Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. В 1957 году семья переезжает в Москву и несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963 г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Александр по настоянию родителей учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной - В.В.Соколов). Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).
Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе А.Г., пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепьяно, играет в театральном кружке, даже делает первые записи на студии "звукового письма", до сих пор сохранившегося...
В конце 1963 года Градский появляется в интерклубе МГУ и поет вместе с группой польских студентов Тараканы не нескольких концертах (в репертуаре - два блюза и один рок-н-ролл Э.Пресли).
1964 г. - время переезда в более-менее приличную квартиру и... The Beatles - группа, которая определила путь Градского как сонграйтера.
В 1965 г. А. Градский и Михаил Турков организуют группу под названием Славяне. Позднее к ним присоединяются Виктор Дегтярев (бас-гитара) и Вячеслав Донцов (ударные). Еще через два месяца - Вадим Маслов (электроорган). "Славяне" - третья, по времени создания, советская рок-группа (после "Братьев" и "Соколов"), ставшая известной и популярной (просуществовала в этом составе не более года). Александр Градский решил, что только русский язык должен быть основой будущей его музыки и песен - отсюда создание им группы "Скоморохи (1966 г.), ориентированной исключительно на песни и композиции собственного сочинения и на русском языке. Одновременно он продолжает работу с Дегтяревым и Донцовым в группе под названием Скифы. Первоначально эта группа имеет в составе Сергея Сапожникова (бас-гитара), Юрия Малкова (ударные) и Сергея Дюжикова (гитара) плюс Градский. Ориентиры - инструментальная (биг-бит) музыка. Через пару месяцев Сапожникова и Малкова меняют на Дегтярева и Донцова, затем, вместо Градского, приходит Юрий Валов. Интересно, что после ухода А.Г. из "Скифов" его отношения с Донцовым и Дегтяревым не прекратилось, наоборот, они организовали группу под названием Лос Панчос и, вплоть до 1968 года, играли на танцах в клубах и школах западные хиты.
Первые "Скоморохи" (кроме Александра Градского) - это Владимир Полонский (ударные), который впоследствии долгое время играл в ВИА "Весёлые ребята", и Александр Буйнов (фортепиано). Уникальность этой группы состояла прежде всего в том, что они "ходили по путям, никому до сих пор неведомым". Градский определял "чистоту" идеи, но в остальном все были равны. Исполнялись и песни А.Буйнова ("Аленушка" и "Трава-мурава"), и хиты бас-гитариста Юрия Шахназарова ("Мемуары" и "Бобер"), чуть позднее вошедшего в состав. Сразу после этого А.Буйнов был призван в армию и так и не вернулся в группу...
Вечная нехватка денег для приобретения аппаратуры толкает музыкантов группы на работу в филармониях. Градский принимает предложение тогда начинающего композитора и пианиста Давида Тухманова и выезжает на кратковременные гастроли по стране, играя на гитаре и старательно не показывая вокала, чтобы не "засветиться". Иногда (уже без Тухманова) к нему присоединяются Буйнов и Полонский, иногда они работают в поездке, а А.Г. "покоряет" Москву с "Лос Панчос"; в 1968 году Градский даже попадает на временную работу в знаменитый ВИА Электрон, где заменяет Валерия Приказчикова на соло-гитаре и опять же не поет.
За эти два-три года он проехал почти пол-Союза с самым разным репертуаром и с самыми разными музыкантами и солистами и практически никогда и нигде не пел. Лишь однажды, под рев обалдевшего зала, он спел сольный концерт вместо заболевшего филармонического солиста, назвавшись чужим именем...
Как говорил Градский, его идея - заработать в поездках деньги на аппаратуру, затем приехать в Москву, подготовить репертуар и "выдать" русский рок-н-ролл...
1969 год - год поступления А.Градского в ГМПИ им. Гнесиных на факультет сольного пения к педагогу Л.В.Котельноковой. Педагог по камерному классу - Г.Б.Орентлихер; в оперном классе с ним работают такие мастера, как С.С.Сахаров, Н.Д.Шпиллер и М.Л. Мельтцер. Градский начинает параллельно сольную карьеру, выступая один, под гитару. К этому времени относятся "Баллада о птицеферме" и маленькая рок-опера "Муха-Цокотуха".
В 1969 г. "Скоморохи" играют по-прежнему втроем (А.Г. плюс Полонский и Шахназаров), в 1970 г. к ним присоединяется Александр Лерман, интеллектуал, лингвист и профессиональный музыкант, лидер группы Ветры перемен. Впоследствии вместо В.Полонского, перешедшего в ВИА Веселые ребята, приходит умопомрачительный барабанщик Юрий Фокин. Это звездный групповой состав "Скоморохов". Они свободно поют на три - четыре голоса песни собственного сочинения. Москва покорена раз и навсегда. Равных, как говорится, нет. К сожалению, почти никаких записей того периода не сохранилось...
В конце 1971 года А.Лерман и Ю.Шахназаров (впоследствии основатель группы АРАКС театра Ленинского Комсомола, с именем которого связаны все последующие музыкальные успехи Ленкома, человек, работавший затем руководителем музгруппы А.Пугачевой) за 10 дней до начала всесоюзного фестиваля в г. Горьком покидают Градского и Фокина. Фокин приводит к Градскому пианиста Игоря Саульского, сына известного композитора и джазмена, и, в поезде Москва-Горький, Градский обучает Игоря игре на бас-гитаре, после чего "Скоморохи" блестяще выигрывают фестиваль, отдав лишь два первых приза из восьми присуждавшихся тогда самодеятельному "Ариелю". Все предыдущие семь лет вместились в двадцать минут шоу на сцене горьковского ДК. После фестиваля к группе, время от времени, присоединяются флейтист, пианист и вокалист Глеб Май, после сделавший авторскую композиторскую карьеру, и великолепный барабанщик из Еревана Армен Чалдранян...
Начинается период первых опытов звукозаписи. Один из членов жюри горьковского конкурса музыковед Аркадий Петров, работающий в то время на радиостанции "Юность", на свой страх и риск, организует студийные записи Градского и "Скоморохов" на радио.
Тут становится окончательно ясно: "Скоморохи" - это Александр Градский. О нем и о группе говорят "Голос Америки" и Московское радио, его первые песни звучат на весь Союз.
Начиная с 1972 г., группа становится индивидуальным (наряду с гитарой, вокалом и т.д.) инструментом Градского для утверждения его музыкальных и поэтических идей. Первые записи Градского в студии стали единственными и первыми в своем роде рок-композициями в СССР, записанными студийным многоканальным способом, в которых он выступил как мультиинструменталист, автор всей музыки, некоторых стихов, супервокалист, осуществивший впервые в СССР многократное наложение четырехголосия, а одна композиция ("Только ты верь мне") была записана им целиком (партии всех инструментов и голосов)... В том же 1972 г., по предложению Тухманова, он записывает две его песни для LP "Как прекрасен мир" ("Джоконда" и "Жил был я"), впервые в Союзе используется при этом 16-канальная аппаратура.
В том же году СКОМОРОХИ выезжают на гастроли в Куйбышев и Донецк. При этом в их составе, специально для поездки, появляются А.Буйнов, Ю.Шахназаров, Г.Май, барабанщик Борис Богрычев...
В конце 1972 года Градский и Иванов (И.Саульский к тому времени занялся рядом других проектов, играя попеременно с разными музыкантами и группами, равно как и Ю.Фокин) выступают постоянно вместе, меняя барабанщиков и приглашая на разные концерты то Фокина, то Чалдраняна (в настоящее время Игорь Саульский живет в США, сделав фантастическую карьеру профессионального компьютерщика, менеджера и композитора).
Чехарда с составом, учитывая, что группа (по убеждению А.Г.) должна состоять не более чем из 4-х человек, приводит к поискам, а потом и к приглашению в группу новых участников, как оказалось, постоянных и навсегда истинных друзей Александра Градского, с которыми и были им записаны все основные песни, композиции, музыка к кинофильмам, спектаклям, вокальные сюиты и многое другое... Выдающийся барабанщик, суперджазмен и стилист Владимир Васильков и один из самых сильных саксофонистов и флейтистов Союза Сергей Зенько, вместе с Градским и Ивановым, составили тех "Скоморохов", которых мы можем услышать в записи и убедиться в мастерстве всей группы и каждого в отдельности.
В 1973 году выходит первый сингл Александра Градского с "радийными" записями. В том же году, на одной из студийных записей, опять-таки организованной Аркадием Петровым, в аппаратной появляется приглашенный Петровым режиссер будущей кинокартины "Романс о влюбленных" Андрон Михалков-Кончаловский. Он незамедлительно делает Градскому предложение об участии его в фильме, сначала в качестве певца, а затем - автора песен, части стихов и всей музыки...
Небывалый по тем временам случай: 23-летный композитор (не член Союза композиторов!) получает заказ на музыку к 2-х серийному музыкальному фильму одного из самых известных и талантливых режиссеров страны...
Картина вышла на экраны Союза в 1974 году, в том же году - первый LP А.Градского с музыкой из "Романса", за который музыкальный супержурнал Billboard присуждает Градскому титул "Звезда года" за 1974 г. - за "выдающийся вклад в мировую музыку" (цитата).
В том же году Градский получает диплом об окончании Института им. Гнесиных как "оперный и концертно-камерный певец".
Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики.
В огромных дворцах спорта он работает по три - четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа "Скоморохи"), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа организована через филармонии, и на творчестве Градского появляется "печать# официального искусства, т.е. рок-музыка может быть официально разрешена. Мало кто помнит, что Градский "пробил" эту непреодолимую стену первым, а за ним, в образовавшуюся "брешь", ринулись все остальные рокеры...
В 1975 году он работает над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г.Гладкова, В.Терлецкого, Э.Колмановскаого, М.Фрадкина, М.Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н.Хренникова и... записывает "Как молоды мы были" А.Пахмутовой и Н.Добронравова. Кстати, эта песня в исполнении Градского - единственная, которая была "раскручена" ТВ и Радио. Все остальные его работы - по сей день - "зажимаются", несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни.
В 1976 году Градский сочиняет и записывает часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г., по совету А.Петрова - вторую часть "Русские песни" - первая рок-пластинка в СССР, вышла в свет в 1980 г.
Начиная с этого времени, Градский выдает одну студийную работу за другой, вокальные сюиты: "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-74 годов, в котором А.Г. доказывает возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" - на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек", предназначенные для LP, однако их выход в свет постоянно затягивается. В частности, сюита "Размышления шута"; несмотря на выход сингла в 1978 г., была опубликована лишь спустя 16(!) лет после записи.
А.Г. продолжает гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появляются песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима. Он пишет ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и наживая себе кучу врагов.
Градский начинает преподавательскую деятельность, несколько лет работы в Училище Гнесиных - он выпускает курс; следующие несколько лет, уже в Институте Гнесиных, - еще один курс выпущен. Завершился этот этап его работы двумя годами заведывания кафедрой вокала в качестве профессора РАТИ (ГИТИС). По его словам, дальнейшее преподавание возможно лишь при наличии исключительно собственного класса, скорее всего, придется создавать что-то вроде учебного заведения...
1980 год - год смерти Высоцкого становится переломным для Александра Градского. Он полностью переходит в разряд "протестантов", "замешивая" на роковой музыкальной основе трагическую сатиру и драматическую лирику ("Песня о друге", "Песня о телевидении", "Монолог батона за 28 копеек из муки высшего сорта", "Рассказ человека, который не смог поехать в отпуск на Канарские острова" и др.). Поначалу его не "трогают", затем, в 1983-84 гг. кое-какие "неприятности" случаются, но всегда голос и талант "принимаются во внимание". Градского "со скрипом" принимают в Союз композиторов лишь в 1987 году, а первая поездка за границу (в США) состоялась только в 1988 г. - на конференцию, вместе с группой деятелей искусства, кино и политики. Он блестяще поет на закрытии конференции - американцы устраивают ему 15-минутную овацию...
В том же 1988 году уже 25-минутную овацию он слышит в свой адрес и в адрес знаменитого дирижера Евгенмя Светланова и партнеров по сцене, участников спектакля Большого театра "Золотой петушок" - одной из самых сложных для исполнения опер Римского-Корсакова. Партию "Звездочета", труднейшую партию мирового оперного репертуара, Градский исполнял блестяще.
К этому времени, благодаря поддержке Валерия Сухорадо, директора "Мелодии", он выпускает в свет практически все свои работы в виде LP, пишет музыку к фильмам "Узник замка Иф" и "Искусство жить в Одессе", доведя таким образом количество кинокартин со своей музыкой и песнями до 38! Начиная с этого времени, он постепенно сокращает гастрольную деятельность, полностью переключившись на создание в Москве Театра современной музыки. При поддержке Правительства Москвы он получает здание в центре города, начинает его реконструкцию.
Московское театрально-концертное музыкальное объединение (МТКМО), под его руководством, осуществляет ряд сложнейших проектов, в том числе: организация двух "безумных" сольных концертов в Москве (25 января 1990 г. и 17 марта 1995 г.) с участием симфонических оркестров и оркестров русских народных инструментов, рок-групп и своих друзей по "цеху", выпуск в свет "Коллекция АГ", т.е. 13 компакт-дисков с полным собранием сочинений и записей Александра Градского, создание двух музыкальных фильмов "Антиперестроечный блюз" (1991 г.) и "ЖивЬем" в "России" (1996 г.).
Тогда же начались его первые поездки за рубеж. Градский работает в совместных проектах и концертах с такими "китами" западной музыки, как Лайза Минелли, Шарль Азнавур, Джон Денвер, Крис Кристоферссон, Дайяна Уорвик, Сэмми Дэвис, Grateful Dead, Синди Питерсон - в США, Германии, Испании, Греции, Швеции. Наконец, в 1990 году, после одного из совместных с Джоном Денвером концертов в Японии, Градский получает контракт с VMI - ведущей японской фирмой, выпускает под ее маркой два CD и дает несколько концертов в Японии с самым разнообразным репертуаром, начиная с собственных песен на русском языке и кончая западными хитами и японскими классическими романсами. Три его балета ("Человек", "Распутин" и "Еврейская баллада") ставит Киевский театр балета (балетмейстер Г.Ковтун), а два последних - театр балета на льду (худрук И.Бобрин). Все эти спектакли были показаны в Европе и Америке с громадным успехом. Несмотря ни на что, он не останавливается на достигнутом и с упорством продолжает строительство своего музыкального театра.
.
Дата рождения:
3 ноября 1949
Подробности из жизни:
Александр Борисович Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец - инженер-механик, мать - драматическая актриса. В 1957 году семья переезжает в Москву и несколько лет, вплоть до ранней смерти матери (1963 г.), живет в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной, в "компании" еще 9 семей. С 1958 г. по 1965 г. Александр по настоянию родителей учится в музыкальной школе по классу скрипки (педагог - ученик Е.Ф.Гнесиной - В.В.Соколов). Рано (по тем временам) знакомится с западной музыкой (Э.Пресли, Б.Хейли, Э.Фитцджеральд, Л.Армстронг, Ф.Синатра), в советской эстраде отдает предпочтение песням в исполнении М.Бернеса, К.Шульженко, Л.Руслановой, увлекается классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас). Все это впоследствии отразилось в сочинительстве и манере пения. Уже во время учебы в школе А.Г., пробует свои силы в школьных вечерах, поет, аккомпанируя себе на гитаре и фортепьяно, играет в театральном кружке, даже делает первые записи на…
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)