Принято считать, что знаменитые маски нью-йоркских королей глэм-рока Kiss известны больше, чем их музыка. Этот расхожий штамп, стоит лишь попытаться проверить его на прочность, рассыпается в прах при первом же прикосновении. Как и обманчиво простая музыка группы (вы когда-нибудь пробовали сыграть "Strutter" в оригинальной тональности?), костюмы музыкантов тоже содержат куда больше "потайных карманов", чем может показаться на первый взгляд. Ибо менее всего заметно оказывается подчас именно то, что особенно нахально мозолит глаза.
Как и полагается порядочным супергероям, основатели Kiss - басист Джин Симмонс (Gene Simmons) и гитарист Пол Стэнли (Paul Stanley), - в начале славных дел были абсолютно заурядными внешне типами. Два пухлощеких увальня - один с бородой, второй с вытаращенными глазами, и оба - с манерами трамвайных хамов. Именно из таких "гадких утят", как правило, и вырастают рок-н-ролльные лебеди, раки и щуки: чем больше у тебя комплексов неполноценности - тем сильнее стимул стать круче всех.
Как избавился от лишнего веса Пол - нам неведомо. А вот Джин, по легенде, стал высоким и стройным, танцуя до упаду твист - одно время он даже занимал призовые места на танцевальных состязаниях. Едва не убив друг друга при первой встрече, Пол и Джин, по счастью, быстро нашли общий интерес. Оба писали песни и метили в рок-звезды. "Да, это неплохо - почти подходит к моему собственному материалу", - снисходительно отозвался Джин о набросках Пола, из которых потом, кстати, вышла песня "Let Me Know".
Об исторической встрече с Питером Криссом (Peter Criss), барабанщиком классического состава, никто не расскажет лучше него самого: "Джин позвонил мне, как раз когда у меня дома в самом разгаре была бурная вечеринка. Мы все пили вино, а он выдал мне целую тираду, типа "Хорошо ли я одеваюсь? Длинные ли у меня волосы?" А у меня тогда были новехонькие вельветы и атласные штаны, потому что я только что вернулся из свадебного путешествия по Англии и Испании. Итак, я отправился в "Electric Lady Studios". Облачился в свой самый крутой прикид, натянул атласные золотые штаны и бирюзовые ботинки - я был похож на брата Джимми Хендрикса. И прошел мимо этих двоих, которые стояли, облокотившись на машину, одетые, как хиппи. Я даже не удостоил их повторным взглядом. Зашел внутрь и спросил Джина Симмонса и Пола Стэнли - мне ответили, что они ждут снаружи. Я выглянул в окно и подумал: "Нет, не может быть, чтобы это были они! И это парни, которые спрашивали меня, клево ли я одеваюсь?" Да они были похожи на бродяг!" Ты не понял, чувак, - вразумили новобранца гитарист с басистом, - Мы имели в виду - насколько круто ты сможешь держаться на сцене!
В этой области у парней уже был достаточно известный пример для подражания.
"Никогда не забуду, как мы ходили на концерт Alice Cooper,
- рассказывает Крисс, - В тот же вечер, вернувшись на наш чердак, мы сказали друг другу: погодите-ка, а что, если бы на сцену вышли сразу четыре Элиса Купера?.."
Первым пришел контрастный грим. В поисках своих образов музыканты прошли долгий путь проб и ошибок. Например, знаменитая "звезда" Пола Стэнли появилась не сразу. "Поначалу Пол рисовал себе круг вокруг глаза, - вспоминает "классический" соло-гитарист Эйс Фрейли (Ace Frehley), - Я предложил ему рисовать вместо круга звезду, а то круг выглядел как-то туповато..." Не вполне уверенный в этой идее, Пол для начала намалевал на физиономии полумаску а-ля Зорро и сгоряча назвался "Bandit", но потом все же решил прислушаться к предложению собрата по шести струнам. Да и кошачьи усы Питера Крисса даже на обложке дебютного альбома еще несколько отличаются от тех, к которым мы привыкли.
До костюмов дело дошло несколькими концертами спустя. Первый набор сценической амуниции наша "фантастическая четверка" сконструировала собственноручно, используя в качестве исходных материалов любые подворачивающиеся под руку материалы - от садо-мазо-аксессуаров до собачьих ошейников. Лишь после выхода дебютного альбома Kiss разработкой сценических костюмов команды занялись дизайнеры. Причем еще в процессе записи пластинки боссы лейбла пару раз пытались отговорить музыкантов от использования грима и кюстюмов. Так что все разговоры о том, что Kiss изначально задумывались американской шоу-индустрией как некий металлический бой-бэнд - ложь от начала до конца.
В настоящий момент все четыре маскарадных домино Kiss, если верить современным фотографиям и компьютерной игре "Psycho Circus: The Nightmare Child", состоят (не считая обязательного для всякого супергероя обтягивающего трико) из сапог, наручей, пояса, наплечной перевязи (или жилета), брони и маски. Разумеется, у каждого из супергероев эти элементы выполнены в индивидуальном стиле, а по версии комиксов и игры, еще и относятся к четырем алхимическим стихиям и обладают особыми магическими характеристиками.
Глубже всех идеей костюма и грима проникся Симмонс: "Я погружался в этот маскарад с головой. Для меня это было сродни катарсису, тогда как для остальных парней - лишь игрой в переодевания..." Ответ Джина на требование лейбла избавиться от сценической мишуры был самым категоричным: "Либо вы получаете группу в полной амуниции, либо не получаете ничего". И по сей день костюм и грим Симмонса - самые навороченные среди всех используемых группой. На самый часто задаваемый репертерами вопрос: не надоело ли ему на старости лет раз за разом облачаться в доспехи и боевую раскраску? - Симмонс неизменно гордо отвечает: "Нет. Это не может быть рутиной..." И тут же весело добавляет: "Да я вообще сплю в своем костюме!"
Образ Симмонса - "The Demon", стихия - огонь. Согласно легенде, вылупился сей персонаж из яйца и при этом еще и обладает властью над стаями летучих мышей. Сапоги Демона выполнены в форме драконьих голов - глаза сверкают, ноздри пышут огнем, голенища высотой до середины бедра топорщатся серебристой чешуей. Носит тяжелый броневой нагрудник, шипованные наручи и наплечники, за спиной - пара проклепанных крыльев из черной кожи. Инструмент и одновременно оружие - бас-гитара в форме топора либо туза пик. Волосы на макушке в целях безопасности подвязаны в пучок: не лишняя предосторожность, ведь именно Демон - главный в группе мастер по огнедыханию. Правда, ставший таковым по недоразумению. "Билл Окойн (Bill Aucoin, менеджер) сказал: "Парни, один из вас должен изрыгать огонь. Кто не хочет этого делать?" И все подняли руки. Но я не заметил, что это был отрицательный вопрос, и не поднял руку, так что я попал", - смеется Симмонс. "Когда Джин попробовал впервые выдохнуть огонь, он дохнул так сильно, что дочерна опалил все мои белые стены, и мне снова пришлось вызывать маляра", - вспоминает Джойс Биавитц (Joyce Biawitz), коллега Окойна. Что до знаменитого языка Джина ("Самый Длинный Язык В Рок-Н-Ролле"), то истории о том, что его якобы пересадили басисту от быка - лишь слухи.
Образ Пола Стенли - "The Starchild", стихия - вода. Легенда гласит, что в прошлой жизни он был благородным рыцарем и героем-любовником, павшим от руки бесчестного соперника. Звездное Дитя - воплощенные изящество и утонченность: проклепка сапог, наручей и пояса образует изысканные узоры. Кроме того, в эпоху диско именно Стенли щеголял в самых шикарных шелковых рубашках с рукавами-воланами. Не хватает лишь шпаги у пояса - вместо нее Пол вооружен элегантной гитарой "IC400 BK", ставшей ныне такой же неотъемлимой частью его облика, как виолин-бас "Hofner" - главным спутником Пола МакКартни (Paul McCartney). Иногда этот инструмент отделан стразами, либо разнокалиберными осколками зеркала. С повышенной волосатостью своего торса Стенли обошелся так же, как иногда поступают современные программисты: превратил баг в фичу, и ныне гордо носит титул "Самая Волосатая Грудь Рок-Н-Ролла".
Образ Эйса Фрейли - "Space Ace" (по версии "Psycho Circus" - "Celestial"), стихия - воздух. Космический Ас - загадочный пришелец из мрачных глубин далекого космоса, его костюм выдержан в футуристическом стиле и напоминает скафандр из какой-нибудь космической оперы. Основной гаджет Фрейли - верная гитара "Gibson Les Paul" с инкрустрацией маски хозяина на лопатке грифа и тремя звукоснимателями типа "хамбэкер". Средний звучок сконструирован так хитроумно, что способен выдерживать взрыв заранее заложенного в него пиропатрона. Загружается пиропатрон со стороны задней деки через металлическую дверцу, которая во время подрыва раскаляется докрасна. Говорят, что когда Kiss продавали свои старые костюмы с аукциона, оказалось, что на многих трико Космического Аса спандекс в месте касания гитары сплавился или вовсе прогорел. В гриф инструмента встроена небольшая ракетница. Кроме того, некоторые модели инструмента снабжены миниатюрными ракетными двигателями и способны к самостоятельным полетам над партером. А во времена диско-лихорадки и хита "I Was Made For Lovin' You" вся передняя дека гитары передставляла собой сплошную цветомузыкальную панель.
Образ Питера Крисса - "The Catman" (по версии "Psycho Circus" - "King Of The Beasts"), стихия - земля. Легенда барабанщика - самая захватывающая и драматичная. Выживший после авиакатастрофы маленький котенок был воспитан в непроходимых джунглях стаей чудом уцелевших до наших дней саблезубых тигров, после чего отправился покорять цивилизованный мир, на помойках которого и мутировал в человекоподобную форму. Самый примечательный аксессуар костюма Человека-Кота - скрещенные на груди серебристые патронташи; оружие - стреляющие барабанные палочки; транспортное средство - летающая ударная установка. Обычно, ближе к концу концерта платформа со стоящими на ней барабанами поднимается под самый потолок зала, выпуская разворачивающийся до самой сцены многометровый боевой штандарт с двумя изображенными на нем котами.
На рубеже 70-х и 80-х в пантеоне группы ненадолго появились два новых персонажа. Сменивший Крисса барабанщик Эрик Карр (Eric Carr) не стал брать на себя роль Человека-Кота. Его любимым сказочным персонажем всегда был Райнеке-Лис из произведения тайного советника Гете, так что очень скоро новобранец появился перед публикой в гриме "The Fox", напоминающем острую мордочку чернобурки. Чуть позже на место Эйса Фрейли заступил Винни Винсент (Vinnie Vincent). Интересно, что на обложке альбома "Creatures Of The Night" и в клипе на песню "I Love It Loud" он, как и его предшественник, фигурировал в образе Космического Аса. Однако, как показала практика, серебристая полумаска и скафандр с наплечниками-крылышками смотрелись на этом узкоплечем, узколицем и вообще довольно миниатюрном пареньке, подобно колесам от карьерного самосвала, прикрученным к малолитражке. В первом же крупном турне Винсент, с золотистой маской в форме анка на лице и в плаще волшебника, фигурировал уже под партийной кличкой "Wizard". Впрочем, его образ ни на один из официальных альбомов группы не попал: в преддверии выхода альбома "Lick It Up" (1983) группа торжественно смыла свой грим в прямом эфире MTV. Пол Стенли позже вспоминал, что многие из близких группе людей не верили в успех этой авантюры и на полном серьезе спрашивали: "Как же вы теперь будете играть без грима?" Легко! Почти пятнадцать лет. Однако полностью отказаться от полюбившихся публике личин оказалось не так-то просто. В частности, маска Симмонса (с торчащим изо рта силиконовым языком!) долгое время украшала деку его бас-гитары.
Возвращение к старым добрым костюмам произошло в 1998 году, когда снова собравшаяся в классическом составе команда записала альбом "Psycho Circus" и отправилась в новое турне. На сей раз понять, где кончается музыка и начинается шоу, благодаря торжеству новых технологий, было и вовсе затруднительно. Нет, основой звучания группы так и остались четыре голоса, три гитары и барабаны. Но титульный номер новой программы сопровождал безумный видеоряд с буйством компьютерной графики, обложка альбома была выполнена в манере стереокалендарика, на концертах группа вовсю использовала голографическую проекцию, а к каждому билету на выступление группы в обязательном порядке прилагались стереоочки. К тому же вдогонку альбому группа выпустила уже упоминавшуюся компьютерную игру "The Nightmare Child", удачно сочетавшую элементы "action" (лабиринты, монстры, иди и стреляй) и "RPG" (4 персонажа, каждый со своим набором амуниции и сверхспособностей).
Сейчас в составе группы - вновь двое относительно новых музыкантов. Но на сей раз никаких новых имиджей группа изобретать не стала. Эрик Зингер (Eric Singer) уже барабанил с Kiss с 1991 по 1996 годы, и Человек-Кот в его исполнении тоже неплохо смотрится, а Томми Тайер (Tommy Tayer) долгое время был личным гитарным техником Эйса, и в совершенстве успел изучить все трюки Космического Аса. Кстати, не так давно группа представила новые версии своих сценических костюмов. Так что та часть фанатов, которая бурно возражала против использования новобранцами имиджа предшественников, теперь может быть спокойна: это по-прежнему Кот и Космический Ас, но немного другие. Новые. К тому же маски музыкантов с юридической точки зрения давно уже не являются их личной собственностью, а принадлежат творческому коллективу Kiss в целом.
"Речь идет о традиции, - комментирует ситуацию Пол Стенли, - Когда мы снова начали использовать грим, то решили, что будем выглядеть так до конца. Идея создавать новый грим принесла бы все те же проблемы, с которыми мы столкнулись, вводя в состав магов, лис и прочих... Мы хорошо их продумали, но они были частью продолжения того, что, вероятно, не стоило менять... Здесь мы начали, и это тот внешний вид, с которым мы закончим путь этой группы". Закончим? "Группа Kiss достаточно сильна для того, чтобы выжить без меня, без Эйса и без Питера, - тут же спохватывается гитарист, - Даже без Джина. Это неоспоримо!"
В шутку или всерьез это было сказано? Поживем - увидим...
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)