"Мой компьютер? Я никогда не пользуюсь компьютером. Это слишком просто. Не так просто звучать как Дилла, но на компьютере ты можешь запросто делать биты как у Диллы. Поэтому сейчас все звучат как Дилла", - негодует в своем первом за три года интервью калифорнийский хип-хоп продюсер Мэдлиб. Он и его покойный друг Джей Дилла — те, на кого стоит равняться. Эти двое определили звук независимого хип-хопа в новом веке, а вместе с тем изменили жанр настолько, что не замечать их влияния и не быть хоть сколько-нибудь ему подверженным практически невозможно.
Отис Джексон-мл. (Otis Jackson Jr. aka Madlib) и Джеймс Янси (James Dewitt Yancey aka J Dilla) привнесли в хип-хоп свои, легко узнаваемые элементы стиля. Мэдлиб ассоциируется с грязными, шипящими битами, сложной аритмичной многослойностью и сэмплированием различных дикостей, вроде какого-нибудь турецкого фанка 60-х и болливудских саундтреков. Когда речь заходит о Дилле, чаще всего приходит на ум чувственность: в его битах, как правило, прослеживается четкая мелодика, а сэмплы из классического соула и совершенно неожиданных для хип-хопа 10cc и Рэймонда Скотта (Raymond Scott) представляют из себя всплывающие то тут, то там, по ходу композиции небольшие обрывки.
Масштаб фигур двух самых влиятельных хип-хоп продюсеров последнего десятилетия настолько велик, что и их самих, и историю их взаимоотношений хочется сравнить с историей экранных перипетий Роберта Де Ниро и Аль Пачино. Существовало поверье, согласно которому если свести Пачино и Де Ниро в одном кадре, то пленку просто разорвет. Именно поэтому в "Крестном Отце II" их персонажи разведены по разным временным эпохам, а в "Схватке" совместный кадр у них всего лишь один, да и тот — снятое крупным планом рукопожатие в конце фильма. Творческие пути Диллы и Мэдлиба неоднократно пересекались, они следили друг за другом и влияли друг на друга, однако все их коллаборации были обустроены схожим образом. На совместном альбоме "Champion Sound" полномочия поделены пополам: пока один читает, другой стоит за вертушками, и наоборот. Под влиянием Мэдлиба Дилла в "двухтысячных" сменил стиль (принесший ему успех, но довольно конвенциональный) на более отрывистый и агрессивный, а Мэдлиб периодически смягчал свой звук, разбавляя его мелодическими хуками в духе Диллы, что заметно, например, на спродюсированном им альбоме соул-певца Дадли Перкинса "Expressions (2012 A.U.)". Однако, если Пачино и Де Ниро все же умудрились разрушить свой прекрасный миф, то инь-ян-союз Диллы с Мэдлибом, похоже, обречен жить вечно.
"Джей Дилла изменил мою жизнь" - в самодельной футболке с такой надписью в декабре 2005 года пришел один из зрителей на последний концерт хип-хоп продюсера из Детройта Джеймса Янси. Уже на следующий день после концерта этот посетитель красовался на главной странице сайта рекорд-компании Stones Throw, выпускавшей пластинки Джей Диллы. А еще через год футболка с надписью "J Dilla changed my life" стала едва ли не самым ходовым товаром среди заокеанских любителей хип-хопа. В феврале 2006 года хип-хоп продюсер Джеймс Янси по прозвищу Джей Дилла скончался в возрасте 32 лет в родном Детройте после продолжительной борьбы с наследственным заболеванием крови.
За три дня до печального известия о кончине, в день рождения своего создателя, увидел свет последний альбом Джей Диллы "Donuts". Диск был просто обречен стать классикой: записанная в больничной палате, в промежутках между приемами лекарств, пластинка сразу же обзавелась длинным хвостом легенд. Многие считают, что во время записи "Donuts" Дилла уже знал, что этот альбом будет его последним - отсюда и все домыслы насчет символизма записи. Тридцать один трек символизирует годы, прожитые автором — вероятно, Янси не рассчитывал дожить до 32; вынесенный в название "пончик" - это круг жизни; в использованных сэмплах и названиях треков ("Last Donut of the Night" и "Bye.", к примеру) можно прочитать предсмертные послания, и так далее. У "Donuts" и правда очень красивая история, однако, с какой стороны не подходи, она так и останется не более, чем занятным довеском к этому грандиозному диску. Составленная из обрывков и набросков битов, которые Дилла делал на протяжении всей своей карьеры с 1991 года, этот альбом стал настоящим достижением инструментального хип-хопа. "Donuts" - невероятно доступная запись, которую можно и нужно слушать всем, кто хип-хоп не совсем любит или же хочет начать, но не знает с чего. Это редкий для жанра альбом, взывающий к светлой грусти и нежным воспоминаниям - целая жизнь, рассказанная за сорок с чем-то минут. В 2000-ых Дилла записал массу первоклассного материала, в частности, убийственную EP "Ruff Draft", тот же совместный с Мэдлибом диск "Champion Sound", большое количество продакшна для других артистов — Common, The Pharcyde, Дженет Джексон (Janet Jackson), но главным его достижением останется "Donuts", потому на этом альбоме есть настоящая любовь. Джей Дилла, похоже, действительно был "соулом" хип-хопа, и с его уходом музыка многого лишилась. После "Donuts" фраза "Джей Дилла изменил мою жизнь" на майке очередного посетителя хип-хоп вечеринки воспринимается не просто как дань уважения выдающемуся продюсеру, а как искреннее признание в любви великому музыканту.
Опечаленный новостями о смерти друга, и без того чересчур продуктивный Мэдлиб, похоже, окончательно перешел на работу в две смены — и за себя, и за Диллу. Сын сессионного ритм-энд-блюзового музыканта, Отис Джексон-мл. играет практически всем, что издает звуки, ежедневно проводит в своей студии по десять часов, выпускает, в среднем, по пять сольных пластинок в год (некоторые из которых, как правило, двойные), постоянно выдумывает себе бесчисленное количество сайд-проектов и новых прозвищ, продюсирует половину клиентов своего родного лейбла Stones Throw, делает биты таким людям, как Эрика Баду (Erykah Badu), Мос Дэф (Mod Def), Талиб Квели (Talib Kweli) и составляет компиляции. При этом, Мэдлиб никогда не опускает планку: его бит всегда узнается с первых секунд, его звук невозможно сымитировать и у него, видимо, никогда не кончаются идеи. Этот человек попросту держит весь хип-хоп у себя в руках, он — главный, все остальные остались где-то позади. Джексон ответственен за возведение на запредельный уровень так называемого "crate-digging" - копания в различных музыкальных редкостях. От бразильского прог-рока до забытого филадельфийского соула; от выступлений никому не известных стенд-ап комиков до индийской психоделии — этот человек слушает и знает про музыку, кажется, больше чем любой другой на планете. Сайт фирмы Stones Throw регулярно отчитывается о состоянии музыкальной коллекции Отиса Джексона-мл.: по сообщениям на начало 2010 года, вес его коллекции винила превысил четыре тонны и продолжает расти.
Творчество Мэдлиба настолько же разнообразно, как и его музыкальные предпочтения. За ворохом псевдонимов кроются десятки музыкальных жанров, например за джаз-фьюжном группы Yesterday's New Quintet стоят целых пять вымышленных альтер-эго одного Отиса Джексона, а псевдоним DJ Rels отвечает за так называемый "broken-beat" - лондонскую смесь драм-н-бейса, хауса и техно. Главным для Мэдлиба остается, однако, хип-хоп, и в нем он ответственен за самые оригинальные пластинки последнего десятилетия. Начиная с выпущенной в 2000 году под именем Quasimoto записи "The Unseen" - головокружительного путешествия в дебри подсознания, продолжая ставшей уже легендарной коллаборацией с рэппером MF DOOM "Madvillany" и сериями инструментальных альбомов "Beat Konducta". Он единственный, кому могут доверить весь каталог лэйбла Blue Note — бездонный золотой фонд джаза, чтобы тот сделал ремиксы на то, что ему нравится, а потом выпустил их на том же Blue Note (альбом "Shades of Blue" 2003 года). Последние десять лет Отис Джексон-младший занимался тем, что с невозмутимым выражением лица методично изменял хип-хоп и искусство сэмплирования в целом. Его дискография — это более сотни релизов, его творчество и жизнь — это настоящее произведение искусства сами по себе.
Среди посетителей последнего дня рождения Джей Диллы был его друг и основатель рекорд-лейбла Stones Throw, Peanut Butter Wolf, который вспоминает, что его и Мэдлиба, принесших с собой торт в форме пончика, не пустили не порог дома из-за плохого самочувствия именинника. "Вот тогда я понял, что все было скверно, больше, чем когда-либо. Всего лишь пару недель назад он хоть и передвигался в кресле-каталке, но все равно был полон энергии и показывал мне музыку, показывал оборудование, говорил, что надо бы перевезти в Лос-Анджелес то, что осталось в Детройте". До самого последнего мгновения своей жизни Джей Дилла, как и Мэдлиб, жил музыкой. Тут уместным будет процитировать персонажа Аль Пачино в фильме "Схватка", который говорил: "Я - то, к чему я стремлюсь". Хип-хоп, а вместе с ним и вся музыка уже никогда не будут прежней, благодаря Джей Дилле и Мэдлибу. Потому что эти двое всегда сами были музыкой.
1962 – В Кеннете, Миссури, в семье адвоката и пианистки родилась Шерил Кроу - поп-певица, начинавшая карьеру в качестве бэк-вокалистки Майкла Джексона »»
1982 – Родился Питер Хейз - гитарист и вокалист американской рок-группы Black Rebel Motorcycle Club »»
Jimmy CARTER (1932)
Gerry GOFFIN (1939)
Sergio MENDES (1941)
Otis CLAY (1942)
Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ (1957)
Sheryl CROW (1962)
Craig "133" JONES (1973)
D'ANGELO (1974)
Brandy (1979)