Несомненно, каждый любитель музыки хотя бы раз слышал, сталкивался с подобным музыкальным термином. Но каждый ли меломан (человек, разбирающийся в музыке, а не простой сентиментальный любитель "послушать все подряд") в состоянии дать четкое и правильное определение музыкальному жанру "industrial"»?
Начать, наверное, нужно с того, как появляются на свет музыкальные новые жанры? Ведь не может же каждое прилагательное, приставленное к главному термину, уже само по себе создать индивидуальный и полноценный стиль музыки, независимо от эмоциональности и других ощущений при прослушивании. Иначе нас бы ежечасно встречали фиктивные термины: "strong metal", или "criminal pop", и так далее – благо человеческая фантазия, к этому располагает.
Каждый музыкальный стиль имеет свою историю, и иногда даже этимологически не всегда удается разгадать его значение – почему жанр назван именно так? Cледует отметить, что у жанра "industrial" есть осмысленная теория, почему жанр назван именно так. Многие считают, что музыканты-основатели данного термина любили слоняться по заводам и фабрикам, слушать сверлильные и токарные станки, чтобы вдохновляться машинно-автомазированной атмосферой, черпать из окружения энергию, мысли и на фоне все этого писать музыку. Отчасти, эта версия имеет право на жизнь. Но лишь отчасти.
Культовым персонажем оного направления является англичанин Нейл Эндрю Мегсон, больше известный в мире, как Дженезис Пи-Орридж (Genesis Breyer P-Orridge). Изобретатель, формирователь, основатель жанра. Надо сказать, что еще в студенческом возрасте Джен протестовал против обыденных жизненных устоев – наверное, потому что смотрел на мир иначе. Против всей политики, против жизненных ценностей, против барьеров, сдерживающих социум. Всех "против" и не назовешь. Но свои протесты лучше всего выдвигались через музыку, и поэтому в начале 70-х годов Пи-Орридж создает свою первую группу под названием C.O.U.M. Transmission. Уже тогда можно было говорить, что эта экспериментальная и не совсем широкопубличная музыка имела в себе провокационный оттенок, воздвигнутый на сексе, насилии и оккультизме. Нужно ли пояснять о том, что выступления группы вызывали резонанс и возмущение среди массовой интеллигентной публики. Однако, устройство человеческого сознания слишком утонченная вещь, и даже на самое безобразное творчество найдутся свои почитатели. C.O.U.M. Transmission устраивали довольно откровенные концерты, и как результат, на то время были довольно популярны, ездили с гастролями в Амстердам, Брюссель и конечно проводили концерты в родном Лондоне.
Опустив еще несколько биографических тонкостей, можно теперь перейти к главному – в 1976 году C.O.U.M. Transmission трансформируются в Throbbing Gristle, что переводе означает "трясущийся хрящ" (выражение, которое в свою очередь подразумевает "эрекцию"). И вот как раз с того времени, можно утверждать, что появилась и зародилась "индустриальная эпоха". Сам Дженезис основал собственный лейбл, который так и назвал "Industrial Records".
Версий происхождения термина "industrial" много, но одна из них заслуживает особого внимания, потому что она и есть наиболее приближенной к правильному определению жанра. Слово "индастриал" впервые прозвучало в группе Throbbing Gristle в следствии конкретных и достоверных событий. Когда C.O.U.M. Transmission действительно захватили определенную публику, и когда только начиналось продвижение и популяризация Throbbing Gristle, в Англии стало появляться большое количество групп, играющих очень близкую по тематике и экспериментальную по исполнению музыку. По своей сущности и приоритету они были незначительны, но их существенное количество повлияло и на взгляды Дженезиса Пи-Орриджа, который после такого события и высказался фразой примерно такого содержания: "Невероятно! Они появляются чуть ли не каждый день, штампуя друг друга, как производственный станок. На самом деле, я чувствую себя в большой индустриальной фабрике по изготовлению однотипной музыки".
О чем наболело, тем и названо. Слово вмиг прижилось в музыкальной среде, и на то время имело четкий музыкальный рисунок – резонансный гитарный звук, создание фона с помощью клавиш, разноуровневый ритм мелодий, и все что угодно, что может такой саунд к себе прилепить – любая идея авангардного звучания широко приветствовалась. К числу значимых индустриальных групп, на чье творчество следует обратить внимание при знакомстве с настоящим "индастриалом" - это Einsturzende Neubauten и Cabaret Voltaire.
Однако знакомство стоит начинать именно с творчества середины-конца 70-х - начала 80-х. За тот период Throbbing Gristle выпустили двенадцать студийных альбомов. А в 1982 году группа была закрыта "на ключ". Вполне себе достойная творческая работа. Тем более, что сам Дженезис сложа руки не сидел, и создал новый проект – Psychic TV, где продолжал проявлять свои социально-политические и религиозные идеи.
Без всяких сомнений, у такого жанра должны были появиться свои почитатели, что само по себе это явление превращало в субкультуру. Почитателями музыкального жанра "индастриал" являются риветхэды (rivethead – клепаная голова). Термин устойчиво закрепился после выхода в свет книги Бена Хампера "Rivethead: Tales From the Assembly Line", который описывал рутинные будни работы на заводе. Главная ценность субкультуры – это конечно соответствующая музыка, ее обсуждение и дискуссии. В современном мире, у субкультуры появились другие ценности, вроде "любви к заводам, фабрикам, станкам", что не совсем вписывается в тогдашнюю концепцию субкультуры, которая была простым "кружком по музыкальным интересам".
Ну а что же дальше произошло с жанром "industrial"? По словам Дженезиса, стиль умер в 1982, вместе с его группой-источником. Неоспоримый факт и действительность. Жанр "industrial" умер. Но на его прахе возродился новый, гораздо более широкий и дошедший до сегодняшнего дня музыкальный стиль – "post-industrial". Так уж случилось, что благодаря своей экспериментальной сущности "индастриал" создал плодотворную почву для своего "ребенка". Ведь у каждого человека, а если говорить конкретнее – музыканта, - свое видение эксперимента над музыкой, свои личные идеи, свои приватные способы выражения, отличающиеся нестандартностью. И работает это только в случае, когда музыкант желает экспериментировать, а не копировать уже существующий звук.
Поэтому, широкий спектр идей позволил разделиться жанру "post-idnustrial" на несколько музыкальных поджанров: Electronic Body Music (EBM), Electro-Industrial, Dark Ambient, Industrial Rock, NeoFolk, Martial Industrial, Dark Electro, Noise, Power Electronics, Power Noise, Techno Body Music (TBM). Каждый жанр имеет своего основателя, своих последователей, свою биографическую историю, каждый из названных стилей живет по сей день, полноправно используется в среде масс-медия, журналов, лейблов. Что правда, закон эволюции жанра никто не отменял. К примеру, так же как и станки с чпу 1985 года довольно существенно отличаются от современных станков 2010, так же меняется подход, звучание, концептуальность в силу развития технологий и развития музыки в целом.
Благодаря развитию интернета, сегодня практически любой меломан может познакомиться с неизвестным жанром, изучить его историю, получить желанное "блюдо" себе на компьютер. Наверное, именно благодаря этому развитию жанр "индастриал", абсолютно неправильно преподносится публике. Особенно, это чревато для публики, которая лишь только начинается знакомиться с разнообразным музыкальным миром и случайным взором попадает на слово "industrial". Неправильно причислять к "industrial" такие имена как Marilyn Manson или Rammstein. На тему их "индустриальности" можно долго дискутировать. Только вот факты будут явно не в пользу недовольных.
Подводя итог, можно сказать следующее: формально, "индастриал" - это не столько жанр музыки, сколько набор экспериментальных способов и методов повлиять на обычный звук.
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)