У меня пожизненный срок. Я не виновен, и поэтому ещё надеюсь на адвокатов, апелляцию, сочувствие тех, кто мне верит, и ещё - на чудо. Уже 15 лет прошло, надежды тают. Остаётся побег. Обманув вертухаев и подделав документы, я вырываюсь на свободу. Но эта свобода условна: меня ищут все охранные службы, овчарки идут по следу, а в прессе опубликованы мои портреты. И, в конце концов, я попадаюсь во время массовой облавы на таких же беглецов. Снова тюрьма, а в наказание за побег – бессрочный карцер и кляп до конца срока. То есть, до конца моей жизни.
Но внезапно в стране меняется власть, и меня выпускают по амнистии, а потом и реабилитируют…
Никакое другое сравнение не кажется мне более убедительным, чем это, когда я вспоминаю, через какие тернии мне и многим другим музыкантам пришлось пройти в советские времена ради получения права на исполнение собственных песен. Сейчас, за 20 лет, прошедших со дня фактической отмены цензуры, выросло целое поколение музыкантов, которые не знают, что такое "литовка" - получение права на публичное исполнение того, что ты сочинил.
Когда в 1967 году, в школьной тетрадке в клеточку, я зафиксировал куплеты своей первой песни "Водовоз", я даже не представлял, что до конца дней у меня не будет абсолютно никаких шансов исполнять её публично - уже хотя бы потому, что в ней фигурирует дед в красных, "революционных" штанах. И что следующая песня, "Некрасивая", - тоже "непроходная" потому, что она о некрасивой и потому несчастной девушке. А в СССР не может быть нечастных девушек: все молоды, здоровы и готовы выполнить любой наказ родной Партии, а грусть и несчастья – удел загнивающего Запада.
Но в силу наивности и юношеской веры в справедливость я даже не задумывался, можно или нельзя: и сам пел, и другим давал – Красным дьяволятам, Кентаврам; и всем, до кого добрели катушки "Тип 6" с моими записями в конце 60-х - начале 70-х.
Первый щелчок по носу я получил, когда попытался в 1969 году участвовать в ТВ-конкурсе "Алло, мы ищем таланты!". В отборочной комиссии мне вежливо объяснили, что петь надо песни советских композиторов, а не самодельные вирши. За столом жюри сидели Александр Масляков и другие звёзды тогдашнего эфира плюс какие-то сурового вида тётеньки-дяденьки. Звёзды помалкивали, а наставляли меня тётеньки-дяденьки, редакторы передачи. Где-то через месяц я увидел Маслякова в популярном тогда пивбаре "Жигули" на Калининском, и в сердцах послал ему через официанта кружку пива, что было унизительно: таким звёздам полагалось презентовать, как минимум, шампанское или коньяк. Когда мы с друзьями уже толпились в гардеробе, Масляков вышел и, отозвав меня в сторонку, сказал приблизительно следующее: "У тебя хорошие песни, но ты не член Союза Композиторов, ты слишком молод, ты никто, и твои песни на ТВ не возьмут ни под каким видом. Выучи что-нибудь советское и приходи".
С этого момента, с этой попытки я и начал понимать, что такое цензура. А то, что она - навсегда, не вызывало сомнений: в 1969 году никто и в страшном сне не мог предположить, что через 20 лет Советская власть сначала качнётся, а потом и кончится.
Стоит сказать, что все формы жизни в СССР – политические, интеллектуальные, моральные, культурные и так далее – были довольно строго регламентированы. Сталь выплавлял Сталевар, Хлеб растил Хлебороб, Музыку писал Композитор. Для этого их учили, воспитывали, растили. Я нисколько не преувеличу, если скажу, что на таких, как я, в советском обществе смотрели как на людей не от мира сего, немножко двинутых: ведь есть же консерватории, которые учат прошедших специальный отбор людей сочинять музыку; есть Литературный институт, который учит других способных людей сочинять стихи к этой музыке. А четыре лохматых битла из враждебной нам Англии - ну, это товарищи, несерьёзно: "Орэра" у нас есть, и достаточно…
Такое отношение (а оно превалировало и довлело) очень негативно сказывалось на смельчаках, пытавшихся писать-сочинять. Это тоже была своего рода цензура, цензура большинства, и она нередко захватывала твой близкий круг: семью, друзей, сокурсников. Твою девушку, наконец, которая всегда предпочтёт музыканту-самоделке вьюношу с техническим дипломом. Во многом именно из-за этого большинство первых бит- и рок-групп предпочитали играть кавер-версии, а не собственные песни.
Тем временем в Польше или Венгрии все было наоборот: там года с 1966-го рок-группы исполняли, в основном, свой материал, и это поощрялось. А у нас… Например, моя мама впервые посетила мой концерт не в 1967 году, когда я мёртвой хваткой вцепился в гитару, а в 1987-м. И призналась, что только тогда поняла, чем её сын занимался все эти 20 лет. При этом мама моя – музыкант-хоровик от бога, воспитавшая любовь к музыке у сотен ребятишек.
Были ещё барды – Высоцкий, Окуджава, Кукин и т.д. Но существенной разницей было то, что я хотел играть сложную и громкую музыку. А барды в те годы использовали, в основном, три аккорда, звучавшие в русских салонах и трактирах ещё в конце 19 века. Такое явление, как аранжировки, применительно к ним в те годы даже не рассматривалось. Рокеры же сочиняли актуальную, насыщенную мелодикой и глубоко гармонизированную музыку, а при её воспроизведении использовали современную электронику, их драйвовые песни несли большой энергетический заряд. Поэтому на фоне вялой советской эстрады и бардовской лирики рок-музыка выглядела агрессивной – как выстрел настоящей пушки на фоне хлопка пугача. Неудивительно, что у многих закладывало уши.
Пока я служил в армии (1970-72), моя песенка "Осень" попала в репертуар первого состава Цветов и даже транслировалась по радио "Юность". Это спровоцировало надежду, что всё будет хорошо, и я всерьёз начал готовиться стать профи как в литературе, так и в музыке. В армии у меня был хороший репетитор Коля Крыщук, работавший до призыва редактором в журнале "Октябрь". Он натаскал меня до такой степени, что, демобилизовавшись в мае, в июле я сдал на "5" литературу на подготовительное отделение филфака и русский на "4". Но завалил английский, и с высшим образованием пришлось повременить на год.
За этот год я узнал, что времена пофигизма со стороны властей по отношению к тому, что поют-играют бит-группы (а они уже назывались рок-группами), прошли: теперь надо получать разрешение на репертуар у худрука ДК. И что один раз в год из Москвы приезжает специальная комиссия МОДСТ (Московского областного Дома самодеятельного творчества трудящихся, подразделения ВЦСП), которая проверяет правильность и легальность этого репертуара. Но самым неприятным было то, что исполнение песен собственного сочинения не предусматривалось: для этого надо было получить разрешение не на уровне ДК, а на уровне МОДСТ.
Существовали и другие любопытные ограничения. Например, в противовес распространившейся на Западе моде на трио гитара-бас-ударные, инспирированной Джими Хендриксом(Jimi Hendrix) и Cream, в советских ВИА должно было быть не менее 4 (!) участников-инструменталистов.
В Москве, например, такой циркуляр обходили следующим образом: приглашался какой-нибудь друг музыкантов, играющий на чём угодно - хоть на баяне, хоть на валторне, - он выходил в начале концерта на сцену вместе со всеми, играл заглавную композицию, потом демонстративно клал свой инструмент на стул и удалялся, а трио продолжало рубиться до конца.
Были ещё несколько пунктиков, сильно раздражавших тех, кто занимался проверками и утверждением репертуара – а в основном это были бывшие "народники" и духовики- военные пенсионеры.
Во-первых, громкость: она должна была быть такой, чтобы комиссия могла слушать и обсуждать, то, что слышит, не повышая голоса – т.е., где-то на уровне звучания бумбокса на сцене.
Во-вторых, гитарные примочки типа фуз, дисторшн, вау стразу просили выключить: их резкий звук дряхлеющие перепонки не переносили.
В-третьих, – и это было повсеместно и строго – процент западных хитов в репертуаре должен был быть минимальным, 2-3 песни, не больше. А каверы на таких исполнителей, как Led Zeppelin, Deep Purple, Rolling Stones, Grand Funk Railroad - пресекались сразу. Можно было немного Beatles: к ним, благодаря антибуржуазным выходкам Леннона в начале 70-х, стали относиться более терпимо.
В четвёртых, в репертуаре в обязательном порядке должны были быть песни "советских композиторов" - такие, которые знают всё. "Песенка извозчика" Утёсова, например, или "Гренада" (не помню уж, кого). И вообще, от группы должно было за версту нести задорным комсомольским духом, сочувствием к угнетённым неграм и нереальной поддержкой мира во всём мире.
Опираясь на эти цензурные постулаты, рок-группа и должна была строить свою программу. Мучительный процесс. Но и другой возможности для того, чтобы группа могла выступать хотя бы на танцах, не существовало. В Москве с этим было проще т.к. там можно было найти базу в ЖЭКе, на автобазе, заводе, в институте – в организациях, не входящих в сферу ответственности Домов самодеятельного творчества. И таким образом как-то избежать контроля, проверок и цензуры. Москвичи с сомнительном в идеологическом плане репертуаром так, чаще всего, и поступали. Иное дело за бетонной баранкой МКАД, там был только один путь: в клуб или ДК.
В итоге чаще всего у провинциальной группы с амбициями было два репертуара:
Правда, был один почти верный способ пробиться сквозь худсоветовские бастионы - блат. Тогда очень многое делалось по блату: от получения должности до выноса чешского бройлера мимо кассы. Блат можно было получить по дружбе, за деньги, славу, или за обмен твоими услугами. Где-то пол-1973 года я простоял в Банном переулке, пытаясь снять квартиру и осесть в Москве: меня там ждала готовая группа моего друга Лёни Левенштейна, им нужен был басист и автор – как раз я. Там же стоял музыкант из Весёлых ребят, не помню уж его фамилию. Узнав о моих мытарствах с песнями, он дал мне телефон и следующее наставление: "Это тётенька с телевидения, ей под 70, она член худсовета и очень любит молодых парней. Через неё многие прошли (и назвал фамилии, которые и сейчас на слуху – С.П.). Позвони, представься, расскажи о своих проблемах. Перепихнёшься пару раз, и всё у тебя будет".
Ещё более извилистый путь проходил через филармонию и профессиональный ВИА. Многие первые рокеры ломанулись во всякие Самоцветы и Добры молодцы именно за этим, наивно полагая, что им разрешат играть то, что они сочинили и пели во студенчестве. Почти ни у кого не получилось. Исключение, подтверждающее правило – Юрий Антонов, который мелодически и гармонически более всех соответствовал тому, что считалось музыкой в тогдашнем Союзе советских композиторов. Того же Константина Никольского в "Цветах" и Фестивале, как автора, игнорировали, а Малежик в "Весёлых" и "Пламени" так трансформировался, что назвать рок-н-роллом его поздние песни довольно сложно.
Я тоже пытался "играть в профи", но, прорепетировав пару недель в каком-то фабричном московском клубе, сбежал: серость, убожество, плесень.
И всё же я предпринимал все мыслимые усилия, дабы получить литовку: мне очень не хотелось, чтобы группу расформировали из-за того, что у нас нет бумажки на половину нашего репертуара.
Сначала это была группа Облака (1973-74 г.г.).
Консерватория без музыкального школы или училища, да ещё с электрогитарой в качестве основного инструмента, мне не светила. Поэтому пришлось заняться самообразованием и поступить на 3-годичные курсы руководителей эстрадных оркестров в том же МОДСТ, который находился на Чистых прудах. Дома я обложился учебниками по гармонии и сольфеджио и начал методично писать клавиры своих песен зная, что именно в таком виде их принимают в ВООАП, Всесоюзном обществе охраны авторских прав (ныне РАО). Мало того, в 1974 году я поступил на редакторский факультет Московского полиграфического института, чтобы не только изучать литературу, но и иметь соответствующую ксиву для "контролёров".
В 1975-м у меня появилась возможность собрать собственную рок-группу, и это была Жар-птица. Ребята, которые пришли ко мне, именно потому и пришли, что знали и ценили мои песни. Вопрос литовки стал ещё более острым.
Песни, которые я туда вписывал, редко в реальности были нашим репертуаром. По идее, я должен был фиксировать сочетания типа "Матусовский – Колмановский". Я же решил, что буду вносить туда фамилии тех, чью музыку люблю, независимо от того, играем мы её, или нет. И писал: Макаревич, Маргулис, Шахназаров, Рыбников, Тухманов, Таривердиев, Градский и т.д. (С Макара, в общем, бутылка, Маргулис мне уже отдал).
Был, кстати, ещё один способ обойти цензурные рогатки, и многие самодеятельные группы им пользовались: взять уже опубликованные стихи и написать на них музыку. Поэтов в советские времена было хоть лопатой жуй, полки книжных магазинов ломились от книжек в мягких обложках, где бесхитростными рифмами подчёркивались чудесности советского строя – от повышения удоев до любви под стрёкот балалайки. Мусора там было 99%, но всё же рок-энтузиасты ухитрялись что-то добывать и перекладывать на свои глуховатые "музимы". Иногда получались целые оратории - про БАМ, космос, борьбу за мир и светлую, как лицо Галины Польских, любовь.
Любопытно ещё, что я каждый год, как руководитель коллектива, пусть и художественной самодеятельности, в обязательном порядке писал "Социалистические обязательства". Непременным для них было следующее начало: "Руководствуясь решениями ХХ... съезда КПСС, решениями …ского Пленума ЦК КПСС, обязуюсь:..". Дальше шло перечисление благостных деяний, которые я обязался совершить "руководствуясь решениями", например: повысить уровень исполнительского мастерства барабанщика; дать шефский концерт для работников птицефермы; произвести ремонт репетиционной комнаты; ввести в репертуар песню, посвящённую роли комсомола в Великой Отечественной Войне. И т.д.
1) Официальный, который мог пройти горнило проверки. В него включались песни забубённых советских композиторов, номера из репертуара ВИА типа песняров-самоцветов, обработки народных песен, пара синглов с пластинок стран социалистического лагеря. Вот, например, что мне приходилось играть:
Таким компотом мы потчевали публику на официальных концертах в ДК и на ежегодных отчётных, когда приезжала комиссия их Москвы.
2) Неофициальный репертуар, который мы действительно исполняли, включал в себя всё, что угодно – от Led Zeppelin и хитов "Машины" до собственных опусов, которые к 1983 году составляли в репертуаре "Жар-птицы" 100%. Этот репертуар исполнялся везде, где не было догляда – на танцах, выездных концертах, свадьбах, вечерах МНС и т.д.
На следующий день я зашел в телефонную будку, простоял там минут 5 и вышел, так и не сняв трубку.
Напечатав тексты на машинке, я поехал в МОДСТ, где у меня состоялся разговор с инструктором-методистом отдела эстрадных ансамблей. Инструктор мне популярно объяснил, что я – никто. У меня нет специального образования – ни филологического, ни музыкального. У меня нет опубликованных в журналах или газетах стихов, я не член какого-либо литературного объединения, не лауреат какого-нибудь конкурса. И т.д., и т.п.
Тексты он читать вообще не стал за ненадобностью. Это не говорилось каким-то менторским тоном. Скорее, это была доверительная беседа врача с безнадёжно больным пациентом, который ещё не осознал трагичность своего положения. А ещё точнее – это была профилактическая беседа тюремного психиатра с заключённым, который никак не может поверить в то, что он получил пожизненный срок. Ну, чтобы головой о стенку не бился и не тревожил других зэков своими воплями.
Но с первой попытки я ещё не понял до конца безысходности своего положения, а просто двинулся по пути, который счёл наиболее честным – как по отношению к себе, так и к ситуации, в которой оказался: я решил получить необходимое образование, чтобы никакой инструктор-методист с духовым прошлым не смог сказать, что я – никто.
Накропав пару десятков клавиров, я поехал в ВОАП. Но там мне сразу дали от ворот поворот: для них я был тоже никто. Оказалось, что для того, чтобы зарегистрировать песню, надо было, чтобы она где-то публично прозвучала – на ТВ, на радио, на пластинке. И чтобы была справка об этом, то есть документальное подтверждение того, что песня прошла первичную цензуру. Естественно, ничего подобного я предъявить не смог.
Так как "Жар-птица" постоянно играла танцы, я, как руководитель, каждый квартал заполнял рапортичку, где указывал название исполняемых нами песен и их авторов. И все, кто играл танцы или лабал в кабаке, получали такие рапортички: по ним авторам начислялось то, что сейчас называют роялти.
Но вот свою фамилию вписать я не имел права.
Я эти решения редко выполнял так как их никто никогда не проверял. Но если приезжала комиссия из Москвы, она могла попросить их предъявить. А результат таких проверок мог иметь крайне неприятный характер...
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)