Один из самых шумных героев последнего времени, актер и автор-многостаночник Иван Алексеев, более известный как Noize MC, рассказал Звукам о тайнах грядущего большого концерта, песнях на злобу дня, преимуществах друзей перед профессиональными музыкантами. А также признался, почему ему интересно писать тексты для поп-певиц и какой самый большой бонус он получил за свою карьеру.
Звуки: Когда под конец года музыканты проводят концерты на таких статусных площадках - в твоем случае "Б1", - это практически всегда означает, что это не совсем обычное шоу. Расскажи, что за выступление будет у тебя? Открой какие-то детали.
Noize MC: Специально под этот концерт мы довольно радикально переаранжируем несколько треков, что до этого звучали исключительно в хип-хоп блоке "под минус". У нас будет несколько фичерингов - песен, которые мы исполним совместно с нашими гостями. Вообще, если говорить в целом, все будет гораздо более "богато" в музыкальном плане выступление. Для этого часть каких-то сэмплерных вещей мы заменили живыми инструментами. В частности, у нас на концерте появится струнная секция. Это, собственно говоря, наш главный музыкальный эксперимент. С духовыми-то мы работаем давно. Еще будет несколько каверов интересных. Уверен, что мы также засветим несколько новых песен.
Звуки: А кто будет исполнять с тобой совместные песни?
Noize MC: Не хочу раскрывать никаких имен. Пусть все это будет сюрпризом. Скажу только, что на разогреве у нас сыграет группа "Rыchigy Mashыn" из Белгорода. Это коллектив, в котором я когда-то начинал свою карьеру: играл у них на бас-гитаре и читал до того, как переехать в Москву. Такой, белгородский Cypress Hill, который, как и Noize MC, играет живьем. Они очень много экспериментируют с реггей, с растаманской тематикой. Ну, и всевозможный тяжеляк у них есть. У них очень крутые тексты, приключенческо-юмористические истории. Очень смешные.
Звуки: А кто придумал довольно нестандартный видеоанонс этого концерта? Очень прикольный ролик, по-моему.
Noize MC: Я придумал. Ехал в машине и размышлял, чтобы такого можно было снять на улице. И у меня родилась идея с разрисовыванием плакатов. Причем, милиция, которая в ролике приезжает нас винтить самая настоящая. Если бы мы брали ее "напрокат", думаю, что мы бы отделались меньшей суммой. Я только-только успел нарисовать Лепсу кепку - тут же приехала милиция. Это потом мы вмонтировали их в конец ролика. Так-то они приехали в середине. Мы отдали им 4 000 рублей и с остервенением стали сандалить дальше. Изначально так не планировалось, но мы решили, что раз уж "уплочено"… И понеслась!
Звуки: Понимаю, что вопрос про новый альбом - стандартная "фишка" журналистов, но со времени выпуска твоей первой пластинки прошло уже много времени, так что он более чем обоснован. Что, где, когда?
Noize MC: Весной будет новый альбом. На самом деле, мы с 2008 года выпустили две пластинки. Вторая - это саундтрек к фильму "Розыгрыш", где было девять новых песен. Просто от нас привыкли ждать других объемов: изначально в интернете была такая огромная масса наших треков… Поэтому люди могли подумать, что так будет всегда. Но я все эти «выложенные композиции» написал почти за семь лет. И выдавать каждый год столько, сколько я написал за семь лет, несколько непросто. Тем не менее, новый альбом уже почти полностью сочинен. Мы его потихоньку записываем. До его выхода мы еще выпустим переиздание нашего первого альбома, которое будет называться "Greatest Hits. Vol.2". Там будет опубликовано пять новых песен и очень сильно увеличен видеораздел, где будут клипы и всякие наши видосы.
Звуки: Ты говорил, что, несмотря на все мучения со звуком, первый альбом по своему звучанию тебя так и не устраивает. Как в этот раз ты решал проблему саунд-продакшна?
Noize MC: Я нашел человека, который очень шарит в этой теме. И теперь почти все делаю дома. Получается гораздо круче, чем во время всех этих мыканий по студиям, где все звукорежиссеры говорят тебе, что "так не делается", а "так надо". Так нельзя, а так - нужно. Когда ты в нашей стране пытаешься грамотно записать микс из рэпа и рока, ты наталкиваешься либо на хип-хоп ориентированных звукооператоров, которые не умеют работать с тяжелым звуком, либо на людей с рок-закалкой, которые о хип-хопе имеют весьма необъективное представление. Теперь я наконец нашел понимающего человека, с которым интересно работать.
Звуки: Кого?
Noize MC: Есть такой музыкальный проект "One Shot" - Вадим Шрам и Женя Маркер. Вот я работаю, в основном, с Женей. Так-то они пишут много саундтреков к компьютерным играм. Такой брейк-бит с тяжелым гитарным звуком. Недавно даже записали композицию для саундтрека к фильму "Черная молния". У них очень большой опыт в создании "колбасного" звука, и при этом они очень любят хип-хоп. То есть весь тот набор жанров, который мне очень близок. Они сами на меня вышли еще года два назад, но плотная работа у нас началась совсем недавно. Например, Женя полностью сделал минусовку к песне "Кто убил Николая Фандеева?" (послушать композицию можно тут - прим. Звуки.RU), если говорить о его хип-хоп работах. Ремикс на песню "Капитал" "Ляписа Трубецкого" мы делали вдвоем. Мне очень понравилось, как он работает, так что второй альбом мы будем делать с ним.
Звуки: Когда ты сказал про "шарящего человека", я почему-то подумал про Васю Васина, который некоторые работы "Кирпичей" тоже делал на домашнем компьютере.
Noize MC: Да, но эти альбомы "Кирпичей" и звучат так, как будто они сделаны дома. А тут получается достичь такого результата, которой казалось бы недостижим в домашних условиях.
Звуки: Раз уж про Васю Васина вспомнили, расскажи об истории вашего знакомства и сотрудничества. Ты же записал у него пару куплетов на сольном альбоме "Демонстрация достижений". А до этого тебе явно кто-то не раз намекал, что в творчестве Noize MC чувствуется влияние группы "Кирпичи".
Noize MC: Намекали. И сравнения понятны. У нас в России не так много толкового микса из этих жанров, чтобы еще кого-то выбрать для сравнения. "Кирпичи" - однозначно флагманы этого направления у нас в стране. В 90-е у нас вообще появилась прослойка людей, которые не любят хип-хоп в его чистом виде, но гоняют постоянно на Дельфина и "Кирпичей". По сути, отдельная субкультура получилась. И я к ней отношение имел, гонял на концерты, покупал кассеты. А с Васей мы познакомились благодаря Ире Министри из "Китайского Летчика Джао Да". Мы с ней встретились на презентации "Розыгрыша", как-то очень душевно общались, ей дико понравилась наша первая пластинка и она рассказывала Васе про меня. Поэтому когда мы с Васей первый раз встретились в реале, у нас уже было какое-то представление друг о друге.
Звуки: А идея фичеринга чья?
Noize MC: Это Вася предложил. У него уже был ряд наработок для его сольного альбома. Он прислал мне несколько песен, но я успел только с одним текстом. Я еще должен был принять участие в "Антикризисных мерах" и написал довольно много текста уже, но Вася хотел от меня чего-то еще, а у меня кусок не дописывался. В итоге Вася решил все выпустить так.
Звуки: И ты, и Вася очень любите песни от первого лица. Некого лирического альтер-эго. Скажи, пожалуйста, как тебе кажется, что общего у этих ваших лирических героев и чем они отличаются?
Noize MC: Мне кажется, что Вася почти не пользуется приемом, который люблю я. Его герой имеет к реальному Василию очень серьезное отношение, он - почти Вася. К тому же, в разных песнях это, по сути, один персонаж. А у меня герои, от первого лица которых ведется повествование, - разные персонажи, разные социотипы, роли. Плюс у Васи какие-то серьезные лирические вещи можно по пальцам пересчитать. У меня их, кажется, несколько больше. Ну, это такое, не значительное отличие.
Звуки: После выхода твоего первого альбома, после нескольких московских концертов даже те, кто откровенно симпатизировал и тебе лично, и твоей группе, часто критиковал ваш уровень владения инструментами. Вы как-то ситуацию поправили?
Noize MC: Я считаю, что наш уровень сильно вырос. Мы год практически откатались с очень плотным графиком. И к записи второй пластинки подошли более умелыми. У нас же была классическая ситуация: мы сперва были друзьями, а уже потом музыкантами. И, например, наш нынешний барабанщик - изначально наш второй гитарист. Он пересел за барабаны прямо в ходе одного из концертов, где мы были заявлены хэдлайнерами. Это был как раз в тот период, когда от нас ушел наш первый ударник, и мы играли под бит с болванки в две гитары и бас. Мы приехали на какой-то рэп-фестиваль в мой родной Белгород и обнаружили, что там дико скачут диски. И все местные рэперки мучаются от этой лажи с фонограммой. Так что мы просто пошли и купили барабанные палочки. Вот так он и отыграл свой первый концерт.
Саня Кислый - наш первый басист и вообще первый музыкант, с которым мы начинали играть, на басу играл просто очень хреново. Фактически никак. Просто он был единственный басист в общаге. На моем этаже - тем более.
Наш клавишник начал играть на клавишах только тогда, когда перед нами фактически замаячил контракт. До этого он достаточно неплохо играл на басу, но с нами просто тасовался и помогал с подстройкой гитар. Так что мы всему учимся в процессе. Только практика.
Звуки: Как тебе кажется, чего в этом больше - плюсов или минусов? В проект под контракт можно было нанять более мастеровитых, так скажем, музыкантов.
Noize MC: Мне комфортно с ними как с друзьями. Это очень важно. Команда из четырех лабухов, которые ох*енно играют, но видеть друг друга не может за пределами тура - гиблый вариант. И потом, у нас, когда каждый находит какую-то фишку, он доходит до нее нестандартными методами и работает над ней головой, а не массивом заданных штампов. Они не зашорены. У них сознание не замутнено игрой в каких-то других коллективах, кавер-бэндах и так далее. Мне кажется, это более благодатная почва для творчества. Из вариантов "собрать крутых лабухов" и "научить братву играть" я выбираю второй.
Да и потом… Если взять группу Sex Pistols, кто там умел играть? Один хуже другого. Но на уши весь мир поставили. Это же чистая панк-идеология: слушатели и выступающие не должны сильно друг от друга отличаться.
Не волнуйтесь, играть мы поднатаскаемся. Главное, что у нас есть песни, которые нравятся людям, и говорим мы про те вещи, которые им близки. Все остальное - детали и подробности.
Звуки: Кстати, о близких вещах. Ты в связи с последними высказываниями нашего министра внутренних дел, который разрешил гражданам давать отпор неправомерно действующим сотрудникам милиции, не чувствуешь себя в какой-то мере пророком? У тебя же есть нелестная для милиции песня "Кури бамбук".
Noize MC: Не знаю. Я же просто описываю ситуацию, которую я вижу, подходя к ней с какой-то нестандартной стороны. Нет, подобной "манечки" у меня нет: сейчас я про что-то затру, а это - раз! - и произойдет. Были, конечно примеры такие, но это просто подмеченная тенденция.
Звуки: Тебе что интереснее: написать нечто на вечную тему, историю в себе, или уловить ситуацию, сработать на злобу дня?
Noize MC: Первое, конечно, интереснее. И первое сложнее - однозначно. Песни на злобу дня тоже могут быть хороши. Мне нравится писать абсолютно разные вещи. Хороший пример - Высоцкий, у которого много песен на злобу дня, практически полуфристайловые зарисовки, которые тогда били в точку. Сегодня они слушаются не так свежо. А есть какие-то вещи, которые вне времени, вне каких-то рамок. Их меньше - и это нормально. Это же извечный спор должна ли поэзия быть ангажированной или нет. Мне кажется, что и должна, и не должна.
Звуки: Из чего формируется твоя "злоба дня", на которую ты можешь откликнуться песней?
Noize MC: Из повседневных ситуаций, в которые я попадаю. И моя реальность не очень сильно поменялась, с тех пор как мы стали популярны. Я как ездил на метро, так и езжу. Я не умею водить машину и не стремлюсь к этому, если честно. И если я попадаю в какую-то ситуацию, связанную с нашими правоохранительными органами, мой статус мне не очень-то помогает. Наоборот. Меня многие тупо не узнают, названия нашей группы многие не знают. И люди, от которых зависит наше спокойствие, не в курсе нашей деятельности абсолютно. Меня даже охранники в клубах до сих пор не пускают. В 2005 году меня не пустили на концерт Лигалайза по VIP-проходке, которую мне лично дала его жена. Сказали, что я х*евенько одет, как-то не так выгляжу, и вообще пошел бы нах*й отсюда. И сейчас также было бы. В плане отношения с людьми власти и микровласти ничего не поменялось, совершенно. Я не свечу какими-то корочками, не езжу на тачке с номерами "ААА". Ничего такого. При желании, наверное, можно было бы заморозиться, но мне это совершенно не близко и не нужно.
Звуки: Давай тогда к концертной реальности. Скажи, как ты ощущаешь настроение публики на своих концертах при переходах от рок-блока к рэпу и обратно? Насколько слушателям, по твоим ощущениям, комфортно воспринимать столь разные части твоей программы?
Noize MC: А у нас публика лояльно относится к рок-музыки, но при этом не отрицает хип-хоп. Обратных примеров меньше. Многие рэперы часто разочаровываются, что мы рубим так тяжело. И отсеиваются естественным образом. Кстати, даже когда я сам выступал под минусовки, я очень часто минусом и какие-то тяжелые вещи ставил. Сейчас, конечно, гораздо больше людей в курсе, чего от нас стоит ждать, благодаря тем же социальным сетям, где появляются какие-то видео. И те, кто еще ни разу не был на концерте, уже примерно представляет, как это звучит и чего там ждать можно. Так что приучать уже никого не нужно.
Звуки: К этим сюрпризам, наверное, уже привыкли. Но не все привыкли к тому, что ты можешь написать несколько текстов для поп-певицы Тани Терешиной. Понятно, что причина этому - ваш общий менеджмент. Но, как я понимаю, к тебе уже начинают обращаться и другие артисты? Чем отличаются подходы, с которым ты пишешь собственные вещи и с которым ты делаешь текст для попсовой барышни?
Noize MC: Я просто представляю себе какую-то песню, которая абстрактно где-то играет, но при этом меня не раздражает. Мне писать эти тексты проще. И текста там вообще меньше (улыбается). В плане музыки туда идет какое-то вторсырье, которое мне кажется слишком попсовым или не очень мне нравится, чтобы я мог это использовать у себя. Для меня это своего рода развлечения, за которое еще и оголтело платят на самом деле. Для девушки Аделины, которая раньше была в группе "Тутси", я написал песни три-четыре. Сейчас есть заказ для украинской певицы Тины Кароль. Но мне, в общем, все равно, кто их будет петь.
Звуки: Тебе-то этот опыт что-то дает, кроме денег и веселья?
Noize MC: В этом есть некоторая школа, потому что собственные культурные стандарты растут. Я пишу и в какой-то момент понимаю, что я пишу какую-то телкопесню, херню какую-то. Так что это в какой-то мере своеобразный тренинг. Я же просто пишу любовную лирику, у меня есть какой-то семейный опыт, опыт общения с женским полом. Так что я просто меняю героя на героиню. В итоге, это все равно мое впечатление, мой опыт.
Звуки: Ты за свою жизнь написал такое дикое количество текстов, песен, придумал невероятную кучу рифм, поэтому очень хочется узнать, что должна представлять собой рифма, чтобы превратиться в песню?
Noize MC: Просто должен получится какой-то хук, от которого ты будешь впоследствии отталкиваться. Я не знаю, как это объяснить. Пришло две строчки в голову - и тебе уже понятно, про что будет эта песня, о чем она будет. А иногда бывает, что ты придумываешь какой-то кусок, который непонятно куда отнести, и он сам обрастает какими-то подробностями. Алгоритма никакого нет. У меня телефон с полной раскладкой клавиатуры, я все туда забиваю.
Звуки: Когда ты был в статусе любителя, группа у тебя была самодеятельной, вы фактически любой твой текст могли превращать в песню. С момента перехода в профессиональные музыканты, ты стал критичнее относиться к материалу - текстам, музыке?
Noize MC: У нас все равно никогда не было такого, что я пишу 50 песен, из которых мы выбираем 10. Как Linkin Park, которые для последнего альбома написали 200 треков, а на пластинке оставили 12. Это для меня совершенно не приемлемая херня. Какая-то "так себе" песня не сойдет с конвейера в принципе, ОТК не пройдет. Конечно, я могу в последствии разочароваться как-то в том, что я написал. Но, как правило, если я что-то написал, значит я хочу и буду это исполнять. Так было и так будет. Просто какие-то творческие подходы я для себя новые разрабатываю, плюс большую роль играет жизненный опыт. Я, конечно, понимаю, что многие вещи, написанные за последнее время, я не мог написать, будучи младше. Чтобы писать от лица какого-то персонажа, надо себе досконально его представлять, лексику, общаться с подобными людьми. Если ты просто пытаешься представить себе это как абстракцию, то эта вещь не имеет под собой никакой жизненной основы и такие вещи просто не пишутся. А умение подмечать какие-то мелочи, строить какие-то диалоги - оно приходит только с жизненным опытом. С творчеством это напрямую не связано.
Звуки: Стоит ли от тебя ждать каких-то сольных проектов?
Noize MC: Нет, я ничего такого не планирую. Я разработал такую платформу, которая мне позволяет делать абсолютно все, что я захочу. Нет ничего такого, ради чего мне нужно замутить сольный проект. Вот басист Koяn записал какой-то хип-хоповый сольник, потому что как бы Koяn не мешали это в своем творчестве, они все равно металл-группа. Про нас такого не скажешь. Если я вдруг сделаю вещь в стиле, в котором Noize MC никогда не работали, я уверен, что все мои товарищи меня только поддержат. И в итоге мы ее сделаем. Мы делаем, что хотим. Это и есть наш самый большой бонус.
Noize MC
Москва, клуб "Б1"
18 декабря 21:00
Noize MC - шум большого города в mp3-формате
Дата рождения:
9 марта 1985
Подробности из жизни:
Состав:
Иван Алексеев - гитара, вокал, читка.
Павел Тетерин - барабаны
Александр Кислинский - бас-гитара
Максим Крамар - гитара, клавишные
В далеком 1999 году на концертных площадках Белгорода зажглась новая рэп-звезда. 14 летний фристайлер Иван Алексеев сметал в батлах самых маститых рэперов. Однако карьера подающего весьма и весьма большие надежды музыканта могла закончиться не начавшись: вместо того, чтобы продолжать жечь на сцене, Иван решил заняться собственным образованием и поступил на факультет защиты информации в Российский государственный гуманитарный университет.
Но пути Господни неисповедимы - музыку Иван не бросал, и в общежитии РГГУ на почве необъятной любви к таким командам, как Nirvana и The Prodigy, сколотил группу Protivo Gunz. В один прекрасный день Иван принимает судьбоносное решение - участвовать всей группой на фестивале уличной культуры Snikers Urbania. Новичкам повезло: они выиграли главный приз - съемку клипа на "Песню для радио".
В 2007…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)