поняли, что у нас много точек соприкосновения. Она пригласила нас на фестиваль "На грани фолка", где нас очень хорошо приняли, а у нас альбом назывался "На межi", то есть тоже "На грани". В ответ мы пригласили Инну на наш фестиваль в Киеве, Гогольfest. В этом году мы, кстати, приглашаем Michael Nyman Band. К сожалению, у нас было очень мало времени, чтобы подготовиться к совместному выступлению с Инной в клубе Gogol`, нам так и не удалось создать некое законченное произведение. Но мы надеемся, что всё впереди.

Звуки: Вы постоянно участвуете в Гогольfest?
Марко: Опять же, Владислав Троицкий является его руководителем. Его постоянно волнует культурная обстановка в Украине и в мире, и он придумал этот мультидисциплинарный фестиваль, где есть кино, театр, музыка, визуальное искусство. Проходит он в течение трёх недель – в этом году двух - в огромном старом помещении, Мистецьком арсенале, раньше там был военный завод. Это, пожалуй, крупнейший фестиваль такого рода не только на Украине, но и на всём этом пространстве. Миссия – показать украинцам ту культуру, которую по телевизору не показывают, и дать зарубежным гостям познакомиться с украинскими художниками, артистами и музыкантами.

Звуки: Вас самих наверняка на европейские фесты приглашали?
Марко: Да, конечно. Мы были в Венгрии, Польше, Германии, Франции, Великобритании, Ирландии. Там мы, кстати, сделали нечто похожее на то, что у нас было с Инной: выступили вместе с группой Стива Куни (Steve Cooney), смешали украинский и кельтский фольклор. Дома же мы играли с персидскими музыкантами, иранскими и курдскими, которые живут в Киеве. Они очень крутые, у них уникальная музыкальная культура, когда их дома обучают игре на инструментах, то студенты проходят всё: перкуссию, струнные, духовые и так далее. Их коллектив называется "Джам", исполняют они музыку, совершенно отличную от нашей. Но нам удалось найти точки соприкосновения. Например, мы играли нашу колядку, а они раз! и нашли похожую мелодическую темку. В такие моменты понимаешь, что делить нам всем особо нечего, что мир един.

Звуки: В "Мастерской" у вас были определённые сложности с инструментами. Вообще, насколько сложно работать с тем арсеналом, который вам необходим для выступления?
Марко: По счастью, звук в Мастерской нам отстроили отлично. А так это, конечно, проблема. У нас полно инструментов, которые редко звучат вместе. Во время выступления мы должны постоянно слушать друг друга, слышать, потому что от этого зависит та же тональность. Это всё большая головная боль.

Звуки: На обоих московских концертах вы исполняли новые песни. Пишете материал для следующей пластинки?
Марко: Да. Нас вдруг потянуло петь песни на английском, непонятно с чего. И новая пластинка будет отличаться от предыдущих, как мы между собой говорим, будет бить по "нижним чакрам". Там, например, будет песня "Тёлки". Надеемся в конце весны альбом уже выпустить.

26.03.2010, Анна НИКИТИНА (ЗВУКИ РУ)

ДахаБраха - свежие публикации: