Когда в 1987 году Uriah Heep впервые приехали в СССР, слухи о том, что в столицу едут "живые легенды рока", произвели на общественность куда больше впечатления, нежели собственно концерт. Группа Мика Бокса (Mick Box) никогда не поражала воображение слушателей яркими и ослепительными шоу в духе Kiss или W.A.S.P.. Тем не менее, они писали песни, которые мгновенно становились хитами – даже за "железным занавесом". Тогда, двадцать с лишним лет назад, музыканты были в полном офигении от того, что практически весь концерт советская публика пропела вместе с группой целую программу. Шок был столь велик, что Uriah Heep навсегда влюбились в Россию и отныне исправно посещают наше отечество, гастролируя здесь куда чаще, чем в иных странах. Правда, аншлагов собирает все меньше: за эти годы Россия увидела такое количество "легендарных шоу", что сейчас требуется изрядная энергия, чтобы собрать хоть ползала.
В этот раз повод - весомый: группа отмечает свое 40-летие (причем не виртуальное, как у Машины времени, а реальное: Бокс не зачехлял гитару с 1969 года). В связи в этим жилистая длинноволосая банда привезла в Россию обязательный набор хитов, несколько новых песен и прошлогодний альбом "Celebration".
"Celebration" – альбом автокаверов: музыканты взяли все свои основные хиты и переписали их заново, так, как они звучат по внутреннему состоянию на 2009 год. Чтобы было интереснее, добавили в пластинку две новые композиции. Тем не менее, говорить о том, что творческий потенциал Uriah Heep растрачен, не совсем правильно: накануне вышел весьма крепкий студийный альбом "Wake The Sleeper", первый после почти десятилетнего перерыва. Он продемонстрировал, что порох в пороховницах у группы еще остался. При этом большинство песен на Celebration принадлежит авторству легендарного клавишника Кена Хенсли (Ken Hensley), покинувшего группу еще тридцать лет назад, а вовсе не действующих музыкантов группы.
Целесообразность выхода этого альбома многим стала очевидна только на концерте, прошедшем в московском "Главклубе".
Концерты Uriah Heep, как и любой другой группы из числа боевых мастодонтов рока, представляют собой презанятнейшее зрелище: смотреть на происходящее в зале порой куда интереснее, чем на сцену. В самом деле, где еще вы увидите седовласых дедушек, распевающих любимые песни и лихо отплясывающих вместе с собственными внуками? А Uriah Heep дают им такую возможность – тоже изрядно поседевший Мик Бокс не просто выдает давно знакомые мелодии, он еще и возвращает молодость, пусть ненадолго, часа на полтора, но – возвращает.
Даже несмотря на не улучшившийся после капитального ремонта глухой звук "Горбушки", было понятно, что музыканты – в прекрасной форме патентованного "живого коллектива". Берни Шоу (Bernie Shaw) все так же непринужденно берет верхние ноты в "Bird Of Pray", клавишник Фил Лензон (Phil Lanzon) и басист Тревор Болдер (Trevor Bolder) - не только прекрасные инструменталисты, но и великолепные бэк-вокалисты, уверенно поддерживающие партию Шоу и создающие обязательное "ровное" трехголосие. Недавно влившийся в коллектив барабанщик Расселл Гилбрук (Russell Gilbrook) тоже не подкачал.
Отдельных комплиментов заслуживает, конечно же, маэстро Мик Бокс, продемонстрировавший все грани своего таланта - то он пришпоривал гитару в "Easy Living", то, сменив электроинструмент на акустику, держал ритм во "Free Me", но знакомый с детства саунд - очень четкий, с ярко выраженной фразировкой, присутствовал во всех композициях. Да, Бокс, не выдавал головокружительные соло а-ля Джо Сатриани (Joe Satriani), но прелесть его игры состоит именно в риффовом мышлении, когда в одну музыкальную фразу мистическим образом умещаются и основная мелодическая линия, и приятный сольный "кунштюк".
Когда после знакомых с юности хитов зазвучали новые "Only Human" и "Corridors Of Madness", стало понятно, зачем Uriah Heep был нужен именно такой юбилейный альбом, как "Celebration". Именно так, переиграв старые хиты, можно показать всем поклонникам – и старым, и малым – что, по сути, ничего в группе не изменилось, что вся пятерка – по-прежнему сильный и крепкий состав, способный в свои немолодые годы все так же лихо "рубить" рок-н-ролл и выдавать новые песни, которые "качают" ничуть не хуже песен 70-х. А все желания поклонников, конечно же, окажутся удовлетворенными: стоящий рядом со мной благообразного вида седой старичок периодически прикладывался к стаканчику с пивом и пронзительным тенорком вопил: "Джи-и-и-ипси!!!". И когда, ближе к финалу, музыканты грянули таки обязательную "Gypsy", радости ветерана не было предела. Все-таки человеку очень мало надо для счастья – любимая музыка и пиво.
Случился на концерте и обязательный сеанс пения а-ля караоке: хит веков и народов "Free Me" не завывал только ленивый, а Берни Шоу с видом опытнейшего хормейстера командовал: "Поет только балкон - поют только девчонки - а теперь поем все вместе!". Исполненная на бис "Lady In Black" была пропета общим хором, благо протяжное "А-а-а" в припеве не требует ни перевода, ни дополнительного осмысления.
А в остальном – все, как обычно: Шоу посетовал на московские морозы ("Мы только что были в городе… как же он называется?... Там был плюс один, а тут у вас в Москве минус двенадцать!"), напомнил, что группе, если кто-то забыл, уже факинг сорок лет, а Мик Бокс извинился за предыдущие отмененные гастроли.
Впрочем, мы на них и не думали обижаться – зачем обижаться на старых друзей? Тем более, что в том, что Uriah Heep еще не раз посетят наши края с дружественным визитом, не сомневался никто: ни те, кто видел их и в 1987-м, и в 2010-м, да и те, кто оказался на концерте впервые. И в самом деле: вот вам greatest hits, отлично сыгранные, пристойно спетые. И кто еще похвастается подобным в такие-то годы?
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)